Минздрав предупреждает: курить запрещено
Одна из обсуждаемых резонансных поправок и инициатива властей — запретить курение практически везде, в том числе и в существующих сегодня «курилках» в ресторанах. Министерство здравоохранения таким образом придерживается рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и требований Рамочной конвенции по борьбе с табакокурением, которую Казахстан ратифицировал еще в 2006 году. За ориентир взяты страны ОЭСР, в которых используют наиболее строгий и всеобъемлющий комплекс антитабачной политики. При этом их опыт признали наиболее успешным в снижении показателей курения — доля курильщиков уменьшилась на 15 процентов в год по сравнению со странами, где более мягкое отношение к табакокурению.
В Казахстане курить в заведениях общепита запретили еще в 2009 году. А в 2014 году в Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» внесли норму, разрешающую «питейным заведениям» иметь специальные места для курения, и прописали к ним определенные санитарные требования: чтобы они были оборудованы вентиляцией, а их чистка и уборка осуществлялась на регулярной основе. Теперь решили все переиграть. Но бизнесмены, которые потратили немало средств на перепланировку и обустройство «курилок» (по словам президента национальной ассоциации предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса «HoReCa Казахстан» Игоря Копайлова, речь идет о многомиллионных вложениях), теперь остаются у разбитого корыта. По данным Копайлова, только в Алматы насчитывается 194 заведения, оборудованных местами для курения. При этом стоимость вложений в каждое достигает 2 900 000 тенге. Таким образом, на сегодняшний день только алматинские владельцы ресторанов уже потратили около одного миллиарда тенге на выполнение законодательного требования по обустройству курительных комнат. И если эта поправка пройдет, то все вложения надо будет списывать на убытки.
Негодование бизнесменов можно понять. К тому же они подсчитали экономические убытки и для государства. На 1 апреля 2019 года в Казахстане зарегистрировано 39 600 субъектов малого предпринимательства, которые предоставляют услуги проживания и питания. Если запрет «курилок» и кальянов введут, то, по подсчетам рестораторов, этот рынок за год может потерять около 1 миллиарда долларов выручки, а государство — от 30 до 100 миллионов долларов налоговых поступлений.
Но и чиновники от здравоохранения приводят доводы, что в стране с каждым годом увеличивается количество курящих (сегодня это уже 30 процентов населения), растет спрос на сигареты, параллельно растет число заболеваний, связанных с табакокурением, а это уже дополнительная нагрузка на бюджет, ведь этих людей надо лечить. Поэтому, как говорится, с глаз долой — из сердца вон. К тому же в Минздраве изучили опыт других стран, в том числе Ирландии и Шотландии, где результаты исследований показывают, что качество воздуха в пабах улучшилось, а уровень угарного газа в организме у работников баров снизился на 45 процентов. «Мы используем этот международный опыт и хотим, чтобы наше население дышало свежим воздухом», — отмечают инициаторы поправок.
Конечно, помимо рестораторов, которым в этом случае есть что терять, против этой инициативы и сами курильщики. Они приходят в заведение отдохнуть, расслабиться, а им запрещают за их же деньги курить? К слову, штрафы за курение в неположенном месте для юрлиц сегодня составляют от 10 до 40 МРП (25-100 тысяч тенге).
Рестораторы призывают вместо запретов доработать действующие требования к помещениям для курения, тем более что они заинтересованы в соблюдении законодательства, иначе их ждут как незаконные поборы, так и штрафы. «Мы согласны ужесточить требования, сделать высокие штрафы, если заведения не установят курительные кабины», — отмечает Копайлов.
«Чистые зоны» от курения
Между тем некурящее население за такие ужесточения. «Зачем некурящих людей мучить своей вонью?» — недоумевают они и считают, что нарушением конституционных прав является не запрет на курение для курильщиков, а когда некурящие люди вынуждены дышать сигаретным дымом. Более того, те, у кого нет пагубной привычки, предлагают расширить список мест, попадающих под запрет для курения, включив туда и улицу. А в качестве примера приводят Нью-Йорк, где больше 10 лет действует одно из наиболее жестких антитабачных законодательств в США и мире. Там запретили курить во многих открытых общественных местах, в том числе в парках, на пляжах, полях для гольфа, теннисных кортах и детских площадках. За это время число курильщиков там снизилось на треть, а те, кто сохранил привычку, курить стали гораздо меньше.
К слову, одно из таких мест, в котором чиновники хотят запретить курить, — аэропорт. Отсутствие «перекура» после длительного перелета в транзитных зонах может отразиться на поведении пассажиров и создать риск для безопасности на борту.
В этом случае уместно привести пример российских аэропортов, столкнувшихся с запретом в 2013 году. Согласно данным соцопроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2016 году, 33 процента пассажиров не соблюдали запрета на курение в общественных местах. Также в прошлом году только в аэропорту Шереметьево было более 30 случаев срабатывания пожарной сигнализации, в том числе и системы пожаротушения. Аэропорт должен предоставить максимально комфортные условия для людей, а не наоборот.
Запрет на курение в аэропортах имеет экономический аспект, поскольку будет влиять на транзитный потенциал. В свою очередь, Казахстан намерен стать воздушным транспортным хабом. Сегодня около 15 государств, входящих в Европейский союз, сохранили курение в «чистой зоне». Прежде всего это сделали те страны, которые ориентированы на транзитных пассажиров, — Германия, Голландия, Швейцария.
