Моя ужасная мама: почему родители мучают и убивают детей

О примерах жестокости родителей в последнее время отечественные СМИ говорят часто

Только в этом году прогремело минимум два случая: в Алматы мужчина избил двухлетнего сына сожительницы, в Павлодаре женщина избила своего двухмесячного сына до смерти. «МК в Казахстане» решил разобраться в происходящем и выяснить, что толкает родителей на жестокое обращение с детьми, поговорить о самых резонансных случаях с психологом и дать несколько практических советов. Разбираемся, какие факторы подталкивают родителей к жестокости и где грань между воспитанием и насилием.

О примерах жестокости родителей в последнее время отечественные СМИ говорят часто

Не могли успокоить

По данным полиции, инцидент произошел 23 сентября. Около 16.00 в дежурную часть управления полиции Алатауского района Алматы поступило сообщение о том, что в одну из больниц в бессознательном состоянии доставили мальчика, 2017 года рождения. Первоначально мужчина, отчим, утверждал, что ребенок упал. Но его допросили в числе первых. Его показания показались полиции сомнительными — мужчина явно нервничал, недоговаривал. В ходе проведения следственных мероприятий установили, что именно отчим жестоко избил мальчика в отсутствие его матери. Позже он дал признательные показания и сообщил, что мама ребенка в это время была на работе. По его словам, пасынок стал плакать, успокоить его мужчина не смог. Тогда он и нанес малышу телесные повреждения.

Избитому отчимом 2-летнему малышу сделали трепанацию черепа по экстренным показаниям и удалили субдуральную гематому. Сейчас он находится в коме на искусственной вентиляции легких в крайне тяжелом состоянии: субдуральная гематома левой гемисферы; массивное субарахноидальное кровоизлияние; отек-набухание головного мозга; дислокационный синдром; диффузно-аксональное повреждение головного мозга; тупая травма органов грудной клетки; ушиб органов грудной клетки; тупая травма живота; ушиб органов брюшной полости; множественные ушибы мягких тканей; ссадины; подкожные гематомы лица, волосистой части головы; дыхательная недостаточность 3-й степени; травматический шок 3-й степени; церебральный шок 3-й степени... Кроме того, у ребенка диагностировали субарахноидальное кровоизлияние, отек головного мозга, дислокационный синдром.

— Сейчас это преступление расследует следственный отдел УП Алатауского района по ст. 106 ч. 1 УК РК. Подозреваемого взяли под стражу. Ранее его дважды привлекали к уголовной ответственности за кражу чужого имущества и грабеж, — уточнили в полиции.

В Павлодарском суде No 2 вынесли приговор жительнице пригородного поселка Железнодорожников, обвиняемой в избиении двухмесячного сына, которое привело к его смерти. По версии обвинения, ребенок, которого 39-летняя женщина родила в августе 2018 года, был для нее нежеланным. О беременности она узнала, когда делать аборт было уже поздно. Постоянного дохода не имела, к тому же у нее уже был один ребенок, сын, 2013 года рождения, поэтому новорожденного она считала обузой и отношение ее к нему было соответствующим.

1 ноября прошлого года женщина, находясь у своего отца, вместе с соседом устроила застолье. Когда мужчина ушел, она в сильном опьянении легла спать вместе с младенцем прямо на полу в зале, поскольку спального места там не было. Голодный ребенок, чувствуя дискомфорт, стал плакать. Это разозлило пьяную мать, и она не менее шести раз ударила его ладонью по голове.

Младенец скончался на месте от полученной закрытой черепно-мозговой травмы и переломов костей головы.

Женщине предъявили обвинение по ч. 3 ст. 106 Уголовного кодекса — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Мера наказания за такое преступление — от восьми до 12 лет лишения свободы. Однако в судебном заседании адвокат подсудимой ходатайствовала о заключении между ее подзащитной и прокурором сделки о признании вины. Благодаря этому срок лишения свободы не мог быть более половины максимального наказания по этой статье, то есть шести лет. Также суд вынес постановление о передаче пятилетнего сына осужденной на попечение ее родной 41-летней сестры.

Эти преступления объединяет не только хладнокровная жестокость, с которой их совершили, но и тот факт, что главными фигурантами в них выступили родители. Семейный психолог и основатель информационного проекта «НамСтрашноЖить» Виктория Князева рассказала «МК в Казахстане», почему родителя-садиста практически невозможно остановить до совершения акта насилия и о том, где проходит грань между жестокостью и воспитанием...

Психология насилия

— О фактах издевательств над несовершеннолетними зачастую узнают лишь после вынесения приговора. Хотя бывает и так, что это годами происходит в присутствии свидетелей. Что хуже и страшнее: быть садистом или закрывать глаза на происходящее?

— Хочется сразу задать вопрос: кому страшнее? Ведь многие люди даже не понимают, что они совершают какое-то насилие и что они сами являются насильниками, садистами. Те, кто закрывает на это глаза, тоже по разным причинам это делают. Вопрос в том, специально ли они закрывают глаза или они действительно этого не видели? Потому что очень много историй, когда, например, ребенка насилуют, при этом где-то рядом присутствует мама, и только спустя годы, когда история обнародована, мама заявляет, что какие-то моменты замечала, но не думала, что это именно то, что ей тогда казалось. Мне кажется, что основная сложность этого вопроса в том, что люди дезинформированы. Те, кто закрывает глаза, не всегда понимают, что такое насилие, какие виды бывают и как его распознать. Ведь не всегда насилие — это прямые побои или прямой половой акт. Невинный шлепок в качестве наказания — тоже разновидность физического насилия. Неприятные для ребенка прикосновения — тоже. Все это бывает сложно распознать, но необходимо знать. Уровень осознанности своего садизма тоже бывает разным. Ведь иногда люди не осознают, что причиняют кому-то боль, совершают насилие, будь то физическое насилие или психологическое.

— Может ли здоровый родитель стать садистом?

— На самом деле психологически здоровый человек вряд ли будет совершать какие-либо насильственные действия в семье.

И просто так, неожиданно, психологически здоровый человек не становится садистом и не издевается над детьми. Важно отметить, что те люди, которые издеваются над собственными детьми, чаще всего сами подвергались какому-либо насилию в своем детстве. Интересно, что прошлые поколения использовали чаще физическое насилие как способ воспитания, и это было нормой, но это имеет серьезные последствия сегодня.

— Психопатами рождаются или становятся?

— Хотелось бы прояснить, что «психопат» — это скорее слово общего значения, которое люди привыкли использовать в обиходе. На самом деле под этим подразумевают людей, страдающих каким-либо расстройством личности: например, нарциссическое расстройство личности, пограничное расстройство личности и другие. Расстройство личности — это модели поведения и внутренние переживания, выходящие за пределы социальных и культурных норм того общества, к которому принадлежит человек. До сих пор психологи и психиатры не пришли к единому мнению относительно причин возникновения расстройств личности. Одни считают, что такие расстройства генетические, другие ищут корни расстройств личности в раннем детстве, когда не удалось сформировать нормальное поведение и образ мышления. Но если мы говорим больше про антисоциальное, насильственное поведение, то, скорее всего, в истории становления такого человека обнаружится, что когда он был ребенком, его кто-то унижал, издевался, применяли насилие. Люди не рождаются такими, могут быть генетические предрасположенности, но основы все же закладывает воспитание.

— Если ситуации, связанные с женским насилием, замалчивают, скажем, в духе «сама виновата», то как в случае с детьми? Чем оправдывают себя тогда родители-тираны?

— Они оправдывают себя по-разному. Например, говорят ребенку, что он сам во всем виноват, сам напросился или притягивают к ситуации совершенно бессмысленные вещи: не вовремя родился, что ребенок обуза, он не был желанным. А некоторым тиранам хватает обычного убеждения: я взрослый, я всегда прав. Такие родители зачастую не рассматривают ребенка как личность.

— Какие диагнозы можно поставить героям вышеприведенных историй? Что с ними не так?

— Ставить диагнозы — работа психиатра. Но первое, что бросается в глаза — некорректное, нездоровое проявление агрессии. Например, в истории, где избили двухмесячного ребенка, агрессия не соответствует уровню самой ситуации. А также безответственное отношение к собственному ребенку, к собственному положению и жизни (если посмотреть, в каких условиях произошла ситуация).

К сожалению, мы слишком мало знаем о героях этих ситуаций, но, что можно отметить на основании обеих историй: неумение справляться со своими эмоциями, применение недопустимого физического насилия по отношению к ребенку, а в одной из ситуаций — и злоупотребление алкоголем.

— Где же грань между воспитанием и насилием?

— Она бывает очень тонкой. Особенно когда мы говорим о психологическом насилии. В то время как распознать физическое и сексуальное насилие проще. Часто многим родителям приходится прибегать к манипуляциям, но, увы, не многие осознают этот факт, так как имеют мало знаний о самих манипуляциях и что они могут являться психологическим насилием.

Чтобы избежать насилия в собственной семье, необходимо повышать свою грамотность как родителей — быть более информированными, читать соответствующую литературу о самом воспитании, что приемлемо в общении с ребенком, а что недопустимо, и, конечно же, знать о последствиях применения насилия к ребенку, о том, какие травмы это наносит детской психике, а также немаловажной является забота о собственном психологическом здоровье. Взрослым людям стоит принимать на себя ответственность с того момента, когда в планах семьи появляются мысли о ребенке.

— Как распознать родителя-садиста? И как самому не стать им?

— Есть целый ряд явных признаков, которые могут указать на то, что взрослый, возможно, применяет насилие по отношению к собственному ребенку. Если попробовать сказать коротко, то вот несколько из них: тотальный контроль со стороны родителя: куда пошел, где был. За каждое действие нужно отчитываться; человек ведет себя резко, агрессивно. Такие родители бывают вспыльчивыми, могут дергать ребенка при посторонних, учителях или даже что-то кинуть (в ребенка или рядом с ним), могут грубо разговаривать с ним.

Есть также признаки, по которым можно определить, что происходит с ребенком. Самый явный — синяки. Однако их легко скрыть под одеждой. Также следует обратить внимание на то, что поведение ребенка вдруг поменялось. Например, был активным и чаще веселым, а стал пассивным и подавленным. У него может быть болезненное отношение к замечаниям и критике. Пытается скрыть причину повреждений или травм. Может заискивать перед другими людьми, быть слишком уступчивым перед ними. У него падает успеваемость в школе или она всегда стабильно плохая. Ребенок все время что-то ломает. В совокупности это все дает повод думать, что с ним что-то не так.

— Как самому не стать таким родителем?

— Скорее внимательно относиться к себе и своим потребностям. Учиться выражать корректно свои чувства и эмоции, не накапливать стресс, ходить к специалистам (психологам) для профилактики своего психологического здоровья. А если есть свой травматический детский опыт, то это точно повод для работы над собой.

Выводы каждый должен сделать для себя самостоятельно. Никто не даст более дельный совет, чем ваше сознание: ударить или нет, накричать или поговорить, что делать в каждом конкретном случае... Это все уникальные ситуации, при которых самое главное — сохранить самообладание и осознанность.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру