Марки Шамиля Гулиева: превращение образа в символ

В арт-пространстве Jusan Vibe 20 октября состоялся вернисаж персональной выставки Шамиля Гулиева Republic of Turan. Инициатором ее проведения является галерея Occupy Steppe. Кураторы — Оля Веселова и Санжар Серикпаев.

Марки Шамиля Гулиева: превращение образа в символ

Наш современник, казахстанский художник Шамиль Гулиев родился в 1960 году в Нальчике (Кабардино-Балкария) на Северном Кавказе. Образование получил в Алматы — сначала в Гоголевском художественном училище, а затем в Казахской национальной академии художеств имени Т.К. Жургенова. Художник работает в различных направлениях — графика, живопись, скульптура, малая пластика.

Гулиев является стипендиатом Президента РК, лауреатом премии «Сувенир Казахстана» центра современного искусства «Сорос-Алматы». С 1989 года — постоянный участник ряда персональных и коллективных выставок в Казахстане, России, Узбекистане, Турции, США. Произведения находятся в собрании Государственного музея искусств РК имени А. Кастеева, дирекции художественных выставок Министерства культуры РК, президентском дворце «Акорда» в Астане, Атырауском музее искусств имени Ш. Сариева, а также в частных собраниях многих стран.

В основу экспозиции персональной выставки легла серия работ «Почтовые марки Турана», выполненная в технике ассамбляжа с использованием войлока, кожи, перьев, стекляруса, бусин, жемчуга, ракушек, начало которой было положено в 2004 году. Серия состоит из 21 большого полотна. Каждая работа выполнена в виде почтовой марки разного номинала, которые были выпущены мифической Республикой Туран.

В кураторском тексте к выставке говорится о том, что «Туран — впервые упоминаемый в Авесте исторический регион в Центральной Азии, населенный в древности кочевыми скифскими племенами. Этническое определение Турана в современной историографии имеет спорный статус. Мнение ученых разное. Одни считают туранцев иранским народом, другие — тюркским. Несмотря на научные разногласия, Туран имеет большое историческое, культурологическое, семантическое и семиотическое значение для современного Казахстана и всего Центрально-Азиатского региона, история которого последние два столетия подвергалась искажениям и переписыванию в угоду геополитическим играм».

«Туран — это утопический символ идеального мира, концепция которого давно интересует известного казахстанского художника Шамиля Гулиева. Помимо картин серии «Марки Турана» в экспозиции выставки представлено несколько скульптур, прямо связанных с исследуемой темой», — поясняет Санжар Серикпаев, галерист, один из кураторов выставки. Его коллега, куратор Оля Веселова, добавляет: «Каждая работа Шамиля — это попытка исследовать настоящее через сакральные смыслы прошлого, понять феномены современного Казахстана через его историю, трансформацию, мифологемы».

«В своем творчестве я пытаюсь проследить пути трансформации образа в символ», — говорит сам автор, художник Шамиль Гулиев.

На вернисаже выступили поддерживающие и эту выставку, и арт-пространство в целом представители бизнеса. По мнению Ирины Мерзляковой, заместителя председателя правления банка Jusan: «Это мультифункциональное пространство для выставок, лекций и встреч представителей арт-сообщества. Ранее здесь уже проходил ряд успешных творческих мероприятий, которые подтвердили востребованность подобного рода проектов. Убеждена, что традиция проведения в нашем арт-пространстве таких прекрасных мероприятий сохранится и Jusan Vibe продолжит оставаться точкой притяжения для людей мира творчества и искусства».

Адий Шарипов, бренд-амбассадор компании Chivas Brothers в Казахстане, сказал: «Искусство может стать мощным инструментом самовыражения не только для казахстанских художниц и художников, но и для тех, кто коллекционирует предметы искусства. Наш проект был вдохновлен запросами современного казахстанского общества, которое стремится к самоидентификации. История показывает, что искусство, особенно современное, способно исключительно хорошо отражать эту идентичность».

Мастерство техники исполнения марок поражает. Традиционно женский вид работы в повседневном быту — вышивка — выполнен филигранно. Ты понимаешь, что это вышивка, но совершенно не задумываешься над тем, как мастерски она сделана, потому что работа совершенна, как воздух, которым мы дышим бездумно. Привычный для наших ремесленников войлок в работах Гулиева тонок, как шелк. Он сочетается с перьями, разными по структуре и размеру нитями. Войлочные чешуйки скреплены расплавленным свинцом.

Василий Кандинский в работе «Содержание и форма» пишет: «Произведение искусства есть неразрывно, необходимо, неизбежно связанное сочетание внутреннего и внешнего элементов, то есть содержания и формы», «Душевная вибрация художника должна поэтому, как средство выражения, найти материальную форму, способную быть воспринятой. Эта материальная форма и есть второй, то есть внешний, элемент произведения искусства», «В искусстве форма определяется неизменно содержанием. И только та форма правильна, которая выражает, материализует соответственно содержание».

Душа художника Гулиева изящна и непрерывно стремится к совершенству, обнажая себя в его работах. Смотреть в душу и боязно, и восторженно захватывающе. Мастер прекрасен и открыт в своих работах и исследованиях нашего мира. В эпоху цифровизации и робототехники он показывает нам рукотворные произведения, в которых ремесленническое мастерство возвышено, превращено в искусство и раскрывает сакральные смыслы бытия.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру