Электробум: в Казахстане взлетели продажи «чистых автомобилей»

Не всегда мода диктует условия, иногда случается и так, что условия формируют моду, а потом еще и ускоряют ее развитие. Непростой 2020 год преподнес немало сюрпризов, среди которых бум на развитие всего, что связано с «электро-», где наблюдаются не только положительные тенденции.

Электробум: в Казахстане взлетели продажи «чистых автомобилей»

Крутой разгон

Сторонники чистой энергии могут аплодировать стоя, ведь им есть чему радоваться. По результатам продаж прошедший год показал невероятный прирост автопарка электромобилей. Так, в 2020 году продажи машин, ездящих на электроэнергии, взлетели более чем на 40 процентов в сравнении с предыдущим годом. В количественном объеме реализовано 3,24 миллиона электромобилей и подключаемых гибридов, что на 43,3 процента превысило показатели 2019 года. Причем большинство проданных машин пришлось именно на долю электромобилей — около 68 процентов против 32 процентов гибридных авто.

Конечно, пока еще рано проводить параллель с автомобилями, оборудованными двигателями внутреннего сгорания. Ведь если посмотреть на общий объем мирового автопарка, точнее машин, сошедших с конвейера в 2020 году, то доля «чистых» авто составит всего 4,2 процента. Немного. Но и принижать успехи не стоит. Ведь если темпы сохранятся и каждый последующий год продажи электромобилей будут в два раз выше, чем в предыдущем, то уже через три-четыре года число машин сравняется, а в ближайшую пятилетку может и превзойти «классику».

Сейчас уже практически все ключевые игроки мирового автопрома наладили (или находятся в заключительной фазе) производство электрокаров. Но все же есть лидеры по популярности.

Тройку самых востребованных моделей сформировали Tesla Model 3, которые встречаются и на казахстанских дорогах тоже. Всего таких машин продано 365 тысяч единиц.

На второй строчке рейтинга разместился малоизвестный за пределами Китая ситикар Wuling Hong Guang Mini EV с показателем 119 тысяч реализованных машин.

Замкнули тройку лидеров французы с их «зеленым» хетчбеком Renault Zoe, которых продано около 100 тысяч штук. Несмотря на то, что в лидерах остается американская компания, больше всего электрокаров реализовано отнюдь не на их родине. Европейцы одни из первых, кто всерьез задумался о проблемах экологии, и явное тому подтверждение — максимальное число реализованных электрокаров. Следом за ними с минимальным отрывом расположились автолюбители Поднебесной и только потом с большим отставанием автолюбители США.

К слову, даже эти грубые расчеты можно считать весьма условными, поскольку этот год может стать переломным в истории развития электротранспорта. Дело в том, что до конца года Toyota обещает представить твердотельную АКБ (аккумулятор) собственной разработки. За счет увеличения энергетической плотности входящих в нее элементов емкость батареи удвоится в сравнении с параметрами современных литий-ионных аккумуляторов, при этом массогабаритные показатели удержатся в прежних рамках.

В цифрах это означает, что дальность пробега на одной подзарядке должна составлять не менее чем 500 километров, и это уже в базовом варианте, не говоря о «заряженных» версиях. И, что более важно, «заправляться» такие авто будут с 0 до 100 процентов всего за 10 минут, что вполне сравнимо со скоростью заправки автомобиля с ДВС. Для сравнения — сейчас этот показатель варьируется от полутора до 20 часов (в зависимости от источника питания).

Разработка явно должна привести к притоку новых автолюбителей, которые прежде смотрели на электрокары с опаской, поскольку твердотельные аккумуляторные батареи менее склонны к возгоранию и тем самым повышают безопасность используемых транспортных средств.

Самокатное направление

В реалиях Казахстан, где чиновники не торопятся создавать лояльные условия для «чистых» автомобилей, гораздо перспективнее выглядит тема развития меньших собратьев — электросамокатов. «МК» уже делал ряд публикаций на эту тему, однако не лишним будет вновь расставить ключевые акценты.

Увы, но большинство людей воспринимает электросамокат как игрушку и развлечение. Между тем в Законе РК «О дорожном движении» сказано, что транспортное средство, оснащенное электрическим двигателем и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, приравнивается к мопедам!

Пользоваться ими можно только с 16-летнего возраста, чем многие казахстанцы пренебрегают. Как и велосипедистам, владельцам электросамокатов нельзя перевозить пассажиров и груз, выступающий более чем на 50 сантиметров. Запрещено ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой. Пересекая проезжую часть по пешеходному переходу, нужно остановиться, сойти и перейти дорогу пешком. На проезжей части владельцы электросамокатов обязаны двигаться по крайней правой полосе в один ряд или по обочине, если это не создает помех пешеходам, знать и строго соблюдать ПДД.

Правила как бы есть, но по факту закона на этих самокатчиков нет. В ноябре 2020 года водителям моноколес и самокатов хотели запретить ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам. Тогда разработали проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дорожного движения».

В частности, проект закона предусматривал поправку в Закон о дорожном движении, в который отдельным пунктом были внесены электросамокаты, моноколеса и другие средства передвижения. Прописали само понятие устройства передвижения — средства персональной мобильности (СПМ), а также запреты. Среди прочих инициаторы хотели запретить двигаться по дороге, тротуарам, пешеходным переходам и дорожкам за исключением велодорожек.

Но чиновники завернули этот проект еще на этапе рассмотрения в Мажилисе РК. «Не приняли депутаты эти положения. Они полностью перечеркивают возможность ездить даже на велосипеде. Ведь велодорожек очень мало. А в селах вообще нет таких дорожек. Сняли эти поправки», — сообщила депутат Ирина Смирнова.

И действительно, проект закона оказался не совсем сырым, ведь в нем отсутствовали конкретные технические характеристики и критерии к устройствам персональной мобильности. А отдельной, самостоятельной, инфраструктуры для передвижения малых электрических транспортных средств в нем не оказалось вовсе.

На самом деле основной проблемой в вопросе о движении на электросамокатах и прочей легкой техники остается отсутствие четких законов. Да, есть ссылки на некое отношение к классу «мопед», но налицо явная потребность в выделении отдельной категории.

Судите сами. В прошлом году в России перед летним сезоном продажи на AliExpress подскочили на 350 процентов! Наиболее востребованы у россиян электросамокаты — они составили 77 процентов от проданного электротранспорта, далее идут гироскутеры и моноколеса — 22 процента и электровелосипеды — один процент. Отчасти мощный прирост связан с широко развитой сетью различных компаний экспресс-доставки, которых в Казахстане до пандемии практически не было. Однако сейчас все те же бренды вышли на казахстанский рынок, где набирают невероятную популярность. Соответственно уже этой весной стоит ждать резкого роста продаж электротранспорта и у нас в стране.

Простые решения

Главное, о чем в этой ситуации нужно говорить, — это безопасность и применение конкретных шагов. Возьмем опыт все той же России. Там, как и в Казахстане, вопрос классификации СПМ до сих пор весит в воздухе, однако меры уже принимают. К примеру, уже в этом году владельцев электросамокатов, моноколес, гироскутеров и подобных устройств, которые нарушат ПДД во время пьяной езды, будут штрафовать. Такие нарушения приравняют к категории грубых, на них не будет распространяться скидка при уплате штрафа и нельзя будет ограничиться предупреждением. Пока райдеры приравниваются к пешеходам и несут ответственность по административной статье — штраф от 500 до 1500 рублей (то есть до 8,5 тыс. тенге). Штраф не большой, но ощутимый.

Также Минпромторг предложил маркировать устройства RFID-метками — они будут содержать сведения о мощности двигателя, которая должна быть не выше 250 Ватт. Если двигатель мощнее, пользователям СПМ нужно сдавать на права категории M, как у водителей мопедов. Полицейские при остановке самокатчиков могут с помощью RFID-метки оценить мощность и выяснить, нужно ли водительское удостоверение или нет.

Как нам кажется, нелишним в случае выявления нарушения будет и ввести нормы ареста СПМ — транспортировки самоката на штрафстоянку. И это не какие-то космические технологии, которые требуют долгого тестирования, а вполне рабочая методика, испробованная в других странах. В той же Германии действует обязательная регистрация электросамокатов с получением номерных знаков!

Другой пример — в столице Франции закрыли для движения автомобилей знаменитую улицу Риволи. Эксперимент мэра Парижа вызвал восторг у «зеленых» и превратил оживленную магистраль в царство велосипедов и самокатов. При этом в той же Франции штраф за превышение скорости на СПМ достигает 1,5 тысячи евро! Это вам не полтора рубля... Что мешает ввести драконовские штрафы в Казахстане? Все то же отсутствие внятного закона в области транспорта на электротяге.

Еще одной важной нормой могло бы стать разделение СПМ по категориям в зависимости от их мощности, разграничив при этом и зону ответственности. Скажем, СПМ скоростью до 15 километров в час — требования такие же, как для пешеходов; для СПМ со скоростью до 25 километров в час — требования, аналогичные гужевому транспорту, если выезжают на дороги общего пользования, или велосипедам, если движутся по тротуарам и пешеходным дорожкам; для СПМ с предельной скоростью более 25 километров в час — требования, как для категории «А» (мотоцикл), и право ездить только по дорогам общего пользования.

Электробум никуда не денется, а наоборот — будет только набирать обороты. Этого требует общество, поскольку такие условия диктуют условия пандемии, когда меньше всего хочется находиться в душном общественном транспорте.