Сейчас в 6443 селах Казахстана живет 42% населения - 7,7 млн человек. Чтобы удержать их на местах и поставить заслон нарастающему перетоку сельчан в города, власти решили в очередной раз разделить села на “перспективные” и “не очень” и профинансировать приближение аула к благам цивилизации.
“Для этого, - сообщил вице-премьер Роман Скляр, - в первоочередном порядке будем проводить модернизацию сельской инфраструктуры за счет действующих госпрограмм и проекта “Ауыл - Ел бесігі”. Предварительная цена вопроса - 900 млрд тенге ($2,3 млрд).
Среди избранных для спецфинансирования - 3477 сел с населением более 6,6 млн человек, из которых - 1150 опорных и 2327 спутниковых (то есть села-спутники городов), включая 200 приграничных сел.
Остальные почти три тысячи аулов, где живет больше миллиона казахстанцев, оставили “на потом”. Или, как сказал вице-премьер, они “будут развиваться в рамках текущего финансирования”.
Приоритетные отбирали по ряду категорий: ежегодная динамика роста населения, валовая добавочная стоимость животноводства и растениеводства, рост занятости населения и геолокация - села должны быть расположены вблизи крупных населенных пунктов.
Чтобы придать лоск даже выбранным селам, потребуется немало затрат. По предварительным подсчетам, около 900 млрд тенге до 2027 года. 70 процентов этих средств выделят из республиканского бюджета, остальные деньги лягут на местные бюджеты.
Но вот что интересно. Сумму-то необходимую определили, а вот видения развития каждого села, на которые деньги тратиться будут, - нет.
Акиматам областей необходимо разработать и принять план развития экономики каждого села, имеющего потенциал развития... У каждого сельского акима должно быть четкое видение дальнейшего развития села... Нам совместно с акиматами необходимо сформировать график развития опорных и спутниковых сел по годам до 2027 года. Определить объемы и источники финансирования для каждого села в рамках “Ауыл - Ел бесiгi” и других госпрограмм. Разработать карты развития экономики села и подготовить соответствующую документацию”, - проскальзывало в докладе Скляра.
То есть деньги подсчитали “на глазок”, без особых оценок перспектив будущего населенных пунктов.
К слову, заявленные 900 млрд уже начали расходовать. В 2019 году в 53 селах, где проживает почти 700 тысяч человек, реализуют 452 инфраструктурных проекта на 30 млрд. тенге: ремонт и реконструкция социальной (школ, больниц, объектов культуры и спорта) и инженерной инфраструктуры (дороги, водо-, электро-, теплоснабжения и др.).
“Реализация проекта за семь лет позволит улучшить качество жизни почти семи миллионов сельчан. Построят и отремонтируют более семи тысяч километров внутрипоселковых улиц. Всех сельских жителей обеспечат качественной питьевой водой. Пройдет широкомасштабная модернизация социальных объектов. В целом весь комплекс мер обеспечит дальнейшее динамичное развитие сел, что положительно скажется на экономике страны”, - пафосно пообещал Роман Скляр.
Кстати, одна из давних госпрограмм обещала снабдить села чистой питьевой водой и отремонтировать сельскую водоснабжающую инфраструктуру. Собственно, она так и называлась “Питьевая вода” (годы реализации 2002-2010). Цена реализации - свыше 300 млрд тенге. Цели - “строительство и реконструкция систем и сооружений для полного охвата 7231 сельского населенного пункта, 174 поселков и 86 городов и малых городов, где требуется улучшение питьевого водоснабжения; увеличение доступа населения к качественной питьевой воде гарантированного качества и в необходимом количестве, что повысит уровень водообеспеченности до 80% ”. В 2010 году вода не пришла в дома и половины озвученных населенных пунктов. Но деньги-то потрачены.
Наследница “Питьевой воды” - программа “Акбулак”. За период с 2011 по 2016 год на развитие систем водоснабжения из республиканского бюджета выделили 438,1 млрд тенге на реализацию 1520 проектов. Из 6601 села централизованными системами водоснабжения снабдили 3671 село, или 55,6% от общего количества сельских населенных пунктов. То есть опять недотянули до обещанных еще к 2010 году 80%. В 2017 году заявили, что для полного обеспечения 2,7 млн человек питьевой водой даже при сохранении ежегодного объема финансирования проблему можно решить только при увеличении ежегодного финансирования до 100 млрд тенге к 2025 году, а общая к 2027 году сумма составляет 717 млрд.
Опять 2027 год.
Судя по дате и сумме, власти надеются, что 700 млрд из 900 заявленных на “комплексное развитие” села таки закроют хотя бы застарелые дыры с водой. (Тем более что Скляр именно обеспечение качественной питьевой водой вынес на первый план достижений к 2027 году.) Будем надеяться, что хотя бы в этот раз у правительства все же получится выполнить много раз обещанное и 20 лет ожидаемое.