Современные источники трактуют понятие «коллекция» как систематизированное собирание чего-либо, принадлежащее конкретному владельцу: частному лицу, организации, государству. Как правило, она подразумевает под собой собирание редких вещей, недоступных каждому. Таким образом, коллекция становится более ценной.
Карина Сарсенова — известный предприниматель, меценат, писатель, поэт, член Союза писателей России, основатель и генеральный продюсер продюсерского центра KS production, экспериментального авторского театра ТРИУМFF, школы искусств, пространства Art Galaxy, Евразийского творческого союза — рассказала нам об уникальной коллекции, владелицей которой она является. Она любезно согласилась ответить на вопросы нашей редакции.
— Карина Рашитовна, сегодня Вы являетесь владелицей большой коллекции уникальных художественных предметов и исторических артефактов. Расскажите о ее происхождении. С чего началось ее создание? Вы сами являетесь ее родоначальником или коллекция — это наследство Ваших предков?
— Начало коллекции было положено моим отцом, известным предпринимателем Рашитом Темирбулатовичем Сарсеновым, который страстно отдавался всему, что делал. Так и страсть к коллекционированию не обошла его стороной. Его пытливая и разносторонняя натура привела к тому, что, с одной стороны, он как ученый интересовался историей своего народа и государства, а с другой — как талантливейший бизнесмен инвестировал в материальное историческое наследие. Поэтому часть коллекции была собрана благодаря экспедициям по самым отдаленным местам Казахстана, а также за рубежом — в Китае, Турции, Азербайджане и Узбекистане.
Каждый экспонат имеет свою уникальную историю приобретения — от покупки самим коллекционером до дарения ему в знак признательности и благодарности. Пополнение коллекции осуществлялось и благодаря участию в международных антикварных аукционах Нью-Йорка, Лондона, Парижа и Берлина.
— Каковы размеры коллекции? Сколько и каких направлений экспонаты собраны в ней?
— В целом она насчитывает более 6000 предметов. Тематически очень обширна. Многие достижения цивилизации наших предков, которые нашли свое материальное воплощение, попали в это собрание. Это шпага Букей хана, кинжалы Кенесары хана и Жангир хана, сабля и зубочистка Абылай хана, диадема, нагрудное украшение и гребень, принадлежащие одной из его жен, четки, ранее принадлежащие некоторым ханским родам, а также многое другое.
Большой раздел коллекции составляют ювелирные украшения. Это наиболее представительная ее часть. Она насчитывает около 4000 единиц. Многообразие видов и форм, эволюция технологий изготовления отражают свое время и несут в себе живое дыхание их обладателей. Самыми древними в коллекции являются серебряные браслеты, датируемые XVII веком.
Через ювелирное наследие, представленное в коллекции, раскрывается одна из граней духовного богатства народа Казахстана, его духовной и материальной культуры. Многообразие камней и металлов в украшениях показывает, как высоко ценима была женщина в степи, как степной кочевник одаривал ее, чтобы она чувствовала себя неповторимой, защищенной и счастливой.
Степные красавицы ходили с открытыми лицами, украшая себя головными уборами, налобными, височными украшениями, различными ожерельями, поясами, браслетами и кольцами. Все это великолепие изготавливалось из серебра, золота с обильным добавлением драгоценных и полудрагоценных камней.
Через собранные ювелирные экспонаты XVIII-XIX веков можно проследить историю их судеб. Вглядываясь в них, мы можем уловить дух прошлого и перенестись в те давние времена, услышать девичий смех, звон колокольчиков или пение матери у колыбели.
Военные традиции имели большое значение в жизни кочевого казахского общества, а воинское дело являлось одним из социально значимых и важных. Наиглавнейшая обязанность мужчины состояла в охране семьи и имущества. Основную ударную силу казахского войска составляли батыры. В коллекции собраны уникальные предметы оружия.
Особое место в оружии казахов занимали сабли. Владельцами дорогих и высококачественных сабель, как правило, были представители верхних слоев кочевого общества казахов (ханы, бии, батыры). Сабли приравнивались к разряду почетных и высших воинских подарков. Так, в войске Кенесары самой ценной наградой для воина являлось это оружие. Порой за достойную саблю давали до десяти жеребцов.
