Это Григорий Заславский, ректор известнейшего театрального института в Москве, где сегодня ведется подготовка на восьми факультетах: актерском, режиссерском, музыкального театра, новых направлений сценических искусств, балетмейстерском, продюсерском, сценографии и театроведческом. Но не только...
— Григорий Анатольевич, на днях вы вернулись из Казахстана. Что вас подвигло приехать именно сюда, посетить местные театры? Какие впечатления оставила поездка?
— В Казахстане я бываю достаточно регулярно, у нас сложились очень теплые отношения с театрами республики. Так что это становится уже практически традицией — мы проводим в Казахстане одну-две школы ГИТИСа, причем ближайшая пройдет в феврале в Петропавловске. Тем более что Петропавловский колледж искусств впервые побывал у нас в гостях в ноябре прошлого года на фестивале театральных школ СНГ. Спектакль, представленный ими, оказался одним из лучших, продемонстрированных на этом мероприятии. Скажу, что в этот раз в Казахстане у меня намечалось несколько дел. Вот только одно из них сделать не удалось. Я собирался после Астаны лететь в Уральск, где должен был встретиться с коллективом русского театра, в котором творческая команда наших выпускников в прошлом году поставила премьеру спектакля «Дом Бернарды Альбы». Я собирался посмотреть его, также предполагалась встреча с акимом области, на которой хотелось обсудить разные проекты сотрудничества. А еще затронуть важную для всех нас тему — капитальный ремонт русского театра. Вот только в Уральске весь день шел ледяной дождь, авиарейс сначала отложили, потом отменили. Я собирался улетать из Самары, но выяснилось, что из-за метели дороги из Уральска до границы с Россией были закрыты, поэтому ничего не оставалось, как купить билет на утренний рейс на Москву из Астаны. Я решил, что приеду в Уральск в следующий раз, в феврале. Так что надеюсь в следующем месяце побывать сначала в этом городе, потом в Астане, где хочу познакомиться с новым министром культуры, после чего отправлюсь на пару дней в Петропавловск и посмотрю, как проходит школа ГИТИСа. Но до того времени мне предстоит встреча с новым послом Казахстана в России, который решил собрать ведущих ректоров московских вузов.
— Кроме Астаны вы также посетили Акмолинский театр драмы в Кокшетау...
— Верно. Одной из целей, ради которых я приехал в начале этого года в Казахстан, стал фестиваль в Кокшетау, на который прибыли не только творческие люди, но и чиновники от культуры. По большому счету, это была встреча близких, давно знающих друг друга людей, которые в течение всего проведенного вместе времени строили определенные творческие планы на будущее. В результате должно, я надеюсь, выйти еще несколько очень хороших спектаклей. Кроме того, хотел бы отметить, что в Акмолинском русском театре в Кокшетау я посмотрел один из лучших спектаклей, виденных мной за последнее время в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, других городах и странах. Это «Станционный смотритель» в постановке Тимура Кулова, который, честно говоря, возвращает веру в лучшее будущее наших театров. На мой взгляд, это очень талантливая постановка, в которой есть и формальное совершенство, и интерес к актеру, и умение работать с ним — в общем, все действо было просто изумительным.
— Вернувшись домой из Казахстана, вы окунулись в привычные будни. Из чего складывается рабочий день ректора ГИТИСа?
— Не поверите, не хватает на все времени. Дел, действительно, очень много. Например, сегодняшний день. Начнем с утра, когда у меня была лекция по анализу спектакля и драмы, в ходе которой студенты писали рецензии, которые затем разбирались. Потом ко мне приехала депутат Госдумы РФ Мария Бутина, работающая в Комитете по международной деятельности и сотрудничеству. Мы обсуждали африканское направление, которое сейчас развивает ГИТИС. Так, в прошлом году я был в Сенегале, и уже в декабре прошлого года туда отправились наши студенты и преподаватели с концертами и мастер-классами. А в этом году первые мастер-классы с ними мы запланировали уже на апрель. Параллельно примерно в это же самое время в Москве планируем провести вечер с сенегальской драматургией. К слову, 4 апреля — День независимости Сенегала, так что одну-две пьесы к тому времени мы должны будем выпустить. Кроме того, начали прорабатывать школу ГИТИСа в ЮАР.
Возвращаясь к моему распорядку, отмечу, что после я отправился вместе с коллегами на зачет и экзамен по актерскому мастерству в театр Ермоловой, затем довелось посмотреть курс студентов Олега Меньшикова. Еще меня ожидает встреча с проректорами, а затем — запись реплики на радио «Орфей». День обещает завершить празднование Дня Республики в Индии, поскольку мы сотрудничаем с этим государством. Например, в прошлом году к нам приезжали студенты со спектаклем из Национальной академии драмы, который находится в НьюДели. Также мне нужно подготовиться к командировке в Мурманск.
— Над чем еще вы работаете сегодня?
— У нас большой проект — ему пятый год, в рамках которого мы софинансируем премьеры творческих команд наших выпускников, ставящих спектакли в театрах не только России, но и за рубежом. Например, в наступившем году они помимо русских театров, работающих за пределами РФ, планируют выпустить новые премьеры в крупнейшем театральном университете Стамбула, осенью — в центральной Академии драмы в Пекине, а еще около 19 спектаклей в предстоящем году запланировано в русских и других театрах. Напомню, что в прошлом году мы расширили разнообразие списка театров, были выпущены премьеры в Душанбе и Бишкеке. И наконец, в прошлом декабре наша творческая команда, состоявшая из режиссера, сценографа, художника по свету, запустила премьеру в Минске. Всего же выпущено 23 таких спектакля, и это огромная цифра. Думаю, не каждое продюсерское агентство может похвастать тем, что в течение года спродюсировало 23 постановки.
— У вас есть задумка самому сыграть в том или ином спектакле? В таком, где вы считаете, что главный герой — это вы.
— Наверное, нет. Я и так достаточно пребываю на сцене. Но у меня был интерес к процессу телевизионных и киносъемок. И мне представилась возможность узнать в этом плане все, что я хотел. Реализовал все свои задумки, посмотрел, как работают выдающиеся артисты. Я даже сыграл маленькую роль итальянского садовника в историческом сериале «Екатерина. Взлет». Так что была хорошая возможность познакомиться с кухней кино изнутри.
— А что же подвигло вас — и когда — стать тем человеком на театральном поприще, которого вы сегодня собой представляете?
— Будете удивлены, но я никогда так серьезно об этом не задумывался. Хотя считаю, что все, или очень многое, решает семья. Мои родители — и папа, и мама — очень любили театр. Соответственно, водили туда и меня. Да и в школе у нас не забывали про эту сторону воспитания. Отмечу, что это были хорошие театры и хорошие спектакли. Таким образом, оно все как-то само так сложилось, привело к закономерному театральному итогу.