За период с июля по декабрь 2024 года казахстанский антифрод-центр заблокировал переводы на 967 млн тенге ($1,8 млн). Центр, который начал работу в середине прошлого года, блокирует переводы мошенникам. На начало декабря он зафиксировал почти 12 тысяч мошеннических инцидентов, 7700 из них – благодаря информации правоохранительных органов, сообщает Finprom.kz.
"По данным Нацбанка, большая часть заблокированных средств – 760,9 млн тенге, или 78,7%, – были признаны подозрительными переводами ещё на стороне банка-отправителя. Выплату 206,1 млн тенге предотвратили банки-получатели", – говорится в сообщении.
25,5% мошеннических действий были осуществлены через телефонные разговоры, 18,9% – посредством лжеинвестирования. Доля случаев мошенничества через социальные сети и мессенджеры составила 17,6%.
В прошлом году в Казахстане зарегистрировали почти 30 тысяч уголовных дел по фактам интернет-мошенничества. В 82% случаев расследования закрыли, так как не удавалось установить виновного. С 2019 года доля уголовных дел, закончившихся таким образом, составляла 71-79%.
В 6500 случаях мошенники получали доступ к личным данным жертв. В 5500 случаев потерпевших обманывали при онлайн-продажах услуг, в 5200 случаев – при онлайн-продажах товаров. В 3900 случаев потерпевшие хотели оформить кредит онлайн.
"За январь–декабрь пострадавшие отдали онлайн-мошенникам 11,4 млрд тенге – в 2,8 раза больше, чем в 2023 году. Большую часть жертв таких преступников составили физические лица, они перевели нарушителям 11 млрд тенге. Среди пострадавших есть и юрлица (они потеряли 385 млн тенге), и даже государственные организации (8,4 млн тенге). Возмещение ущерба было относительно небольшим: всего 36,6%. То есть две трети всего объёма средств, или более 7 млрд тенге, владельцам вернуть не удалось", – отметили аналитики.