По словам исполнительного директора Международной ассоциации аэропортов Сергея Никотина, запрет на курение в «чистых зонах» проблему не решил. «Раньше курили в специальных помещениях. Теперь — в туалетах, по углам, прячась. Рисков стало еще больше. В России этот запрет не работает, а приносит неудобства и проблемы для аэропортов. Запрет может работать там, где дается альтернатива. У нас решили запретить безальтернативно. Госдума выступила с законопроектом, возвращающим в аэропорты специальные места для курения», — отметил Никотин.
В этой связи Министерству здравоохранения нужно принять во внимание российский опыт в этом вопросе, чтобы не создавать очередную головную боль для правоохранительных органов на транспорте, чьей приоритетной задачей является обеспечение безопасности пассажиров, а не охота за курильщиками в туалетах.
Дело в метрах
В новой редакции кодекса предлагают изымать сигареты в точках продаж площадью менее 10 квадратных метров, а также запрет на продажу табака в радиусе 100 метров от образовательных учреждений. По мнению бизнес-сообщества, подобные поправки приведут к закрытию торговых точек и небольших ларьков, а также увеличат рост контрафактной продукции. Согласно прогнозам ритейлеров, это повлечет банкротство тысячи магазинов формата «шаговой доступности», чей доход на 30-40 процентов зависит от реализации табачных изделий. В сельской местности, где нет экономической целесообразности иметь большую торговую площадь, под запрет ограничения площади попадут свыше 90 процентов магазинов.
В законопроекте нет четкого понятия «учебное заведение». К таким можно отнести не только школы, но и курсы повышения квалификации, а также различные формы дополнительного образования. Под запрет продавать табак в радиусе 100 метров от учебных заведений попадают около 80 процентов из примерно 49 тысяч торговых точек разного формата. Вместе с тем, если эту норму примут, то, как считают бизнесмены, необходим переходной период, а также разные критерии в применении закона, учитывающие градации городов и районов. К слову, в министерстве обсуждают вопрос об отмене предлагаемой «стометровки».
Также запрет на выкладку сигарет на витринах будет очень дорогим для небольших предпринимателей. В среднем такие затраты на переоборудование для каждой точки составляют от 180 тысяч тенге. Попав под предлагаемый запрет, часть из них может продолжить реализацию табачных изделий из-под прилавка, не отображая сделок купли-продажи в документах бухгалтерской отчетности.
Истина рождается в споре
Недавно в НПП «Атамекен» прошли очередные общественные слушания по проекту нового Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения», который вызывает большой интерес у представителей бизнеса и общественности. Так, бизнес-сообщество интересуют и другие, не связанные с табакокурением, инициативы. В частности, введение дополнительного контроля и надзора. По словам президента ОЮЛ «Ассоциация поддержки и развития фармацевтической отрасли» Марины Дурмановой, сегодня деятельность фармацевтических объектов, особенно аптек, регламентирована достаточно большим количеством нормативно-правовых актов. Аптеки с разрешением на изготовление лекарственных средств всегда относились к объектам высокой значимости, которые ежегодно проверяют. «Производители, работающие по стандартам GMP (Good Manufacturing Practic, Надлежащая производственная практика), самостоятельно осуществляют контроль за продукцией. Для этого на предприятиях есть уполномоченное лицо. Бизнес, внедривший стандарт, самостоятельно отвечает за безопасность своей продукции. В связи с чем дополнительная проверка приведет к замедлению выпуска лекарственной продукции и удорожанию продукта», — считает президент ассоциации «ФарМедИндустрия» Руслан Султанов. Кроме того, дополнительные проверки могут нести риск коррупционной составляющей.
Некоторые депутаты также выступают против особого порядка проведения проверок. В частности, мажилисмен Иван Клименко считает, что нельзя внедрять международный стандарт и тут же начинать дополнительно контролировать. «Нам сегодня необходимо наладить порядок в пострегистрационном контроле, который обеспечит качество фармацевтической продукции на рынке», — считает парламентарий. Однако разработчики заверили, что эти меры, в том числе маркировка и отслеживание лекарственных средств, направлены для выявления недобросовестных субъектов. «Работающих по международным стандартам производства, дистрибьюции и розничной реализации освободят от дополнительных проверок», — успокоил заместитель председателя комитета фармации МЗ РК Нурлыбек Асылбеков.
Также в ходе недавней встречи обсудили штрафы для организаций, сотрудники которых не прошли скрининг (первичное обследование), а также обязанности предпринимателей организовать медподразделение на производстве с численностью более 50 человек. Президент Ассоциации охранных организации Анатолий Калинин уверен, что представленные проектом нового кодекса нововведения приведут к значительному росту финансовой нагрузки на предпринимателей, особенно на малый и средний бизнес. А руководитель специальной мониторинговой группы при Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции Айгуль Соловьева считает, что необходимо провести более глубокие расчеты и анализ регуляторного воздействия всех вводимых нововведений.
Представители Минздрава в свою очередь выразили готовность продолжать диалог и проводить встречи с бизнесом и ассоциациями для проработки всех спорных вопросов. Проект кодекса еще обсуждают и как только сформируют окончательный вариант, его разместят на сайте и направят в НПП «Атамекен».