Поверил наседкам
В тесной камере следственного изолятора города Павлодара 20-летний Нурболат Каиргалиулы не на шутку загрустил, и это вполне понятно. Ведь перспектива провести с пяток лет на зоне мало кого обрадует. Однако, несмотря на свою молодость, парень не раскис. Быстро усвоив основные правила тюремного этикета, он вполне органично вписался в окружающую среду. Зеки со стажем быстренько обучили скромного «пионера» основным премудростям своего жития-бытия.
Насчет срока парень как в воду глядел. Городской суд за все его «подвиги» — пару грабежей и вооруженный разбой — наградил Нурболата пятью с половиной годами.
Прикатив с очередным этапом на павлодарскую зону, парень первое время вел себя осторожно, осматривался. По рассказам опытных зеков, он знал, что во всех исправительных учреждениях есть заключенные, сотрудничающие с администрацией, — «барабанщики». Но «первоход» — он и есть «первоход». Тем более такой молодой. Душа требует общения, хочется услышать хотя бы одно теплое слово...
И пару недель спустя у Нурболата появились два приятеля Степан и Аман — его «семейники», соседи по нарам. Оба обожали разговоры по душам, вспоминали свои похождения на воле. В том числе и те, которые им так и не смогли вменить.
Однажды, решив повысить свой авторитет, Нурболат хвастливо сообщил приятелям, что на нем висит парочка «глухих мокрух». Якобы в 1998 году в Алматы он расправился с двумя «терпилами». И все проделал так чисто, что у полиции не осталось практически никаких шансов на их раскрытие.
Платой за два убийства, по его словам, стали 7000 долларов. Собеседники уважительно покивали и одобрительно похлопали парня по плечу. Хвастун, естественно, не предполагал, что его откровения на следующее утро станут известны оперативникам. Те связались с алматинскими коллегами и получили ответ, что за осужденным Каиргалиулы никакие убийства не числятся.
Его ни разу за подобное «не разрабатывали». Операм учреждения не оставалось ничего другого, как продолжить собирать о нем информацию.
Но делать это надо было очень осторожно, чтобы не спугнуть Нурболата. Поэтому им пришлось разработать целый комплекс специальных оперативных мероприятий.
Получив соответствующие указания из оперчасти, «барабанщики» Степан и Аман сделали вид, что очень уважают своего «семейника» за две «мокрухи». А когда Нурболат надулся от гордости, Аман словно бы невзначай принялся выспрашивать у него детали этих самых убийств якобы для того, чтобы тот обучил его профессионально заметать следы и уничтожать улики. И парень, не заставив себя долго упрашивать, выложил приятелям всю свою историю. Ведь молодость обычно слишком глупа и тороплива...
В 90-х Алматы был кузницей криминала
В 1998 году сельский парнишка, не найдя работы в своем поселке, приехал в Алматы. Помыкавшись несколько месяцев по углам, он устроился рабочим в мебельный цех одного из ТОО. Его хозяин, 40-летний Базарбек Мырзабаев, приметив шустрого паренька, приблизил его к себе и начал давать поручения личного характера. Примерно через год в досужей беседе он предложил молодому человеку «завалить» одного «хмыря». Тот, испугавшись, отказался. Тогда Базарбек перевел все в шутку и стал смеяться над Нурболатом. Примерно через месяц, вернувшись к этой теме, предложил за убийство 7000 долларов. Немного поколебавшись, парень согласился. Базарбек, обрадовавшись, приступил к описанию объекта ликвидации. Нурболат должен был убить некоего Рустама Жаксылыкова. По словам Базарбека, выходило, что этот самый Рустам задолжал ему крупную сумму и отказывается отдавать деньги.
«Он — натуральное чмо! — брызжа слюной, возмущенно шипел хозяин. — Живет в центре города в 3-комнатной квартире. Она ему от родителей досталась. Его отец был крупным партийным работником». План оказался чрезвычайно прост: Нурболат должен был приехать в условленное место и ждать, пока Базарбек не привезет Рустама. Затем жертву надо было избить и добиться, чтобы тот подписал доверенность на право купли-продажи своей квартиры. После чего Нурболат должен был вколоть ему смертельную дозу опия.
Парню план понравился, и Базарбек отсчитал ему деньги для приобретения опия. С ним Нурболат встретился возле поселка поздней ночью. Тот приехал на своей машине, рядом с ним сидел абсолютно пьяный Рустам. Связав жертву, Нурболат жестоко избил его, а когда тот начал молить о пощаде, потребовал подписать доверенность. Поставив на бланке свою подпись, Рустам тем самым подписал себе смертный приговор. Владельца квартиры отвели в густые заросли, где Нурболат ввел ему опий. Когда тот перестал подавать признаки жизни, убийца облил его бензином и чиркнул спичкой...
Затем, уже по дороге домой, Базарбек отсчитал Нурболату 3500 долларов США, а остальные деньги обещал выплатить позже. Но вскоре выяснилось то, чего подельники явно не учли: сожительница потерпевшего, некая Милка, начала его всюду разыскивать. Ходила по соседям и даже в полицию, задавала много вопросов. Базарбек немедленно вызвал Нурболата и приказал ему устранить досадную помеху. Парню не оставалось ничего другого, кроме как согласиться. Базарбек сам привез Милку на место убийства Рустама, и Нурболат задушил ее заранее припасенной веревкой.
Труп несчастной, как и тело предыдущей жертвы, сожгли, а полуобгоревшие останки забросали сухими ветками и травой. Хозяин заплатил Нурболату еще 3200 долларов США и клятвенно пообещал на днях подкинуть еще.
Тут убийца впал в глубокую депрессию и ударился в глухую пьянку. Ужас от содеянного и страх неминуемой расплаты не давали ему покоя. Отдавать свои кровные безродному бродяге Базарбек, конечно, не собирался. Вместо этого он сообщил Нурболату, что полиция уже вышла на его след.
Парень, до смерти перепугавшись, кинулся в бега. Самым надежным укрытием ему показался Павлодар, где проживали его дальние родственники. Там он свел знакомство с местными гопниками, отправился с ними «на дело» и, разумеется, угодил на нары.
«Первохода» взяли на понт как «щегла»
Получив от своих информаторов все эти сведения, оперуполномоченные учреждения удостоверились, что перед ними самый настоящий убийца. По их вторичному запросу сотрудники УВД Алматинской области подняли архивы за 1998 год и установили, что летом возле одного из поселков и в самом деле были обнаружены обгоревшие останки мужчины и женщины. Однако причину смерти, как и личность погибших, тогда установить не удалось. Огонь, зубы диких лис, корсаков и процессы разложения сделали свое дело... Хорошенько поразмыслив, оперативники решили взять подозреваемого на понт — напугать его. Этот план они и претворили в жизнь при помощи еще одного агента. Тот под видом только что прибывшего этапом зека был подсажен в барак к Нурболату. При знакомстве новичок, сделав круглые глаза, прошептал ему на ухо: «Базарбек передает тебе привет». Затем он сообщил новому знакомцу, что Базарбека задержали за два убийства. «Но, — продолжал зек, — у полиции не хватает доказательств. А Базарбек просит тебя за большие деньги признаться в этих убийствах и говорит, что потом выкупит тебя из тюрьмы. Иначе он все повесит на тебя». Жадность и отсутствие элементарной сообразительности заставили Нурболата принять это сомнительное предложение.
И он написал явку с повинной.
При проведении следственного эксперимента он подробно рассказал следователям, как и с помощью чего убивал ни в чем не повинных людей. Как потом сжигал их трупы. Назвал и имя заказчика. Во время следствия выяснилось, что Базарбек в конце 80-х служил оперативником в одном из подразделений Алма-Атинской милиции. Однако его уволили за многочисленные издевательства и избиения подозреваемых. После чего в начале 90-х он занялся коммерческой деятельностью. Его задержали, но до суда дело не дошло. В один прекрасный день его нашли в камере мертвым.
За двойное убийство суд приговорил Нурболата к 18 годам лишения свободы.
Имена и фамилии действующих лиц изменены по просьбе родственников.