Объем двигателя как критерий справедливости

Как разделить необходимость выживания и роскошь потребления

Жить хорошо, а хорошо жить — еще лучше! Только как понять, где проходит эта грань между жизнью хорошей и отличной? Чиновники в очередной раз попытаются провести черту определения роскоши и записать в «олигархи» всех владельцев авто с двигателем выше 3000 кубических сантиметров.

Как разделить необходимость выживания и роскошь потребления

Уикенд по-казахски

На прошлой неделе стало известно, что чиновники готовят поправки в законодательство, касающиеся налогообложения, которые уже вызывали у граждан волну недовольства. В частности, на сайте Egov.kz для общественного обсуждения Миннацэкономики выложило концепцию проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения». В документе много интересных предложений, в числе которых «повышенное налогообложение дорогостоящей алкогольной и табачной продукции и транспортных средств с объемом двигателя свыше 3000 кубических сантиметров (внимание! — Прим. ред.) как «предметов роскоши». Причем идет ли речь обо всех автомобилях этой категории или только транспорта, встающего на первичный учет, не уточняют. Считать ли автомобиль с трехлитровым двигателем средством передвижения или предметом роскоши? Ответ можно найти в мнениях людей, отозвавшихся на публикацию вышеуказанного документа. Как правило, «МК» не публикует подобные месседжи, однако авторы сообщений в своих рассуждениях отражают казахстанские реалии.

«Уважаемые авторы концепции! Возможно, Вы считаете, что если в столице Республики Казахстан, где и формируются столь «светлые» идеи, хорошие дороги, то и во всей стране дороги соответствующие. Спешу Вас огорчить, это не так. В стране превалирует число населенных пунктов, по дорогам которых можно передвигаться разве что на спецтехнике и на рамных внедорожниках. Как правило, абсолютное большинство внедорожников комплектуются двигателями больших объемов. Отсюда складывается вывод, что люди покупают машины с двигателями объемом больше, чем 3 или 4 литра не от «хорошей жизни» или как предмет роскоши, а как единственно возможное средство передвижения. Более того, считаю налог на транспорт даже в существующей редакции несправедливым...» — говорится в сообщении под ником Мукушев Данияр.

Рамные джипы действительно имеют большую популярность в Казахстане — эту особенность отмечают все иностранцы. Однако связано это отнюдь не только с плохим качеством областных дорог. Свои «три копейки» здесь вносят и особенности уникального, а вместе с тем и сложного ландшафта казахстанских земель. Многие туристические маршруты, притягивающие в том числе и иностранных туристов, проложены не по городским асфальтированным улицам, а по скалистым грунтовкам и солончаку. Понятно, что подобные экзотические туры невозможно совершать ни на туристических автобусах, ни на легковых автомобилях. Да и сами казахстанцы часто любят организовывать семейные выезды в стиле off-road. Почему нет, если это изюминка страны?!

И здесь справедливо будет подчеркнуть, что львиная доля «боевых машин бездорожья» приходится на авто преклонного возраста с датой выпуска с конца 90-х — начала 2000-х. Это ценовая категория от одного до пяти миллионов тенге. Роскошь ли?!

Круче всех

На самом деле «налог на роскошь», которому противятся многие автолюбители, уже ввели в Казахстане, и он действует с 2014 года. И коснулся он как раз только автомобилей с объемом двигателя более трех литров.

Приведем пример. Согласно калькулятору, размещенному на официальном сайте комитета госдоходов Министерства финансов РК, налог на Toyota RAV-4 c мотором 2GR-FE (3456 кубических сантиметров) составляет 41 067 тенге при условии, что авто поставили на первичный учет до 31 декабря 2013 года, а за впервые зарегистрированные авто в Казахстане после 1 января 2014 года платят уже 117 942 тенге. Одним из самых распространенных в Казахстане внедорожников по достоинству считается Toyota LC Prado. Любят его за практичность и сравнительно недорогое обслуживание. И если машина с самым надежным двигателем 1GR- FE (3999 кубических сантиметров) получила «прописку» до пороговой даты, то сумма налога составляет 44 567 тенге, после — 169 842 тенге.

Получается, что из-за существующей формы налогообложения покупать более свежие авто не выгодно, поскольку за один только налог на транспорт придется переплачивать 350%. А вот это уже действительно роскошь.

В мире такое понятие, как «налог на роскошь», известно давно. Например, власти Китая еще в 2016 году ввели дополнительный 10-процентный налог на покупку действительно роскошных автомобилей. Однако главным критерием здесь выступил отнюдь не объем двигателя, а стоимость автомобиля с порогом, превышающим 177 тысяч евро. Эта мера, как говорится в заявлении Министерства финансов КНР, направлена на поддержку рационального потребления и продвижение экономичных автомобилей.

В концепции казахстанского проекта авторы прибегают к опыту стран ближнего зарубежья, в том числе и РФ. Действительно, в России иная схема вычисления налога на транспорт, и в отличие от казахстанской методики другая, у них привязка идет не к объему двигателя, а к количеству лошадиных сил (л.с.). Причем градация увеличения суммы выплаты растянута на восемь ступеней. Также сумма может меняться в зависимости от региона. Мы приведем суммы выплат для жителей Москвы. Владельцы самых экономичных авто с мощностью до 100 л.с. платят по 25 рублей (147,5 тенге) за каждую лошадиную силу. Самый дорогой сегмент — свыше 250 л.с. — 150 рублей (885 тенге). То есть чем больше «лошадок» под капотом, тем больше придется перечислить в бюджет.

При этом с 2014 года в российском налоговом кодексе появилось понятие «налог на роскошь», но касается он исключительно тех автомобилей, цена которых превышает три миллиона рублей (17,7 миллиона тенге). Не пересекая «черту роскоши», можно приобрести практически любой из рамных джипов новым, из автосалона. Понятно, что это будет не самая шикарная комплектация, однако у россиян есть право выбора: можно купить новый автомобиль, в том числе и с большим объемом двигателя, при этом не попав в список «мажоров».

Все, что выше, уже считается лакшери, а уже тут за планкой в три миллиона свои порядки и уровни «крутизны». В зависимости от цены и года выпуска все машины поделены на четыре категории. Для каждой предусмотрен свой повышающий коэффициент. Список автомобилей, подпадающих под повышенный налог, ежегодно предоставляет на своем сайте Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг). Согласитесь, по меньшей мере, справедливо, ведь со временем (от года до трех лет) автомобиль выпадет из сетки, а значит владельцу уже не нужно будет платить этот оброк.

Как формируется список машин? Тут тоже все прозрачно. В России организацией, уполномоченной формировать список автомобилей, за которые взимается повышенный транспортный налог, является Минпромторг. Он же запрашивает у производителей или уполномоченных на то лиц информацию по маркам, моделям и базовым версиям легковых авто, рекомендованная розничная цена которых превышает три миллиона рублей. Средняя стоимость рассчитывается исходя из рекомендованных розничных цен базовых версий по состоянию на 1 июля и 1 декабря этого года. Предоставленные данные о рекомендованной розничной цене базовых версий используют для расчета средней стоимости автомобилей.

Конечно, на ситуацию влияют колебания курса валют, и, как правило, не в пользу потребителей. Но это уже совершенно отдельная история.

Дадут ли своим гражданам такую гибкую и справедливую систему казахстанские чиновники? Ведь, согласитесь, если концепцию проекта закона примут в этой редакции, то получится, что казахстанцы живут роскошнее всего мира, оплачивая дополнительный налог на все автомобили, превышающие объем двигателя в 3000 кубических сантиметров.

За бугром

Стоит отметить, что причислить машины с большими движками к «предметам роскоши» предпринимали в Казахстане и ранее. В последнюю редакцию Налогового кодекса эту норму также пытались вставить. Но депутаты, обсуждая документ, нововведение не поддержали, мотивируя свое решение тем, что трудно будет четко отделить действительно роскошные авто от большеобъемных «старушек».

Другая страна, из опыта которой тоже можно подчерпнуть что-то полезное — Великобритания. Англичане также платят транспортный налог за автомобили, двигатель которых работает на бензине, дизельном топливе и природном газе. До октября 2014 года автовладельцы должны были крепить на лобовом стекле автомобиля жетон, подтверждающий уплату налога на транспортное средство (tax disc), однако позже ввели систему камер видеонаблюдения, способную считывать номера. Каждый номер автоматически попадает в базу, и автомобиль проходит проверку на предмет уплаты налога в автоматическом режиме.

Ставка налога на транспортное средство в Соединенном Королевстве зависит от следующих критериев: объема двигателя, вида топлива, объема выбросов СО2. И, что любопытно, как с электромобилей, так и с гибридных автомобилей налог не взимают. Вот чего не хватает Алматы. В отличие от электромобилей гибридные намного дешевле и представлены в большем ассортименте. При этом все они выбрасывают намного меньше вредных веществ в атмосферу. Что мешает казахстанским чиновникам последовать примеру Великобритании и освободить гибриды от оплаты налога? Этот шаг послужил бы хорошим импульсом для роста популярности этого вида транспорта, что позволило бы в значительной степени улучшить показатели воздушного бассейна как южной столицы, так и других крупных городов.

К слову, в Великобритании также есть «налог на роскошь», но он начинает действовать только в том случае, если первоначальная стоимость автомобиля превышает 40 тысяч фунтов стерлингов (19,3 миллиона тенге). Собственник такого автомобиля должен доплачивать 310 фунтов (почти 150 тысяч тенге) в течение пяти лет с момента выпуска автомобиля.

За время подготовки материала в этой теме уже появились заметные изменения. Несмотря на то, что публичное обсуждение концепции проекта закона закончится только 3 июня, рабочая группа уже решила отложить вопрос по увеличению налога.

В Министерстве национальной экономики РК сообщили, что вопрос отложили. Надолго ли?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру