Дороги низкого качества станут платными в Казахстане

По информации АО “НК “КазАвтоЖол”, к 2024 году будут введены в строй 11 тысяч километров платных дорог, - это, оказывается, около 45%. Но не стоит думать, что у Казахстана или потенциальных инвесторов появилась возможность за столь короткий срок построить такое количество километров “автобанного” класса.

Метаморфозы Закона РК “Об автомобильных дорогах” за последнее десятилетие довольно ощутимы. В частности, заметно постепенное снижение требований для придания дорогам статуса платных. В версии закона по состоянию на декабрь 2008 года и речи не было о том, что платной может стать дорога, отличная от первой категории. Собственно, вот выдержка из документа, а именно из статьи 5-1 пункта 1: “Решения об использовании автомобильных дорог на платной основе могут быть приняты в отношении автомобильных дорог международного и республиканского значения в случаях: 1) строительства автомобильных дорог I категории; 2) реконструкции существующих автомобильных дорог путем доведения их основных параметров до I категории”. Но в последующих редакциях закона это требование “мягко” снимается и вводятся новые положения. Но об этом подробнее немного ниже.

Обращая внимание на официальные сообщения национальных операторов, таких как НК “КазАвтоЖол”, задаешься вопросом: как удалось решить проблему с дорогами республиканского значения в столь короткие сроки, что даже можно объявить сбор денег за ее использование автомобилистами? То есть начиная с момента обретения независимости Казахстана не могли, а тут - в столь сжатые сроки... А еще мы знаем, что платное - это почти всегда лучшее и конкурентное. В этом случае дороги: платная трасса прочно ассоциируется с идеальными условиями езды из точки “а” до точки “б”. Собственно, поэтому она и имеет возможность собирать деньги, которые в дальнейшем направят на поддержание классности, тем самым освобождая бюджет от лишних трат. Так, к слову, почти везде в мире.

Но у нас, чтобы зарабатывать деньги, сойдет и третья категория. Причем, как видно, снижали требования постепенно. Так, в упомянутом законе по состоянию на декабрь 2014 года указанный пункт статьи изменился следующим образом: “Решения об использовании автомобильных дорог (участков) на платной основе могут быть приняты в отношении автомобильных дорог общего пользования (участков) I категории, отдельных участков автомобильных дорог II категории и улиц столицы и городов республиканского значения”. То есть очень мягко нас начали готовить к тому, что платным дорогам вовсе и необязательно иметь высший уровень обслуживания.

А теперь обратите внимание на действующую редакцию. Статья 5-1 пункт 1 гласит: “Решения об использовании автомобильных дорог (участков) на платной основе могут быть приняты в отношении: 1) автомобильных дорог (участков) общего пользования международного и республиканского значения I технической категории для всех видов автомобильного транспорта; 2) автомобильных дорог (участков) общего пользования международного и республиканского значения II технической категории для всех видов автомобильного транспорта либо только для грузового автомобильного транспорта; 3) автомобильных дорог (участков) общего пользования международного и республиканского значения III технической категории для грузового автотранспорта”.

Очевидно, что закон в части норм, регулирующих придание статуса платности, редактировался в сторону снижения требований. И, к сожалению, никто на это повлиять не в силах. У нас, к сожалению, нет традиции подавать в суд на чиновников, которые в этом случае пусть и не нарушили закон, но все равно несколько “прижали” права потребителя, “подсунув” ему дорогу иного класса и фактически заставив платить дважды. Один раз в виде налогов, а второй раз у терминала, чтобы купить возможность проехать всего лишь кратчайшим путем. Заметьте - и далеко не первым классом!

Более того, платные дороги у нас в Казахстане, несмотря на то, что собирают деньги за проезд, все равно будут подпитываться из бюджета. Напомним, в СМИ не так давно проходила информация, где со ссылкой на НК “КазАвтоЖол” сообщали следующее: “Новая институциональная модель предусматривает сохранение текущих ставок с учетом субсидирования расходов на средний и капитальный ремонт со стороны государственного бюджета”.

Немного расчетов. За 2019 год платные дороги Казахстана принесли почти 5,5 млрд тенге ($12,7 млн). Согласно официальному сообщению Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (МИИР РК), бюджету из этих денег ничего не светит - 3,8 млрд ($8,8 млн.) направили на содержание платных дорог, а оставшиеся 1,6 млрд тенге ($3,7 млн) - на обслуживание системы оплаты. Получается, что система кормит лишь саму себя.

А теперь о масштабе бизнеса. Сколько примерно заработает весь проект, если введут 11 тысяч километров платных дорог? В одном из предыдущих сообщений МИИР РК заявлял, что по республике у нас 682 километра платных дорог (Нур-Султан - Щучинск, Нур-Султан - Темиртау, Алматы - Хоргос и Алматы - Капшагай). Несложный расчет показывает, что каждый километр сможет приносить около 8 млн тенге ($18,6 тыс.). Итого после ввода 11 тысяч километров проект сможет зарабатывать около 88 млрд тенге ($204,6 млн) в год. При этом совершенно неизвестно, сколько еще будет потреблять из государственного бюджета на поддержание соответствующего состояния.