Организатором выставки, открывшейся в Almaty Gallery, выступило общественное объединение «Союз фотографов и цифровых художников Казахстана». И получилась действительно нетипичная экспозиция. Дело в том, что все пейзажи, портреты, натюрморты, животные, изображенные на фото, запечатленные объективом фотокамеры, представляют собой центральный план сюжета или размышления и усиливаются сопровождающимся фоном, «картинкой», космосом, который возможен только при художественном использовании нейросетей. Таким образом, зрителю предлагается найти более глубокий смысл увиденного, соизмерить изображение, запечатленное на фотокамеру, с тем, что получилось в итоге. Такой замысел был у главного организатора события Дарьи Дунич, президента Союза фотографов и цифровых художников Казахстана.
— Тема, выбранная мной для этой выставки, когда фотография соединяется с цифровым искусством, становится сегодня все более актуальной. Мы все живем в меняющемся мире, и нельзя отрицать того, что искусственный интеллект входит в нашу жизнь полноценно и в разных сферах. Но мы используем его в искусстве, — поясняет Дарья Дунич. — Не на всех фотографических выставках допускаются участие и использование нейросетей. Но, так как у нас это возможно, я решила сделать акцент на ИИ в своих работах. Всего их 11, и все они спаяны идеей фотограф + нейросеть. На моих фотографиях вы видите тех личностей, которые, как я считаю, достойно представляют наш Казахстан, являются его частью и лицом. Они вкладывают очень большие силы для того, чтобы наше общество стало цивилизованнее и культурнее. Соответственно, я выбирала персонажей из артистов, музыкантов, представителей фэшн-индустрии. Моей задачей было показать, что фотограф может использовать нейросети в своем самовыражении. То есть, когда у нас нет доступа к какой-то определенной локации или нет возможности через фотокамеру реализовать свои фантазии, но есть замысел, мы можем применять искусственный интеллект. Словом, мы являемся некими художниками, которые из фотографии начинают дорисовывать свою фантазию.
Дарья Дунич — профессиональный фотограф со стажем и высокими статусами. Она является членом Всероссийской лиги профессиональных фотографов, постоянным приглашенным фотографом таких международных ежегодных событий, как Milan Fashion Week, Paris Fashion Week. Также у нее есть опыт продюсера и режиссера.
Для данной выставки работы отбирались на конкурсной основе, поэтому пространство галереи наполнилось поистине профессиональными произведениями современного искусства и технологий. Совершенно невообразимо смотрится здесь, к примеру, работа Алены Глаголевой «Белый лебедь», на которой изображена полупрозрачная балерина. Кажется, что это нежная акварель, а не фотография. Ольга Репнякова «изобразила» несколько заманчивых натюрмортов, и среди них «Маленькие перчики» смотрятся живописно. Оксане Завьяловой удалось передать с помощью казахских национальных инструментов и великолепных портретов девочки и девушки музыкальную айдентику нашей страны. Это работы под названиями «Девушка-кюйши» и «Кобыз — мое сердце». Многих гостей на открытии выставки привлекло веселое настроение фотокартины «Одна страна — много эмоций», на которой Татьяна Прозорова показала трех далматинцев в интересных головных уборах. Причем сами шапки относятся к разным узнаваемым этносам нашей страны, но орнаменты и элементы на них казахские.
Что касается названий и тем, то здесь, конечно, Дарья Дунич заставила реально задуматься над смыслом выказанного ею на фото. «Море не всегда место, иногда — ощущение», «Овцы уже не те»... Все 11 работ выполнены с философским наполнением.
— Названия моих работ имеют для меня большое значение, потому что это отправная точка, куда зритель может двигаться своей мыслью, смотря что имеет в виду автор, — говорит Дарья. — Если мы посмотрим на море, то это именно то ощущение, которое я хочу донести до человека. С морем изображена известный байер Лилия Рах. Она на фоне бушующего океана эмоций. Мы же понимаем — не всегда то, что мы видим снаружи, является внутренним миром. Поэтому моей задачей было подчеркнуть то, что я имела в виду как замысел на этой фотографии.
И каждый из участников нашей выставки не исключил фэнтези. Я преподнесла барашка элементом будущего. Возможно, у нас когда-то появится роботонизированное пастбище с такими же овцами. Но девушка, у которой на руках барашек-робот, находится в романтичном и воздушном образе. Она остается живым и эмоциональным человеком, как и члены группы «Жигиттер». Я усилила образы артистов национальным колоритом, а фон за их спинами смотрится практически космическим. Мне хотелось показать музыкантов людьми степными, песочными, также остающимися в меняющемся технологичном мире аутентичными.
Судя по тому, что визуально представляет собой экспозиция, становится очевидным, что тематический замысел ее удался. Земля, культура, человек в современных реалиях времени должны сохранить свою корневую систему, приняв новые вызовы как возможность креативного движения вперед. Это, пожалуй, лучшая рекомендация или установка для использования нейросетей в нашей жизни.