В автосалонах процветает мошенничество

Только холодный рассудок убережет от «салонных» мошенников

Практика показывает, что солидный интерьер компании и лощеный облик персонала еще не гарант порядочности. За образами людей в деловых костюмах вполне могут скрываться типичные мошенники, которые ничем не отличаются от обычных воров и прохвостов.

Только холодный рассудок убережет от «салонных» мошенников

Кредит не повредит

Для одних автомобиль является простым средством передвижения, которое в некоторых случаях может выполнять опцию статусной вещи. Для других же это роскошь, которую можно себе позволить только в том случае, если долго и упорно откладывать деньги на покупку. Это не та роскошь, под которой подразумеваются кожаный салон, эксклюзивные диски и прочие навороты, а роскошь по потребностям. Речь о приобретении для людей со средним и низким достатком, которые подходят к выбору автомобиля, ставя в приоритет практичность и функциональность, когда главное не лейбл итальянского спорт-кара, а вместительность, когда оценивается не количеством «лошадей» под капотом, а расходом топлива и стоимостью запчастей.

Хорошим подспорьем при покупке автомобиля, а для некоторых и единственным выходом является автокредитование. Есть множество банковских инструментов, которые позволяют приобрести как новый, так и подержанный автомобиль здесь и сейчас, когда в кармане, условно, половина необходимой суммы денег.

Сколько бы ни говорили о переплатах, в случае приобретения автомобиля «через банк» многие идут на этот шаг, который по ряду причин считается обоснованным.

Во-первых, инфляция неумолимо двигается вперед, а за ней — и цены на все вокруг. При этом заработная плата индексируется далеко не у всех. Увы, но и сегодня многие сотрудники, причем в солидных компаниях, работают за оклады, утвержденные еще в начале 2000-х годов. При этом курс доллара с того времени увеличился более чем на 300 процентов (в 2000 году курс составлял 143 тенге, в 2021-м — 423). С учетом скачков курса, которые казахстанцы переживали с того периода уже не раз, покупка автомобиля в кредит может оказаться еще и хорошим капиталовложением.

Во-вторых, многие просто не умеют копить деньги. Да, транжиры могут откладывать какие-то суммы и даже сдерживать свои желания до определенного момента, но стоит попасться на глаза какой-то вещи со скидкой, которую так давно хотелось, и рука тут же тянется в банку с накоплениями. В свою очередь обязательство перед банком, а точнее суровые проценты в случае просрочки ежемесячного платежа, держат человека в ежовых рукавицах. Хочешь или нет, а платить придется. В противном случае можно потерять как автомобиль, так и деньги.

Вот и получается, что даже смотря на немалые кредитные ставки, дорогую страховку и ряд других финансово-затратных опций, которые обязательны при взятии автомобиля в кредит, банки являются спасителями для достаточно большой группы людей. Прельщает и автоматизация процесса, которая сейчас уже практически доведена до совершенства. Сегодня для получения недостающей суммы денег не нужно бегать по всему городу, выискивая в различных банках наиболее выгодные для себя условия. Сейчас в каждом автосалоне сидят менеджеры сразу нескольких банков, каждый из которых может рассмотреть возможность кредитования в течение 15-20 минут. Солидные банки все реже прибегают к практике «скрытых» комиссий, что вызывает у людей доверие к системе кредитования в целом. Но, решившись на такую помощь от кредитной организации, нельзя терять бдительность, поскольку приобретение автомобиля может закончиться кабальным кредитом, а конечная сумма выплат превысить две рыночные стоимости машины.

Этапы развития

На протяжении нескольких лет в различных округах Российской Федерации появляются «серые дилеры», которым удается продавать откровенный «шрот» по ценам, превышающим стоимость нового автомобиля. Причем, несмотря на то, что пострадавшие исчисляются десятками и даже сотнями, правоохранительные органы до сих пор не могут навести порядок в этом сегменте. Все дело в том, что это не те мошенники, которые взламывают банковские счета и карты, а хорошо подготовленные юристы и психологи, использующие лазейки в законах и методику нейролингвистического программирования.

На первый взгляд, нам не должно быть никакого дела до того, что происходит у соседей. Но это не совсем верно. Не секрет, что многие практики приходят к нам не только с Запада, но в том числе из опыта РФ. Один из ярких примеров — система платных парковок, которую в рамках ГЧП под копирку перенесли именно оттуда. Не отстают и мошенники, которые также стараются расширить границы своей деятельности. Немалая часть тех афер с кредитными картами, о которых стало известно за последний год, корнями уходит именно в Россию.

Но тема с «серыми дилерами» в корне отличается от многих криминальных схем, поскольку все происходит при прямом контакте, да и люди в итоге сами дают согласие на то, чтобы их «развели». О чем, собственно, речь?

В Казахстане достаточно долгое время центром притяжения как для тех, кто хотел продать автомобиль, так и для тех, кто желал приобрести, являлся город Алматы. Если быть более точным, то автомобильный рынок «Баянаул». Это было своеобразное микрогосударство, в котором жизнь просыпалась в пятницу вечером и бурлила вплоть до понедельника. Тысячи автомобилей от люксовых иномарок до откровенной рухляди можно было увидеть на одной торговой площадке, и так каждую неделю. Ближе к концу 2000-х рынок закрыли и вынесли далеко за черту города. Видимо, авторы «переезда» ожидали, что новый рынок будет также бурно жить и развиваться, но... не случилось. Слишком уж далеко и неудобно стало добираться до выбранной локации буквально всем. А ведь на том, старом, рынке зачастую происходили и случайные продажи машин. Заглядывал человек просто ради любопытства, посмотреть, что есть интересного в продаже, и находил «свой» автомобиль, что называется, по карману.

Но тот романтический период так и остался в прошлом, а процесс поиска машины перекачивал в виртуальную сеть, где и располагается по сей день.

В свою очередь, в России авторынки не так развиты, зато есть большое количество автосалонов, в которых продают как новые, так и подержанные автомобили. И это во многом даже удобнее. Почему? С одной стороны, электронные платформы, как в Казахстане, очень удобны, поскольку позволяют сортировать по цене, цвету и прочим критериям. Но принять окончательное решение можно только после осмотра понравившегося автомобиля. На фотографиях, увы, машины почти всегда выглядят намного лучше, чем на самом деле. Кто-то фотошопит снимки, кто-то выставляет вообще левые, и, приехав на осмотр, вы видите, что перед вами предстает совершенно другой автомобиль. В общем, выбирая машину, можно потратить не один день, при этом осмотров не более десятка автомобилей.

Что происходит в России: там те же автосалоны подержанных авто имеют очень большую градацию. Одни специализируются исключительно на конкретном бренде или даже марке, другие выставляют исключительно джипы. Есть и «солянки», в которых представлены машины разных классов, ценовой категории и, так скажем, целевого назначения. И в этом плане гораздо удобнее, поскольку, приехав в один салон, можно посмотреть и пощупать несколько автомобилей. Банальная экономия времени, которое в наше время ценится больше всего. При этом во многих таких заведениях, так же как и в случае с официальными дилерами, «дежурят» представители банков, что дает быстрый доступ к автокредитованию.

Не исключено, что в скором времени этот опыт перекочует и в Казахстан. Ведь мы развиваемся и рынок наполняется новшествами, но следом (возможно, и одновременно) за такими салонами появятся и «серые дилеры», о методах работы которых лучше знать заранее.

Цена подписи

Во-первых, чем отличаются такие салоны, — это активная рекламная деятельность в интернете. Они не жалеют денег на то, чтобы ссылки на их автосалоны всегда оставались на первых страницах поисковиков.

Во-вторых, цены у них всегда гораздо ниже, чем у конкурентов. Причем разница может достигать 50 процентов.

В-третьих, доступные, можно даже сказать, смешные кредиты. Они заманивают невероятно низкими процентными ставками по автокредитам. А, как мы уже выше разбирали, для многих кредит — это единственный способ приобретения машины.

«Серые дилеры» арендуют просторные здания, прилично одевают своих сотрудников и готовы принимать входящий поток нерадивых клиентов практически круглосуточно. Схемы работы таких компаний предельно просты. После завлечения потенциального клиента в псевдоавтосалон опытные менеджеры-продавцы начинают его обрабатывать. Ему рассказывают различные небылицы, как то, что конкретно выбранного автомобиля сейчас нет в салоне (при этом менеджер по телефону, когда клиент звонил заранее, сказал, что машина стоит буквально под окном), но есть на складе. И чтобы ее доставил эвакуатор, нужно внести символический залог. Как правило, 10-15 тысяч рублей — это один из маленьких крючков, слезть с которого будет непросто.

И пока машина едет, а процесс этот занимает очень много времени, клиента продолжают обрабатывать. Он несколько часов заполняет документы сначала на предварительный кредит, потом на то, чтобы зарезервировать автомобиль, затем на основной кредит, и ему создают такие условия, чтобы он физически не успевал читать то, что подписывает.

Плюс ко всему менеджеры начинают странные манипуляции. Допустим, когда человек беседует с менеджером и начинает изучать договор, подходит другой сотрудник и выдергивает лист из пакета этих самых документов, объясняя это тем, что обнаружилась какая-то опечатка. В этот момент уже третий сотрудник разворачивает мониторы компьютера и говорит, что он — потенциальный покупатель — счастливчик и поскольку стал тысячным покупателем, ему полагается подарок. Тут же нужно срочно выбрать, какой именно, поскольку в этом же салоне сидит другой клиент и также оформляет автокредит, но, пока сделка не завершена, он не является тем самым тысячным призером. Нужно спешить. То есть происходит постоянное движение.

В результате через несколько часов кредитной круговерти клиент узнает, что автомобиль по году выпуска не подходит под условия кредитования и надо выбрать другой. Но все они дороже, причем намного.

Нормальной реакцией любого человека будет отказ от сделки. Но на этом этапе жертва уже так глубоко заглотила наживку, что назад пути практически нет. Требуя получить обратно первоначальный взнос, менеджер покажет документ с его подписью, в котором говорится, что если клиент по каким-либо причинам отказывается у них приобретать машину в тот же день, то он обязан оплатить штраф в размере 20 процентов от стоимости автомобиля плюс все расходы судебные, услуги юриста, пени и все штрафы. Именно для того и создавали суету, чтобы «нужная» «серому салону» бумажка оказалась с подписью клиента.

Тут вежливые и галантные менеджеры превращаются в грубых и неотесанных разводил, которые открытым текстом заявляют, что если клиент хочет оспорить все в суде, то иск территориально будет рассматриваться по месту регистрации юридической фирмы, которая расположена в другом городе, в нескольких тысячах километров от автосалона. И потом, все документы подписаны без принуждения, а доказать создание суеты и подтасовку документов будет практически невозможно.

Схема работы «серых дилеров» идентична, меняются лишь детали. И в итоге машина может даже и будет стоять в салоне, но по окончании аферы выяснится, что сумма кредита не пять-семь тысяч рублей, а 20-30 тысяч в месяц, да и год производства точно так же, как и комплектация может значительно отличаться. На парковке могут стоять две внешне одинаковые машины: в одной — богатая комплектация, а во второй — самая простая. Клиенту во время осмотра показывают богатую, а когда оформляют, вписывают VIN-код и остальные идентификаторы от «пустышки». И все это удается проворачивать как раз благодаря, так скажем, коллективной работе сотрудников салона, главная цель которых — дезориентировать человека, а потом уже «дожимать». А после подписания всех бумаг шуметь и топать ногами уже бесполезно, ведь никто с дулом у виска не стоит.

Нужно и важно знать цену своей подписи. Если вы чувствуете, что вокруг начинают создавать искусственную суету, то из такого салона лучше побыстрее уйти, каким бы заманчивым на первый взгляд ни казалось предложение.

Самое главное. Как бы банально это ни звучало, нужно внимательно изучать все документы, на которые вы ставите свою подпись. Если компания не замышляет никаких афер, то никто не будет торопить вас с подписанием. Официальные представители всегда дадут возможность взять домой кредитный пакет и там все досконально изучить. Это ваше право. Если же продолжать верить в сказочно низкие ставки, то в итоге за наивность придется расплачиваться своими же деньгами.