Много дискуссий и волнений с некоторого времени у алматинцев вызывает проект создания нового терминала. Тревоги связаны в большей степени с недоверием к любой современной организации, занимающейся строительством. В этом случае они усугублялись сносом аутентичного для города Алматы здания старого аэропорта. Но здания уже нет, а просторный терминал появился и открылся раньше планируемого срока сдачи.
Президент АО «Международный аэропорт Алматы» Гокер Косе рассказал журналистам и блогерам о том, что реализация проекта нового терминала была осуществлена благодаря инвестициям на сумму более 220 миллионов долларов США, дальнейшее привлечение финансов также планируется на модернизацию и старого здания аэропорта, и нового терминала.
По его словам, терминал построен с соблюдением всех требований сейсмической и пожарной безопасности. Он выдержит землетрясение до 10 баллов. К слову, на всех базовых опорных столбах конструкции есть наклейки на трех языках о том, что возле этих точек — самые безопасные места во время землетрясения.
Общая площадь терминала составила 53,5 тысячи квадратных метров.
Терминал действительно просторный, свежий, дышащий, с высокими потолками и четкими указателями.
Романтика лучших в мире аэропортов
Простота и соответствие всем международным нормам и правилам выстраивания терминалов — вот что важно при проектировании аэропортов, поэтому не стоит придумывать велосипед. Однако есть в мире такие аэропорты, которые запоминаются на всю жизнь. К примеру, Международный аэропорт Амстердама создан так, что, если пройти по нему, можно увидеть всю историю и культуру маленькой и удивительной страны. Голландский шоколад, лежащий огромными разломанными кусками в витринах, морепродукты, тюльпаны в луковицах и цветах, а также их изображения на разнообразной сувенирной продукции. Керамика с местным колоритом, оформленная репродукциями Ван Гога. Кстати, наследие этого живописца здесь можно найти буквально на всем — колокольчиках, мельницах, магнитах, жестяных упаковках для печенья и конфет, одежде. Короче говоря, на всем, чего коснулись креативные специалисты по маркетингу. Аэропорт Амстердама позволяет туристам получить первоначальное впечатление о стране, даже не выходя из его стен.
Любой аэропорт — это место, где можно встретить весь мир и забыть обо всем, что волновало ранее.
Интересным по воспоминаниям детства кажется аэропорт Омска. В нем было много книжных киосков на первом этаже. Помнится, папа всегда покупал в них книги. Однажды он взял «Пер Гюнта» Ибсена в мягком переплете. Помню, обложка была коричневой, а содержание мистическо-магическим. В этом аэропорту был самый вкусный лимонад в мире и какие-то удивительные панно на всю огромную стену.
Помню и шымкентский, тогда чимкентский, аэропорт, в котором папа умудрялся договариваться с охраной и встречать нас у трапа самолета с цветами. К слову, аэропорт здесь скоро появится новый, но и старый был неплох.
Лаконичны и просты оказались аэропорты Белграда, Подгорицы, Бара. Очень большой, но стильный, утопающий в ароматах итальянского парфюма, аэропорт Мальпенса в Милане.
А вот хаб в Абу-Даби мне не понравился — запутанный, без указателей, просто невероятно лабиринтовый и сложный.
Мнение субъективно, но летать через него желания больше не возникает.
А вот алматинский аэропорт всегда нравился, потому что расположение на фоне гор, в окружении густой зелени, двухэтажных уютных домишек, реки и Аэропортовского озера делает его особенным и романтичным. Поднимаясь в небо или приземляясь в этой точке планеты, возникает желание еще больше любить свою родину и Вселенную.
Каждый аэропорт должен быть узнаваемым и комфортным.
Необходимость в новом терминале
Сегодня пассажирский поток в Международном аэропорте Алматы увеличился с шести миллионов по показателям за 2021 год до 9,5 миллиона человек в 2023 году, причем количество пассажиров, летающих международными рейсами, выросло с 1,6 миллиона до более четырех, то есть больше чем в два с половиной раза. Ожидается, что новый терминал позволит пропускать до 14 миллионов пассажиров в год.
Увеличилось и количество авиарейсов, и присутствие в Казахстане новых иностранных авиакомпаний. Сегодня здесь 35 авиалиний вместо 21. Расширились и географические горизонты — вместо 33 направлений стало 67, а общее количество совершаемых рейсов выросло с 57 до 79 тысяч. Это увеличение показателей за 2023 год, в 2024-м цифры станут еще выше.
Вместимость нового терминала составила семь миллионов пассажиров в год, старого терминала — два миллиона.
Добавились и стойки регистрации. Их сейчас 50 в новом терминале и 28 — в прежнем. Стоек паспортного контроля в новом терминале 20 на вылете и 32 на прилете, а также четыре гейта. В прежнем — 12 стоек на вылете и 19 на прилете.
Новые площади Duty Free составили 3370 квадратных метров. В нашем стареньком аэропорту это пространство занимает 725 квадратов.
Господин Гокер Косе также отметил, что с введением безвизового режима для Китайской Народной Республики ожидается увеличение туристов с Юго-Восточной Азии, количество рейсов, прибывающих оттуда, динамично растет.
Грузовые направления также расширяются в связи с появлением новых возможностей карго-терминала. В прошлом году в сравнении с двумя предыдущими количество грузовых авиалиний выросло с 12 до 16 компаний, рост обработки грузов поднялся с отметки 86 тысяч тонн почти до 100 тысяч.
Важно обратить внимание, что создание нового терминала привело к модернизации и расширению парковочной площадки, строительству противооблединительного комплекса. Терминал действительно выглядит современным. В нем установлена французская модернизированная система обработки багажа Alstef с четырьмя каруселями, способными пропускать до 2,25 тысячи багажа в час, где на прилет объем составит 3,9 тысячи. Если сравнить со старым терминалом, то там 700 на вылет и 700 на прилет.
Общая пропускная способность нового терминала составит 24 тысячи пассажиров в час на вылет, 33 тысячи — на прилет. Установлены семь телескопических трапов в дополнение к трем в действующем терминале. Телескопические трапы нового терминала могут принимать одновременно до семи самолетов в зависимости от размера борта.
Современно оборудованный терминал алматинского аэропорта призван стать первым в Центральной Азии, сертифицированным по программе Excellence in Design for Greater Efficiencies.
После реконструкции действующего терминала общая площадь двух терминалов аэропорта составит 81,5 тысячи квадратных метра, что позволит аэропорту обслуживать уже в настоящем более 11 миллионов пассажиров.
Сейчас старое здание аэропорта и первый его терминал будут отреставрированы. Новый же терминал, или Т2, меняет общую международную состоятельность такого огромного мегаполиса, как Алматы, ставшего за последние годы особенно привлекательным для ведения бизнеса и туризма.
Резюмируя увиденное, можно сказать, что новый терминал понятен, просторен, чист (пусть это так и будет). В нем есть современные туалеты, кафе, информационные бюро и медицинский пункт, указатели и две зоны Duty Free. В скором времени здесь откроются киоски туроператоров, есть информация о скачивании приложений для такси. Возможно, не хватает каких-то декоративных элементов аутентичности Алматы и Казахстана, подчеркивающих местные достопримечательности. Но, как всегда, в этом плане свою работу сделают наши прекрасные пестрые горы.