Заилийский Алатау — настоящая мекка для горных туристов и альпинистов

Какое чувство у вас возникает, когда вы видите заснеженные шапки окружающих нас вершин? Что думаете, глядя на них, например, когда находитесь в Алматы? И вообще, смотрите ли на них, наблюдаете ли, поднимаете ли взгляд выше линии горизонта или просто не замечаете их? А может, наоборот — ищете их очертания, даже находясь в других городах и странах?

Бирюзовая тянь-шаньская жемчужина.

Южная столица Казахстана находится в ожерелье горных вершин. Они, как большая подкова, обрамляют ее с юга. Большинство алматинцев и гостей мегаполиса зачастую, когда хотят побывать в горах, ограничиваются поездкой на высокогорный каток «Медеу», горнолыжный курорт «Шымбулак», в другие развлекательные комплексы, находящиеся сравнительно недалеко от города, или просто выезжают на пикники в теплое время года, искренне полагая, что дальше в горах «жизни нет».

Но это о тех, кто предпочитает комфортный, легкий отдых на природе. А вот любители треккинга, горных походов, а не прогулок, не ищут простых путей и уходят подальше и повыше в горы. Благо, для них здесь развернуться есть где! Ведь горы Тянь-Шань, в частности их отрог Заилийский Алатау — настоящая мекка для горных туристов и альпинистов всех мастей.

Здесь можно очень быстро набрать высоту. В буквальном смысле. Вышел из дома, и через полтора-два часа завтракаешь на отметке 3200 метров над уровнем моря, а то и выше. Но это уже кто как любит и кто как ходит. Мы с друзьями любим повыше и подальше, чтобы — ух! — аж дух захватывало!

И вот в начале сентября решили «сгонять» на пик Советов. Чего уж мелочиться, пообедать на высоте 4317 метров.

Надо сразу сказать, что мы не новички в горных походах — ходим часто и стараемся помногу. Поэтому можем себе позволить. Но, поскольку ранее никто из нас «не ходил эту гору», конечно же, пригласили опытного человека, горного гида, знающего дорогу и особенности рельефа этого трека. Хочу сказать, друзья, никогда не надо недооценивать опасности в горах — если не знаете дороги, то только с инструктором или с проводником. Заблудиться, провалиться, как говорится, «шесть секунд».

И вот, в то утро мы вшестером встретились в городе в 4.00, чтобы отправиться в наше путешествие, которое начнется на рассвете от Большого Алматинского озера и закончится там же, но уже глубоко после заката. Такая длинная радиалка. Но тогда мы еще не знали, что оно займет столько времени, мы ведь «ходоки»… Вот и… пожалуйста,

переоценка своих сил — поднимались мы в итоге девять часов (!) в одну только сторону (конечно, с привалами, можно отнять часик в целом, но все же).

Накануне в тех местах выпал снежок, до 10 утра не могли согреться, было жутко холодно с непривычки — после летнего тепла первые холода. В общем, усиленно догоняли солнце, а оно все не поднималось, пряталось за горами, и мы топтали снег в тени. Но боевой настрой ведь ничем не собьешь! Уже давно прошли «зеленку» (не растут деревья, кустарники), кругом любимые скалы и снег.

Вдруг жесткая «горняшка» одолела одну из наших восходительниц, и она обреченно пошла вниз, к машине. Будет ждать нас там.

Минус один. Жаль…

Вскоре светило все же улыбнулось нам из-за перевала и уже не расставалось с нами до вечера, ни разу не спрятавшись ни за тучку, ни за облако. С погодой в тот день нам вообще сказочно повезло, ведь эта гора очень капризна. Как правило, к полудню на нее часто налетает непогода. Горные люди это знают, ну и мы были в курсе, поэтому «втопили» что есть сил.

А они, силы, иногда, казалось, совсем покидали. Ноги не слушались, сердце стучало очень громко (была уверена в тот момент, что его слышали даже в городе), дыхание…

Да что тут говорить… В общем, решили ползти, пока ползется. Поднялись по «сыпухе» на перевал, там немного перекусили баурсаками домашними, попили горячего каркаде, полежали пять минут, и после такого релакса кто-то произнес: «А давайте дальше не пойдем! Здесь ведь и так красиво, хорошо!».

В чем-то он был прав, конечно, но нечего нам тут поход «разваливать». Столько пройти, чтобы просто лечь на полпути, ну уж нет… Вспомнились чьи-то слова, возможно, какого-то известного альпиниста: «Лезь на эту чертову гору!». Да лезем, лезем.

Надо подняться сегодня, ведь в следующий раз может так не повезти, да и, возможно, желание повторить этот «подвиг» появится не скоро еще. Путь сложный, долгий, но такой красивый — острые, причудливых форм скалы, первый снег на солнце переливается бриллиантами, далеко внизу яркое бирюзовое пятно БАО, на севере серая плотная дымка, под ней город (не очень живописно, но факт), а в душе восторг от этих панорам и высоты, где так чисто и легко дышится (когда отдыхаешь).

Высота уже 4150. И с грустью выясняется, что еще двое «сдулись», опять эта «горняшка». Еще минус два… Эх…

А мы все же полезем. Попробуем. Ползли еще часа два, как три крошечные улитки или черепашки на невысокий пригорок (наверное, так мы смотрелись со стороны со своими рюкзаками на спинах в масштабе гор).

И… Влезли! Ур-ра! Видели бы вы своими глазами то, что открывается взору с пика! Море, да нет — океан гор во все стороны до самого Кыргызстана! Моренные озера, ледники, перевалы, вершины, мохнатые ельники внизу! И родная южная столица. В такие моменты любишь ее еще сильнее, ведь именно благодаря тому, что родилась в предгорной долине, я и знакома с детства с ними, с Горами!

Выяснилось, что на вершину мы поднялись не первыми (хотя никого по пути больше не встречали), нас ждал соловосходитель (кстати, поднялся за пять часов, но он, как выяснилось, скайраннер), поднялся по другому пути. Мы дружно пообедали все вместе, и знали бы вы, как не хотелось уходить, но… Не можем же мы здесь остаться, жаль… А часик наверху мы себе все же позволили.

Спуск занял часов семь. Выяснилось, что пока мы были наверху, на подходах весь снег, по которому мы «тропили» утром, полностью растаял. И мы шли уже по рыжему осеннему травяному ковру, по открывшимся тропинкам к такому любимому нашими горожанами и гостями озеру. Обходили его уже в полной темноте, светили только звезды. Но нам совсем не хотелось включать фонарики, чтобы не нарушить это ощущение, что есть только мы и горы. Да и шагалось по грунтовой дороге, хоть и в потемках, но уверенно. За день ноги привыкли к камням да сыпухе, поэтому мы буквально летели, включив интуицию.

И все это рядом с нами, это наши горы!