Холодное оружие искусно украшалось чеканкой, чернью, гравировкой, сканью, инкрустацией серебром, драгоценными камнями и другими излюбленными техническими приемами казахских кузнецов. Инкрустированные предметы вооружения из металла гармонично дополняли воинские аксессуары из кожи с тисненым орнаментом — щиты, пояса с подвесками, фляжки для кумыса и др.
Постоянно носимым мужским аксессуаром был пояс, который являлся оберегом и олицетворением жизненной силы. Он также указывал и на социальное положение его владельца.
Большой раздел нашей коллекции посвящен военной тематике.
История развития казахского ковроткачества, имеющего глубокие корни, также представлена в коллекции.
Ковер был главным предметом в приданом невесты, дарообмене среди населения, служил знаком высшей почести, оказываемой лицам, заслужившим всеобщее уважение. Использовался в качестве приза на наиболее значительных конных скачках — байге. Коврами взимали дань. Преподнесением ковра нередко искупали вину за причиненные зло, обиду.
Для казахского ковроткачества характерна своя техника изготовления, манера исполнения — равновесие фона, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения.
По технике изготовления все тканые изделия делятся на ворсовые и безворсовые. Различаются ковры и по материалу, из которого они изготавливаются. Как для восточных, так и для европейских материалом служили шерсть, хлопок, шелк, лен, пенька в самых различных комбинациях.
В коллекции представлено около 100 ковров, различающихся по материалу, структуре и рисунку, начиная с конца XIX века.
Особый интерес представляет подаренный музею ковер XVII века, сотканный руками казахских мастериц, который вернулся на свою историческую родину — в Тургайские степи, сначала проделав долгий путь в центр Европы.
Исторический след этого ковра тянется с начала ХХ столетия. Ковер был подарен аксакалу Боранбаю из аула Жана-туган за оказанный радушный прием молодой супружеской паре, которая посещала прародину венгров. Молодые люди оказались австровенгерскими подданными из монаршей династии Габсбургов. По преданию на них была возложена миссия по возвращению этого ковра, передаваемого из поколения в поколение, в Казахстан и, таким образом, завершению древней родовой истории.
Казахский ковер возник из вдохновенного источника духа народа, из глубин души и света его представителей. За тысячелетия своего исторического пути ремесло ковроткачества достигло уровня искусства. Если вы внимательно рассмотрите старинное полотно, то откроете для себя многое. Вы обязательно найдете и прочитаете на нем тонкость творческого мастерства, сердцебиение, помыслы души, печаль и радость мастериц-ковровщиц.
В наше время казахские ковры продолжают торжественное шествие по всему миру, приобретая все большую ценность на мировых аукционах.
Коллекционное собрание предметов конского снаряжения, седел и мужских поясов, свидетельствующее о высоком искусстве и таланте казахских мастеров художественной обработки кожи и резьбы по дереву и металлу, является ценным достоянием национальной художественной культуры и служит не только важным источником в деле ее изучения и пропаганды, но и представляет собой благодатную почву для творческих исканий современных художников-прикладников республики.
Культовые предметы различных религий также представлены в коллекции. Через предметы специально сформированного отдела коллекции есть возможность познакомиться с религиозными традициями ислама, иудаизма, христианства и буддизма — основных монотеистических религий, являющихся неотъемлемой частью мировой культуры.
Советский период развития нашего государства также представлен в собрании.
— В течение какого периода собиралась коллекция?
— Период ее формирования весьма значительный, он составляет более 28 лет.
— Есть определение музея как института социальной памяти, выполняющего функцию удовлетворения общественной потребности в сохранении и репрезентации особо ценных культурных и природных объектов. Его экспонатами становятся предметы, осмысленные их собирателем как ценность. Есть ли у Вас планы, связанные с дальнейшей судьбой собранной коллекции? Планируете ли Вы создание на основе своей коллекции музея?
— Мой отец собрал и передал мне коллекцию. Он очень много сделал и делает для меня. Именно он начал приобщать меня к философии, эзотерике, познанию мира в возрасте 15-16 лет. Коллекция является материальным воплощением накопленных знаний. Их необходимо передавать от учителя к ученикам. Но не стоит думать о том, что я претендую на роль учителя. Нет. Я всего лишь проводник.
Моя семья пропагандирует и воплощает в реальность уникальную для Казахстана идею непрерывного образования и повышения профессионального уровня в одной системе. И я думаю, что создание на основе собранной коллекции публичного музея, открытого для каждого, кто хочет приобщиться к знаниям, — это самый правильный путь.