Казахстан не справляется с ростом потребления ГСМ

В 2022 году производство как дизтоплива, так и бензина в РК продемонстрировало рекорд: выпуск дизельного топлива увеличился на 8,5%, до 5,4 млн тонн, бензина — на 3,1%, до 5 млн тонн.

Заметный рост производства нефтепродуктов произошёл после завершения в 2017-2018 гг. программы реконструкции и модернизации трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. В результате модернизации выросло производство светлых нефтепродуктов: бензина — более чем в 2 раза, авиатоплива — в 3 раза, дизельного топлива — в 1,3 раза. В теории это позволяет полностью обеспечить потребности внутреннего рынка.

На практике Казахстан сталкивается с дефицитом топлива. Причина — существенный рост потребления. По данным Министерства энергетики РК, рост потребления наблюдается по всем видам светлых нефтепродуктов. Только по итогам марта текущего года потребление дизельного топлива увеличилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В итоге страна может столкнуться с дефицитом топлива в объёме до 850 тыс. тонн.

Как пишет ranking.kz, основной причиной формирования дефицита топлива является рост транзитных перевозок, ведущий к тому, что отечественное топливо просто «вымывается» — вывозится из РК в соседние (и не только соседние) страны. Объём транзитных перевозок транспортными средствами (тягачами с полуприцепом или прицепом) растёт из года в год. По последним имеющимся данным, объём транзитных перевозок грузов автотранспортом увеличился за год сразу на 31,5% (2021 год). В итоге высокие показатели транзитного потока приводят к искусственному дефициту топлива внутри РК, который перекрывается импортом.

Грузовые фуры, приезжающие в РК из-за рубежа, не только заправляются в стране, но и делают существенные запасы на всём пути следования, вывозя максимум топлива, который удаётся забрать.

Причина такого оттока отечественных нефтепродуктов из страны — диспропорция цен. Стоимость бензина и дизельного топлива в РК намного ниже, чем в большинстве стран, в том числе и чем у наших соседей. Так, по данным GlobalPetrolPrices.com, средняя стоимость бензина в РК по состоянию на 27 марта составляла $0,469 (212,6 тг) за литр, в то время как в России — на 43,7% дороже ($0,674, или 305,48 тг), в Кыргызстане — на 47,5% дороже ($0,692), а с Узбекистаном разница составила более чем 2 раза ($0,945, или 428,5 тг).

Помимо относительно «естественного», хотя и ведущего к искусственному дефициту внутри страны, «вымывания» топлива транзитниками, хватает и случаев намеренного экспорта бензина и дизтоплива из Казахстана за рубеж по «серой» контрабандной схеме. В этом случае фуры не только заправляются с превышением разрешённой нормы, но и оснащаются дополнительными баками для вывоза нефтепродуктов. Напомним, что с 31 января текущего года в Казахстане действует очередной запрет на вывоз топлива автомобильным транспортом. При этом, несмотря на эти ограничения, в стране фиксируются случаи незаконного вывоза ГСМ. К примеру, с 31 января 2023 года было пресечено 288 фактов незаконного вывоза топлива с территории РК. Из них на внешней границе было выявлено 94 факта незаконного вывоза нефтепродуктов, судом наложен штраф на сумму более 1,5 млн тенге, конфисковано 2,3 тыс. литров бензина и 25,3 тыс. литров дизтоплива.

На границе со странами ЕАЭС установлено 194 факта вывоза ГСМ общим объёмом более 63,8 тыс. литров. Итого за короткий период остановлены попытки преступного вывоза более 90 тыс. литров ГСМ — и неизвестно, сколько ещё топлива не удалось спасти от контрабандного «вымывания».

Перепродажа казахстанского топлива в соседних странах приносит контрабандистам очень серьёзную прибыль. Если учесть разницу в ценах, то доходность таких операций по дизельному топливу может варьироваться в пределах 40%–100%, по бензину — 44%–105%.

К слову, помимо оттока топлива в соседние страны у низких цен на ГСМ есть и ещё одна негативная сторона: ситуация не даёт возможности нефтегазовому сектору привлекать инвестиции и развиваться, а также проводить геологоразведку и восполнять ресурсную базу. В целом искусственное сдерживание цен традиционно приводит к отсутствию притока инвестиций. Сейчас НПЗ страны работают по принципу самоокупаемости, при этом ни о какой существенной прибыли речь не идёт. В сложившейся парадоксальной ситуации государство несёт значительный ущерб ради удержания цен на топливо, которое за счёт этих самых низких цен после активно «вымывается» в соседние страны, тем самым субсидируя иностранцев, а то и контрабандистов.

По мнению Минэнерго, единственным решением проблемы является сокращение диспропорции цен. Если сейчас не предпринять меры по прекращению оттока топлива, то, с учётом ежегодного роста объёма транзитных перевозок, Казахстан в ближайшем будущем столкнётся с тотальным дефицитом, который создаст прямую угрозу энергетической безопасности республики.

Казахстан входит в топ-10 стран с самым дешёвым бензином и топ-15 стран с самым дешёвым дизтопливом. Со странами ближнего зарубежья, Европы и Америки разница может составлять несколько раз.

В целом, если рассматривать изменение цен на бензин и дизельное топливо в РК в исторической динамике, можно отметить, что рост происходил умеренными темпами по сравнению с другими социально значимыми продуктами и товарами. По данным Министерства энергетики страны, за 2018–2022 годы цены на дизельное топливо в Казахстане выросли на 29,2%, тогда как в других странах — более чем на 75%.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру