Юрий Лорес: о поэзии и Слове, о дружбе и Храме

В Алматы из Москвы, но через Новосибирск и Усть-Каменогорск приехал почитаемый бардами и поклонниками авторской песни всего мира автор-исполнитель, поэт, писатель, режиссер, педагог Юрий Львович Лорес. Для многих этот визит оказался настолько долгожданным и неожиданным, что почитатели таланта Лореса не сразу поверили в его реальность.

Юрий Лорес: о поэзии и Слове, о дружбе и Храме

Широкому читателю или зрителю имя Юрия Лореса может быть и не столь известно, как любителям авторской песни и поэзии. Но даже у людей, далеких от этого жанра, но ценящих поэтическое слово, волнением и восторгом отзываются проникновенные строки и мелодии этого автора, которые давно уже поют на всех континентах. Впрочем, обо всем по порядку.

Приезд барда в культурную столицу и его концерт, а также участие Юрия Лореса в фестивальной программе авторской песни в соседнем Кыргызстане состоялись благодаря клубу «Тоника». И вот мы — Александр Губерт, Ольга Зорина и Элеонора Боброва — общаемся с Юрием Львовичем в Центральном парке культуры и отдыха в кафе на пруду. И вдруг здесь, в летний зной, становится как-то особенно прохладно и хорошо.

Щедро одаренный Богом

На одном из интернет-сайтов о Юрии Лоресе и его поэзии можно найти такие слова «...Один музыкант, Давид, работавший по совместительству царем, рискнул обратиться к Всевышнему в своих псалмах — и, представьте себе, был услышан. Человечество с тех пор далеко забрело, приспособив освященную стихию поэзии под свои повседневные нужды. Цари перевелись, а среди музыкантов тех, кто помнит о родстве стиха и молитвы, раз-два и обчелся. Юрий Лорес — один из немногих».

Очень точная характеристика, на мой взгляд (А.Г.).

«...Я как будто бы царь в этой древней стране,

Слишком щедро я Богом одарен,

Полземли повелителя ищет во мне,

Чтобы вдоволь настроил пекарен...»

И еще, из этой же песни:

«...И страна превращается в пепел и хлам,

Если сеятель думает только о хлебе,

Но десницей моей воздвигаемый Храм

Троекратно сожжен, отражается в небе...»

(«Шуламифь»)

Всесоюзная известность к автору пришла с песней «Шиповник». Как он сам пошутил в разговоре с нами: «Кто-то из журналистов написал, что после этой песни он проснулся знаменитым. А я проснулся — и ничего не почувствовал!..»

Но на самом деле, действительно, уже много десятилетий барды из разных точек планеты много раз перепевают этот музыкально-поэтический ряд:

«Пять веков картине:

Городок старинный

Помнишь, ты жила когда-то в нем?

Прикоснись рукою к дому над рекою —

Где цветет шиповник под окном.

Жаль, что ты меня не помнишь,

Жаль, что ты меня не любишь —

Пять веков назад и пять вперед...

Пять столетий нас не будет,

Пять раз вспомнишь, пять забудешь,

Как шиповник под окном цветет...»

(«Шиповник»)

Я сам (А.Г.) услышал эти строки из уст автора в самом начале 90-х на Грушинском фестивале. Песню знал и до этого события, но именно с тех пор творчество Юрия Лореса сопровождает меня постоянно.

Поэт и геолог

Юрий Львович Лорес родился в Подмосковье в 1951 году. Окончил Московский геологоразведочный институт. Первые стихи начал писать в возрасте 12 лет, а заиграл на гитаре в 9-м классе. Тогда же стал создавать какие-то музыкальные произведения. Полноценные авторские песни у него появились уже в поющем тогда геологическом институте. Именно там он стал участвовать в бардовских слетах и фестивалях.

С первой сольной программой Лорес выступил в 1976 году в знаменитом ленинградском клубе «Восток», а через 10 лет создал Театр авторской песни, в дальнейшем известный как «Первый круг». С 1993 по 1995 год был художественным руководителем Мастерской авторской песни при ГИТИСе. В 1993 году совместно с оркестром под управлением Михаила Безверхнего выпустил грампластинку «Шел день шестой», а в 1994-м вышла книга стихов «Шиповник, или Фантазия с падающей вилкой». Юрий Лорес — автор около 500 стихов и песен, член Союза писателей и Литфонда России, член-корреспондент Академии поэзии, режиссер-педагог по мастерству актера.

Про Казахстан

Юрий Лорес впервые приехал в Казахстан еще в молодости, после окончания института, как геолог, но до прошлого года ни разу не выступал здесь с концертами.

— Первый раз я был в Казахстане в 1976 году по своей геологической специальности, — рассказал нам он. — Тогда я посетил Лениногорск (ныне город Риддер), Чимкент и Кентау, где находится Ачисайский полиметаллический комбинат. С песнями здесь никогда ранее не был, но в прошлом году выступал в Усть-Каменогорске. В этот раз снова приехал в этот город и оттуда уже попал в Алматы по приглашению «Тоники». Я давно хотел увидеть южную столицу, и мне она очень понравилась. Здесь дышится легко, очень зелено, пахнет свежестью хвойнотравяной. И это просто фантастика. Это — как ходить по зеленому океану.

На вопрос, когда он полностью ушел из профессии геолога в музыкальное профессиональное творчество, гость ответил, что это случилось в 1986 году. Тогда был организован театр, а затем он стал вести режиссерские курсы.

— Зарабатывать я больше при этом не стал, но зато то, чем занимаюсь, — это большое удовольствие для меня. Свой собственный путь я не чувствую обузой, — признался Юрий Львович.

«Из Авиньона в Иерусалим». Библейские размышления

Один из музыкальных сборников Лореса называется «Из Авиньона в Иерусалим». Было любопытно, почему дорога идет именно из белокаменного французского городка с единственным в мире мостом, прерывающемся над рекой наполовину, места средневекового проживания римских пап, в такой же намоленный и обособленный, но совсем иной Иерусалим.

— Я ни разу не был в Авиньоне, а песня появилась случайно. Просто строчка какая-то странная прилетела, непонятная «Он шел из Авиньона, в Авиньон я шел...» Конечно, я знал, что там жили Петрарка, трубадуры, и больше ничего на тот момент. И даже не знал про авиньонские театральные фестивали. А альбом, он так построен, каждая песня — это дорога оттуда на восток. Я всегда стараюсь в построении стихотворений, создании сборников, как и в своих выступлениях, все выстраивать логично. Мне интересна драматургия внутри всего этого, — поясняет автор. И тут же говорит о своем знаменитом библейском цикле:

— До посещения Израиля у меня уже было написано около 20 поэтических и прозаических произведений на библейскую тему, но затем я добрался до Иерусалима. И с тех пор он меня не оставляет. В этой точке планеты энергетика от самой земли идет невероятно мощная. После первого посещения храмов Иерусалима друзья спросили меня, какие ощущения я получил, и я ответил, что оказался на зеркале, в которое смотрит Господь.

«Надо держаться за друзей...»

Весь мир меняется, трансформируется. Люди и страны между собой разделились и конфликтуют. И даже внутри каждого из нас происходят процессы переоценки многого из всего происходящего сегодня, казалось, давно осмысленного. У Юрия Лореса есть сборник под названием «Мы сами себе сантехники». Возможно, этот объединяющий цикл песен есть посыл в настоящее время. И он о том, как остаться человеком внутри себя и среди людей.

— В этом сборнике все же больше сатиры, размышлений на социальные темы. А на вопрос, как продержаться, остаться человеком, могу дать только тот ответ, который у меня для самого себя существует — надо держаться только за своих друзей, за свой круг, — размышляет Юрий Львович. — Да, сегодня многие конфликтуют. Что-то разбивается, но, оглядываясь на многие годы, я понимаю, что надо опираться на своих людей. Скажу еще, что ссориться легко, а мириться тяжело. Надо многое прощать друзьям своим. Тем более что войны или другие катаклизмы рано или поздно заканчиваются, но как после них мириться будете? Жизнь длиннее войн и эпидемий, и надо стараться жить в мире и согласии.

Спас «Яблоневый Спас»

Еще одно из произведений автора под названием «Яблоневый Спас» часто и много исполняется бардами. Возможно, потому что в словах песни — энергия православного престольного праздника Преображения, а возможно, потому что среди сказанного есть и такая божественная строка «Господь глядит на нас глазами осени». Такие ассоциации прилетают с неба только поэтам. Нам, простым смертным, хочется все же какой-то расшифровки.

— Вы сами картинку не представляете? Я лучше расскажу, как она появилась. Поехал к друзьям в Донецк, где планировалось мое выступление. Это было 17 августа 1991 года. Окно в поезде почему-то не закрывалось, и я добрался с высокой температурой. Песню начал писать еще в Москве, и где-то в пять утра уже в Донецке меня что-то заставило дописать ее. Так, уже 19 августа я закончил-таки песню, лег спать, а в девять утра мне звонят ребята и говорят: «Юра, ГКЧП, переворот». И вот что меня тогда заставило дописать «Яблоневый Спас», кто знает!?. Но, если бы я все отложил, то, наверное, уже никогда бы ее не дописал, потому что сильно изменилось на тот момент эмоциональное состояние. Я не мог вернуться в Москву. Поезда не ходили. Хотел добраться домой хоть какими-то попутками, но друзья меня не отпустили, можно сказать, физически. Опасно было. И сегодня, в непростые времена, пишется непросто, но в прошлом году у меня появились три новые песни, которыми я поделюсь с вами на концерте.

Было, о чем спросить Высоцкого

Элеонора Боброва рассказала об интересном способе общения со зрителем из практики Рыбинского драмтеатра. Там после окончания спектакля свет прожекторов направляют на одного случайно выбранного зрителя, и такому человеку предлагается выпить чашечку кофе с кем-то из актеров или режиссером спектакля. Она спросила, с кем бы пожелал использовать такую возможность Юрий Львович.

— Боюсь, что таких людей уже нет на свете, — ответил московский гость. — Но из тех, кто ушел, я не был знаком с Галичем и с удовольствием бы с ним поговорил. Еще — с Анчаровым и Высоцким. Мне было бы о чем их спросить.

Антенные вибрации

Сам я (А.Г.) лучшее определение авторской песни нашел именно у Юрия Лореса. И определение это — интонируемая русская поэзия. И еще я спросил — действительно ли поэт есть своего рода «антенна», благодаря которой к нам и приходит настоящее Слово. Это высказывание я тоже когда-то прочел у Лореса.

— Я бы сказал, что авторская песня — это больше интонационная импровизация, потому что каждое слово — оно живое. Просто мы об этом не задумываемся. Когда собираешь в песню стихи, слова, то ритм, интонации должны рождаться, а не строиться. Хотя это, в принципе, тренируемый процесс, — ответил Лорес. — Что касается антенны, то, наверное, да, она существует. Прилетают слова, смыслы на каком-то непонятном языке или без языка вообще. Я не могу это объяснить, но то, что поступает ко мне через такие проводники, мне надо перевести в человеческую речь, превратить в музыку и поэзию. Ибо автор — этот тот человек, который создает только то, что кроме него никто не может сотворить.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру