Экспозиция «отпечатки»

Дебютная выставка Алины Авдониной – э то произведения искусства, созданные из… мусора

В алматинской галерее «Улар» открылась экологическая художественная выставка молодого дизайнера Алины Авдониной. Все ее работы посвящены размышлениям о состоянии окружающей среды, а также о природе и отношению к ней человека.

Дебютная выставка Алины Авдониной – э то произведения искусства, созданные из… мусора

На подобное творчество художницу вдохновил наш город. Ведь Алматы, когда-то служивший образцом чистоты и порядка, продуваемый свежими ветрами, с каждым днем все больше и больше страдает от смога и мусора, а горожане превращаются в заложников хаотической застройки. Бытовые отходы, кстати, находятся буквально под ногами — это разнообразные изделия из пластика: зажигалки, бутылки и пакеты. Из всех этих выброшенных мимо мусорных контейнеров «свидетельств цивилизации» Алина и создает арт-объекты. Это небольшие панно на тему экологии, на которых из разноцветных кусочков пластика складываются целые сюжеты — смысловые метафоры, скульптуры и инсталляции.

В экспозиции галереи Алина Авдонина представила более 30 живописных и графических произведений и инсталляций. С одной стороны, восхищает в них то, как мастерски пластиковые детали и предметы, а также кусочки ткани и бытовые отходы превращены в аккуратные дизайнерские изделия. Нуршидин Баратов подобрал к ним очень удачные багеты, придавшие больше целостности и выразительности. С другой стороны, все «отпечатки» нашего времени пугают циклопическим масштабом экологической катастрофы, которая уже накрывает Алматы, да и всю нашу планету.

Это подтверждает созданный Алиной Авдониной арт-объект «Культурное наследие». Он представляет собой аквариум, в котором сквозь слои песка показаны периоды жизни на земле в виде формирования основных геологических контуров. И там мы наглядно можем видеть, что снизу идут такие периоды, как палеолит, неолит, а сверху их накрывает и утрамбовывает навеки пластикозой. Художница говорит, что человек всегда что-то изобретал, чтобы решать свои проблемы. Можно сказать, что он был дизайнером со времен своего появления. Сначала это были каменные орудия, потом горшки, орудия из металла, оружие, а теперь и изделия из пластика. Было бы интересно послушать археологов будущего, спустя 10 тысяч лет например, что они скажут о наших изделиях, когда найдут их на свалках? Какие названия дадут нашему сегодняшнему мусору?

Куратор выставки, искусствовед, галерист и директор «Улара» Юрий Маркович, считает, что экспозиция станет вдохновением для тех, кто заботится о будущем планеты, и напоминанием о том, что даже самые простые действия могут быть шагом к изменениям.

— Искусство из мусора, или арт из вторичных материалов, приобрело популярность благодаря ряду талантливых людей, которые использовали отходы для создания мощных произведений. Вот несколько известных художников, чьи работы созданы из мусора: Шай-Зия (Казахстан), Вика Мунтес (Бразилия), Ха Шульт (Германия), Джейн Перкинс (Великобритания), Тим Нобл и Сью Вебстер (Великобритания), — поясняет Юрий Маркович.

Алина Авдонина в 2013 году завершила обучение в академии дизайна и технологии «Сымбат» по специальности «графика», после чего начала реализовывать себя как дизайнер. Ее профессиональная деятельность направлена на исследование взаимодействия человека с предметной и цифровой средой, выявление проблем и разработку решений для улучшения пользовательского опыта. Творчество Алины выходит за рамки профессионального дизайна и часто преобразуется в создание произведений современного искусства.

Юрий Маркович сравнил арт-объекты Алины с творчеством алматинского художника 90-х годов Зияхана Шайгельдинова, известного больше как Шай-Зия. У него было много ипостасей, но именно он первым в стране стал использовать в искусстве самовыражения бытовые отходы.

— Для нас интересно, что проекты, которые уже были в 90-е годы, возвращаются по какому-то круговому циклу к нашим зрителям. И если тогда в Алматы был такой популярный художник, как Шай-Зия, мастеривший из мусора разные арт-объекты, панно и прочие изделия, то сегодня, когда прошло много времени, появляются художники, которые по-своему возвращаются к таким же технике, идеям с той же великой задачей помочь нашей экологии в переработке мусора, — считает Юрий Маркович. — Такое движение официально растет в Казахстане, и естественно, что многих художников, которые будут в этом тренде участвовать, мы поддержим и станем показать. Дебют Алины в этом формате в нашей галерее нам понравился как что-то оригинальное в современном времени и в то же время старое и известное. Тем, кто видел работы Шай-Зии, будет любопытно прийти и посмотреть на нового художника, творящего в той же технической собранности. Будем надеяться, что выставка привлечет и каких-то эко-активистов, которые смогут подключать Алину к своим проектам.

Сама художница заключает, что «пластиковый мир победил, но мы можем выбрать, как на это реагировать. Искусство дает нам возможность ставить под сомнение привычные иллюзии и искать новые пути».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру