Смертельный прыжок, который потряс весь Казахстан

Тридцатитрехлетняя карагандинка прыгнула с «тарзанки». Этот прыжок оказался фатальным. Случившееся попало на видео. Погибшая ударилась о бетонную конструкцию, влетев в нее с 30-метровой высоты. Она перенесла сложнейшую экстренную операцию на мозге, но, не приходя в сознание, скончалась в реанимации. Предполагается, что сотрудник аттракциона не закрепил один из тросов. Какую ответственность несут те, кто продает опасные развлечения?

Смертельный прыжок, который потряс весь Казахстан

Подарок на день рождения

Гостиница, где произошла страшная трагедия, уже давно не принимает постояльцев. Компания, организовавшая там прыжки с высоты, взяла крышу в аренду. Все, кто находился рядом в момент случившегося, дали показания.

Евгения Леонтьева, жительница Шахтинска, получила сертификат на роуп-джампинг в честь своего дня рождения. Это был ее третий прыжок. Похоже, молодая женщина уже не испытывала волнения, поэтому сделала смертельный шаг смело. Судя по тому, что погибшая ни разу не вскрикнула, она до последнего надеялась, что ее удержит спасательный трос, однако чуда не произошло.

Cлeды cлучившегося не cмыл дaжe дoждь, кoторый лил вcю нoчь. В экстренном порядке Евгении сделали трепанацию черепа, удалили гематомы. Но, не приходя в сознание, она скончалась в реанимации. В полиции начали расследование по статье «Выполнение услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

— В рамках этого уголовного дела полицейские будут выяснять, имел ли организатор аттракциона лицензию на этот вид деятельности, соблюдали ли технику безопасности. Сейчас проводится расследование. Евгения прыгнула без шлема и другого защитного обмундирования. Также на кадрах видно, что один из тросов не был закреплен. Все это сейчас изучают следователи. Найти орган, который контролирует предпринимателей, продающих экстрим, нам не удалось. От них открестились и в местном акимате, и в департаменте по ЧС. Похоже, фирмы отчитываются только перед налоговой службой. К слову, полет с 30-метровой высоты — это далеко не предел: ранее компания предлагала прыжки с высоты 50 и 100 метров, — сообщил Бакытжан Кудияров, официальный представитель ДП Карагандинской области.

— Экстремального спорта нет. Почему? Потому что спорт — это достижение спортивных результатов, разряда. Предоставление таких экстремальных услуг регулируется только с позиции, скажем так, налоговой и экономической сторон. А в части безопасности, привлечения исполнителей и руководителей опытных некому реагировать. Кто понесет ответственность, теперь определит следствие. Владелец гостиницы, сдавший крышу в аренду, тоже будет допрошен. У Евгении Леонтьевой остались муж и двое малолетних детей, — сказал в интервью телеканалу ktk.kz Сергей Кистанов, руководитель туристического клуба Карагандинской области.

Сейчас задержан инструктор аттракциона. Именно на него падают подозрения в гибели женщины.

«В ходе расследования установлен 32-летний инструктор аттракциона, который грубо нарушил технику безопасности. Подозреваемый задержан и водворен в изолятор временного содержания. Проводится расследование», — сообщил начальник ДП Карагандинской области Ерлан Файзуллин.

Авось пронесет

Информация о смерти молодой женщины во время прыжка с тарзанки в Караганде шокировала казахстанцев. Эта трагедия заставила многих в очередной раз задуматься о последствиях перед посещением уличных аттракционов.

В других регионах страны в предыдущие годы уже были случаи травм у любителей прыжков с высоток. Например, в 2013 году около Алматы любитель экстрима, прыгая с крыши заброшенного завода, задел землю и сломал шейный и поясничный позвонки.

В 2014 году 21-летняя Ксения, отдыхая на одной из баз отдыха Бухтарминского водохранилища, сорвалась с экстремального аттракциона — троллея и упала на скалы. Девушка попала в реанимацию в тяжелом состоянии, долгое время провела в больнице. К счастью, осталась жива.

Однако организаторов роуп-джампинга такие несчастные случаи не останавливают. Так, экстремальные прыжки планируют провести 30 октября в Алматы в честь закрытия сезона. В рекламе организаторов указано, что участник сможет прыгнуть с самой высокой точки в Казахстане — 180-метровой трубы в Капшагае. Стоимость прыжка оценили в 30 тысяч тенге.

Экстремальные прыжки 7 ноября должны состояться и в Усть-Каменогорске. Здесь ценник поскромнее. Шесть тысяч тенге с человека, а при прыжке в тандеме — 11 тысяч. Но вряд ли кто-то в состоянии оценить риск, которому подвергают себя любители острых ощущений.

Депутаты фракции Nur Otan неоднократно обращались к правительству для принятия срочных мер по вопросам контроля деятельности парков развлечений, технического состояния аттракционов, детских площадок, где не гарантирована безопасность жизни и здоровья. В ответах на запросы сообщалось, что на территории Казахстана требования к аттракционам установлены техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов». После этого Министерство торговли и интеграции утвердило и ввело в действие национальный стандарт.

Также внесли изменения в Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», где контроль безопасной эксплуатации аттракционов был закреплен за местными исполнительными органами.

Однако при расследовании трагических случаев, где практически везде обнаружены грубые нарушения правил установки и эксплуатации, местные власти заявляют, что не давали разрешения на установку смертоносных аттракционов. Получается, в стране нет учета, и контроля за порядком проведения предсезонных и плановых проверок аттракционов и специального госоргана, который вправе проверять такие парки, тоже нет.

Даже там, где выданы технические свидетельства, аттракционы не регистрируют, а специалиста, наблюдающего за безопасной эксплуатацией аттракционов, назначают приказом владельца аттракционов или эксплуатирующей организации. По сути, владельцы и работники сами занимаются проверкой безопасности своих аттракционов. Тем не менее эти и другие факты не останавливают любителей острых ощущений. Из года в год желающих шагнуть вниз меньше не становится.

Тогда с кого спрос?

Если существование экстремальных аттракционов ничем не подкреплено, на каком основании они вообще существуют? И так как периодически случаются печальные происшествия, с кого и как можно спрашивать за качество предоставляемых услуг и безопасность участников?

Как правило, стражи правопорядка обычно не занимаются контролем подобных организаций, так как это не в компетенции ведомства.

О позиции местных исполнительных органов упомянуто выше: они, как правило, открещиваются от причастия к подобному виду услуг. Так что фактически такие развлечения существуют в стране неофициально. Но если так, вероятно ли, что организаторам аттракционов удастся избежать уголовной ответственности? Особенно если организаторы прыжков осуществляют свою деятельность неофициально и не платят налоги.

По заявлениям юристов, подобное практически исключено: в случае гибели человека они все равно могут понести наказание. Не спасет от ответственности и бумага об отсутствии претензий, которую обычно подписывают участники экстремальных прыжков.

Как считают некоторые юристы, подобного рода документ — фикция.

— Такой аттракцион несет повышенную опасность. Если, например, длина троса окажется больше, чем высота здания, или он лопнет, или еще что-нибудь произойдет, то вина будет однозначно собственника, и он должен нести за это уголовную ответственность. А если, допустим, человек имеет проблемы со здоровьем и знает про это, то здесь, на мой взгляд, ситуация другая. Допустим, инсультник собирается прыгнуть. Он же знает о своем заболевании и что в результате прыжка может умереть. В этом случае должно быть предусмотрено наличие справки о допуске к такому аттракциону. В ином случае у организаторов могут быть проблемы, — сказал в интервью yk-news.kz руководитель Агентства правовой информации и журналистских расследований «Витязь», юрист Алексей Божков.

— Следствию в любом случае нужно будет найти того, кто организовал аттракцион и допускал человека к прыжку. И здесь нужно будет разграничить ответственность собственника и работника. Факт отсутствия регистрации всего лишь влияет на взаимоотношения по налогам между собственником и государством, но к ответственности за причинение вреда здоровью человека регистрация не имеет отношения. Кроме того, если причинен ущерб здоровью человека, даже если это будет обычная травма, то когда будут установлены организатор и его вина, доказано, что он является собственником этого троса или башни, к нему может быть предъявлен иск о возмещении вреда здоровью и взыскана сумма за лечение и моральный вред.

Эксперт считает, что если человек разбился при прыжке, то родственники вправе предъявить иск, но главное — установить, кто именно являлся организатором.

— Если человек привязал один конец троса к башне, а другой — к ноге прыгуна, то он уже взял на себя ответственность за его жизнь. Хоть он возьмет с экстремала 20 расписок, бумаги не сыграют в этом случае никакой роли в цивилизованной стране, — объяснил юрист.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру