Почему родители убивают своих детей?

Убийство семилетней девочки в Павлодарской области, в котором сейчас подозреваются мать ребенка и ее любовник, настолько потрясло казахстанцев, что даже родственники задержанной женщины требуют для нее пожизненного заключения. Правда, в Казахстане для женщин подобного наказания не предусмотрено.

Почему родители убивают своих детей?

Эта душераздирающая история случилась в маленьком селе Бескауга, что в 55 километрах от Экибастуза. В последние дни сюда без устали приезжали волонтеры из разных городов: Караганды, Астаны, Павлодара... Все понимали, что с каждым часом шансов найти маленькую Милану живой становится все меньше. Осознавая это, люди продолжали поиски ребенка в любую погоду. В ночь на 19 ноября она особенно испортилась. К тому времени шли уже вторые сутки с момента пропажи девочки, которая, как утверждала ее мать, вышла из дома в легких розовых кроссовках.

Но что случилось со школьницей на самом деле?

Хронология событий

С 17 ноября, когда пропала девочка, и по вечер воскресенья 19-го, когда ее тело откопали в строительном мусоре во дворе одного из сельских домов, мать девочки рассказывала одну и ту же историю. По ее словам, каждую пятницу она вместе с тремя детьми уезжает на выходные к мужу и отцу своих детей. Тот работает скотником в отделении крестьянского хозяйства в полутора километрах от Бескауга, выходных у него на работе нет, поэтому семья приезжает к нему сама. Так, по словам матери, было и в пятницу, 17 ноября.

Около четырех часов мать и дети начали собираться, но средняя дочь Милана якобы категорически отказалась ехать к отцу. Ссору с дочерью на этой почве женщина отрицала, но сообщила, что Милана, настаивая на своем, ушла из дома. В полицию о пропаже девочки она заявила около 10 часов вечера. Позже объяснила, что в течение пяти часов с момента исчезновения дочки пыталась отыскать ее самостоятельно. И это была основная версия произошедшего.

В течение трех дней появлялась информация о том, что Милану в период с четырех до пяти часов 17 ноября якобы видели в крестьянском хозяйстве, где работает ее отец. Затем стали говорить о какой-то незнакомой машине, опять же якобы приезжавшей в село. Отец девочки выдвигал версию о возможном похищении дочери.

Школьницу искали около 500 человек. Круглыми сутками. Полицейские, спасатели, волонтеры, местные жители, родные, приехавшие из Экибастуза. Искали с воздуха и под водой. Всю субботу окрестности села и степь вокруг него, опускаясь как можно ниже, исследовал спасательный вертолет. Привлекли даже водолазов, которые осмотрели дно каждого водоема поблизости. Работали и полицейские служебные собаки, и «любители» — многие добровольцы приезжали со своими собаками в надежде, что им удастся взять след. В Бескауга и вокруг не осталось ни одного сарая, ни одного заброшенного дома, ни одного стога сена, которые бы не обследовали специалисты и волонтеры. Девочка как сквозь землю провалилась. Кстати, мать Миланы в поисках дочери почти не участвовала. Вроде порывалась, но большую часть времени ее допрашивали полицейские.

На исходе третьих суток поисков стало понятно: дело пахнет не просто исчезновением или пропажей, а преступлением.

Тише, тише...

Жена родного брата матери Миланы Марина Давыдова рассказала газете «Время», что изначально не верила в версию о том, что девочка могла заблудиться в степи. Как оказалось, до того, как семье предоставили дом в Бескауга, она жила в том самом отделении крестьянского хозяйства, в котором сейчас работает глава семейства. Милана и ее старший брат сами ходили в школу, расположенную в селе Бескауга.

— Эти полтора километра между хозяйством и селом Милана преодолевала самостоятельно без каких-либо проблем. Она знала на этой дороге каждую железку и, несмотря на свой возраст, прекрасно ориентировалась на местности. Поэтому я сразу сказала своему мужу — родному дяде девочки: маловероятно, что Милана могла заблудиться, — рассказывает Марина Давыдова.

Милану искали в каждом закрытом помещении, в каждом сарае.

По словам Марины, в воскресенье она на эмоциях с криком «Что ты с ней сделала?» накинулась на мать девочки. Это была сиюминутная реакция на безрезультатные поиски Миланы.

— И меня удивила ее реакция. Она как будто испугалась и стала оправдываться: «Тише, тише, не кричи! Ничего я с ней не делала!» Милану обнаружили буквально через пару часов после этого разговора. Мать сама указала место, где ее подельник закопал тело дочери. Школьницу искали за несколько десятков километров от дома, а она находилась всего в 250 метрах от него. Под землей, возле какой-то цистерны, присыпанная строительным мусором и золой. В четыре часа дня 17 ноября, когда, по словам матери, Милана вышла из дома, девочка была мертва как минимум два часа.

Застукала маму

Все произошло в доме. В тот день около двух часов дня мать в присутствии своего знакомого, ранее судимого жителя села Бескауга, ударила дочь по голове. Чем именно, пока доподлинно неизвестно. От полученной травмы девочка скончалась на месте. И мать попросила знакомого, ставшего свидетелем убийства, закопать тело дочери. Тот согласился. А через восемь часов женщина сообщила о пропаже Миланы в полицию, выдумав историю о том, что та ушла из дома.

По неофициальной информации, Милана, пораньше вернувшись из школы, застала мать с другим мужчиной и пригрозила рассказать все отцу. За что и получила смертельный удар по голове.

Мать и ее подельника заключили под стражу. Им предъявлены обвинения в убийстве и укрывательстве преступления соответственно. Старшего брата Миланы и ее младшую сестру временно поместили в детский дом, поскольку отец хоть и является им родным, но в документах таковым не значится.

Как выяснилось, мать Миланы — любительница выпить. Отец — работяга из работяг. Раньше тоже мог составить компанию жене, но с тех пор, как стал работать в крестьянском хозяйстве, где алкоголь запрещен, к стопке не притрагивается. Семья состояла на учете как неблагополучная. В акимате, говорят родственники, за ней постоянно присматривали, условия жизни детей проверяли, но родительских прав женщину почему-то не лишили.

Когда ребенок — помеха...

Историй, когда женщины буквально издеваются над своими детьми, — великое множество. В перечне основных причин есть всякое: от традиционной послеродовой депрессии, на которую удобно списать любое преступление, до патологической жестокости самой женщины. О том, что происходит с женщинами, неоднократно объясняли психологи.

Главный вопрос, который возникает при знакомстве с этими историями: что должно произойти с матерью, чтобы она оставила собственного ребенка в опасности или убила его? Неужели все дело в эмоциональном выгорании, о котором в последнее время говорят все чаще?

Какими бы похожими ни казались эти истории, причины преступных действий женщин разные. В одних случаях это жестокость. В других — ужасающий микст легкомысленности и жестокости, граничащей с психиатрической патологией.

При этом надо понимать, что нельзя списать убийство семилетней девочки на послеродовую депрессию, ведь погибший ребенок уже далек от младенческого возраста. Также есть синдром бейби-блюз — это состояние, которое по статистике после родов развивается у четырех-восьми женщин из десяти. Так называемая мини-депрессия, которая накрывает женщину в первые недели после родов. Ее причина — гормоны.

Всю свою жизнь женщина живет как на американских горках. Гормоны скачут то вверх, то вниз. Вот и после родов — в течение трех дней — происходит очередной перепад. Уровень эстрогенов и прогестерона резко падает. И это тут же сказывается на щитовидной железе. Она замедляет свою работу, и женщина чувствует упадок сил, слабость и подавленное настроение.

Молодая мама ощущает усталость, ей отчего-то грустно и иногда даже хочется всплакнуть. Такое состояние длится от нескольких минут до нескольких часов в день.

Через две недели, как правило, бейби-блюз проходит, и молодая мама снова чувствует себя бодрой и счастливой. Если через пару недель после родов бейби-блюз не отступил, женщина рискует заработать послеродовую депрессию во всей ее красе. Стоит помнить, что послеродовая депрессия может развиться в течение двух лет после родов. Чтобы этого не произошло, в первый месяц близкие должны поддерживать молодую маму и помогать ей по максимуму. Причем без ядовитых комментариев типа «все делаешь не так», «тоже мне мамаша».

Бывают случаи, когда совершенное преступление сложно оправдать депрессией. Существует ко всему прочему синдром патологической жестокости.

Жестокость, как говорят психологи, — это эгоистичное себялюбие, зависть, ненависть и злоба по отношению к другим людям, жизни в целом и себе самому. Появляется в результате отсутствия успехов в достижении собственных целей и поставленных задач. Обычно происходит с умышленным или случайным причинением вреда всему окружающему. В случае с матерью под ее каток попадает тот, кто больше других от нее зависит, — ее ребенок. Он бесправен, молчалив и вытерпит что угодно. Чем младше малыш, тем больше власти у матери над ним.

Причинами жестокости женщины по отношению к своему ребенку в большинстве случаев бывают проблемы с самооценкой и неприятие себя, а также неудовлетворенность своей жизнью. Например, женщине кажется, что она не может устроить личную жизнь из-за ребенка. Отсутствие понятия о морали или нравственности у матери: если она воспитывалась в сложных условиях и атмосфере ненависти, для нее насилие становится частью нормальной жизни.

Специалисты склонны утверждать, что патологическая жестокость присуща людям с психическими нарушениями, которые могут быть спровоцированы психологическими травмами и критическими моментами жизни. В любом случае, как отмечают психологи, надо уделять внимание матерям. Одной — страдающей от депрессии — следует просто дать разгрузку и отдых. Другую необходимо вовремя «распознать» и обратить на нее внимание, чтобы не дать произойти трагедии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру