Минздрав хочет запретить курение в заведениях общепита и аэропортах

26.04.2019 в 18:52, просмотров: 3706

Министерство здравоохранения предлагает запретить курение в заведениях общественного питания и аэропортах, тем самым защищая права некурящих граждан. У этого решения есть своя логика, с которой, впрочем, не согласен ресторанный бизнес, который демонстративно подсчитывает убытки

В республике бурно обсуждают поправки в Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения”. Камнем преткновения стала норма о запрете курения в общественных местах. Сейчас можно курить везде, где нет знака “Зона, свободная от табачного дыма”. К таким местам относятся все муниципальные здания, общественный транспорт, подъезды и многие другие помещения общественного пользования. Теперь же в новой редакции кодекса предлагают запретить курение и в других общественных местах - вплоть до автомобиля и балкона. Инициируя это предложение, Министерство здравоохранения логически развивает инициативу, заложенную еще в 2006 году, когда Казахстан ратифицировал Рамочную конвенцию по борьбе с табакокурением. Таким образом, отечественные чиновники взяли за ориентир страны ОЭСР, в которых используют наиболее строгий и всеобъемлющий комплекс антитабачной политики. При этом их опыт признали наиболее успешным в снижении показателей курения - доля курильщиков уменьшалась на 15 процентов в год по сравнению со странами с менее комплексной стратегией в отношении табакокурения.

Чиновники считают свое решение своевременным, поскольку в Казахстане увеличивается число курящего населения и спрос на сигареты. Чтобы как-то противостоять распространению этой пагубной привычки, власти готовы запретить курение в специально выделенных местах в точках общепита. Хотя еще в 2014 году Минздрав согласился с тем, что такие изолированные места - оптимальный вариант и никак не сказываются на самочувствии и здоровье тех, у кого нет пристрастия к сигаретам. Это положение закрепили в свое время в действующем кодексе и разработали санитарные требования для “курилок”.

Но на практике далеко не все кафе и рестораны оборудовали “курилки” - всего более 240. А там, где они есть, дым все равно мешает некурящим посетителям. Вот и решили чиновники их вовсе запретить, а заодно вывести из тени кальянный бизнес, распространив табу в ресторанах и на это увлечение.

По словам президента Национальной ассоциации предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса “HoReCa Казахстан” Игоря Копайлова, речь идет о многомиллионных вложениях в оборудование, перепланировку, обустройство вентиляции. Только в Алматы насчитывают 194 заведения, оборудовавших места для курения. При этом стоимость вложений на каждое достигает 2 900 000 тенге. “Таким образом, сегодня только по г. Алматы владельцы ресторанов уже потратили около одного миллиарда тенге на выполнение законодательного требования по обустройству курительных комнат. Бизнес инвестировал и даже кредитовался в банках для этого. Если эта норма пройдет, то все вложения надо будет списывать на убытки”, - прокомментировал Игорь Копайлов.

Впрочем, с ресторанами ситуация более-менее ясна, туда человек приходит отдыхать и имеет право выбирать - дышать ему табачным дымом или нет. (Хотя однозначного ответа, насколько вреден дым от кальяна, нет, поэтому, может, не стоит загонять это увлечение в столь жесткие рамки. Достаточно проводить санитарно-эпидемиологическую проверку либо сделать отдельные кальянные комнаты, но никак не объединять их с “курилками”.)

Куда сложнее дело обстоит с аэропортами, которых тоже может коснуться табу. Если запрет будет принят, то пострадают пассажиры, путешествующие транзитом через казахстанские аэропорты. Здесь, в отличие от заведений общепита, люди становятся заложниками ситуации. Преодолев большие расстояния и не сделав “перекур” в транзитных зонах, некоторые заядлые курильщики могут расстроиться, поскольку это физиологическая привычка, которая вызывает зависимость. Это, в свою очередь, может отразиться на их поведении и создать риск для безопасности на борту. Человек, который не снял стресс, выкурив сигарету, становится раздражительным, а значит, конфликтным. “Авиакомпаниям станет неудобно иметь такого пассажира, который будет находиться на борту воздушного судна и представлять опасность из-за неадекватного поведения”, - отмечает начальник службы организации пассажирских перевозок аэропорта г. Алматы Анатолий Юзефович.

Кроме того, многие курильщики будут употреблять табачные изделия, как говорится, впрок: накуриваться заранее либо благостно вдыхать дым в удвоенном количестве уже после прибытия.

Здесь уместно привести пример российских аэропортов, столкнувшихся с запретом в 2013 году. Согласно данным соцопроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2015 году среди пассажиров аэропортов “Шереметьево”, сочинского и других авиаузлов, “37 процентов опрошенных лично сталкивались с нарушителями запрета на курение в помещениях аэропортов”. По данным ВЦИОМ за 2016 год, 33 процента пассажиров не соблюдали запрета на курение в общественных местах. Туалеты, комнаты матери и ребенка превратились в места для курения.

Запрет курения в аэропортах подразумевает и экономический аспект, поскольку будет потерян транзитный потенциал. В свою очередь, Казахстан намерен стать воздушным транспортным хабом. Надо сказать, что сейчас около 15 государств, входящих в Европейский союз, сохранили курение в чистой зоне. Прежде всего, это сделали те страны, которые ориентированы на транзитных пассажиров, - Германия, Голландия, Швейцария. А один из руководителей Мюнхенского аэропорта даже высказывал большую благодарность аэропорту Хитроу за запрет на места для курения, поскольку транзит аэропорта Мюнхена значительно увеличился после этого.

Министерству здравоохранения нужно принять во внимание мировой опыт в этом вопросе, чтобы не создавать очередную головную боль для правоохранительных органов на транспорте, чьей приоритетной задачей является обеспечение безопасности пассажиров, а не охота за курильщиками в туалетах.