Феномен советского юмора

Сетевые ниспровергатели любят повторять истертую сальность о том, что «секса в СССР не было». Не улавливая логичной иронии — если не было секса, они что, были «пальцем сделанные»? Может, скажете, что и «юмора не было»? Ну-ну...

Феномен советского юмора

Всенародный смех

Думаю, что феномен советского юмора еще ждет своих исследователей. Потому как он, не в пример тому, что подразумевается под этим термином во многих странах сейчас, не только процветал, но и обладал таким забытым ныне арсеналом «контента», как тонкость, ирония, многоплановость и всенародность. Я уже не говорю про такую выхолощенную ныне область «смешного жанра», как сатира, потерявшую всякий смысл в условиях неограниченной «свободы слова».

В СССР вообще шутить не только любили, но и умели. Во всяком случае для того, чтобы почувствовать момент смешного, советскому телезрителю не требовалось никакого «закадрового смеха». Юмористические программы в те годы стабильно оставались в числе самых популярных и любимых. Будь то легендарный «Кабачок 13 стульев», субботнее выступление поэта-пародиста Иванова, всенародно любимые «Вокруг смеха» или фрагментарно мелькавший в эфире КВН.

Были такие смешные программы и на казахском телевидении. Знаменитая «Тамаша», появившаяся в конце 70-х, привлекала внимание даже тех, кто не владел казахским языком. Меня всегда завораживала не только прочувствованная игра актеров (настоящих!), но и живая реакция зрителей в зале. Это надо было видеть!

А как пройти мимо советских кинокомедий? Разве за последние десятилетия создано что-то более смешное и неожиданное, нежели искрометные ленты Гайдая, интеллигентные сатиры Рязанова или ироничные картины Данелии? Помню, каким праздником для страны стало появление во второй половине 1960-х годов двух шедевров Леонида Гайдая — «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки». «Кавказскую пленницу» мы отправились смотреть в старенький «киносарайчик» на улице Калинина (он был где-то за мостом через Малую Алматинку). Никогда в жизни я более не слышал заразительного хохота такой гомерической интенсивности, как тогда и там! Дощатые стены заведения содрогались так, что из щелей сыпались опилки. Вот это была настоящая всенародная комедия!

Но главным проявлением «народного смеха» в СССР все же оставались анекдоты, которые в те годы черпались вовсе не из газет и журналов, а... А откуда? Из недр! Никто ведь не ведал их авторов, вот был воистину «публичный жанр». Стремительность распространения особо смачных шедевров (про Василь Иваныча и Леонида Ильича, Штирлица и поручика Ржевского, простодушного чукчу и армянское радио) была такова, что тогдашней «скорости передачи данных» может позавидовать даже самый высокоскоростной интернет.

Первоапрельские страдания

Потому-то и неофициальная дата 1 апреля никогда не оставалась в СССР без внимания самых широких масс. День хотя не красный, но долгожданный и запоминающийся.

Первоапрельские шутки, надо признать, редко бывали утонченными и изощренными. А особенно — в адрес женщин. Женщины в СССР были простодушнее мужчин. А предупреждения Козьмы Пруткова списывались на архаику и всерьез не воспринимались. Например, можно было прийти на службу и с нужным выражением заявить, что в ближайшем универмаге — очередь за финскими сапогами (на «во-от такой платформе», и очередь небольшая, «только что выбросили»). Присутствия пустели наверняка.

Друг друга мужики раззадоривали и разыгрывали по-другому: «По радио сегодня слышал — завтра водка подорожает!».

Свои традиционные шутки были и в школе: «Сегодня физики (алгебры) не будет, физик (математичка) заболел(а)».

Не оставались в стороне и СМИ. Вот что вспоминает коллега по цеху Владимир Шахов: «Отлично помню эти фейки! К сожалению, не осталось ни одной вырезки из первоапрельских приколов. Нужно учитывать менталитет совкового читателя — он не допускал даже мысли, что в газете может появиться недобросовестная информация. И когда «Огни Алатау» (а может, я и ошибаюсь, это была «Вечерка») поместили на последней страничке в номере за 1 апреля фото озера в парке Горького со странной тенью и подписью, что там обнаружено лохнесское чудовище, большинство приняло это за чистую монету. Город буквально взорвался! Пришлось уважаемым журналистам извиняться перед читателями и объяснять свое неуместное поведение желанием опубликовать первоапрельскую шутку».

Оставлю «фейки» и «совки» на совести коллеги, тогда этими терминами не пользовались, но то, что в массе читатели советских газет свято верили всему, что писалось, истинная правда. Все тогдашние газеты до самой перестройки перед выходом в свет обязательно проходили через самую настоящую цензуру. И это, с одной стороны, рождало в среде советских журналистов тонких авторов, обладавших даром «писать между строк» и повествовать «ироничным стилем», а с другой — подразумевало читателей, понимавших больше, чем было написано. И они, такие читатели, были.

Правда, в массе своей советский читатель эпохи заката оставался простодушным и свято верующим всему тому, что только доносилось до слуха из рупоров «агитации и пропаганды». И когда в СМИ развернулась великая битва за читателей (и рекламодателей) и «фейки» перестали считаться зазорными и полились отовсюду мутными потоками, читателям пришлось несладко.

Трехкилограммовый апорт на грешную голову

Но вернусь к 1 апреля. О том, как далеко могли зайти первоапрельские шутки, свидетельствует другая история, которую рассказывали в областной газете «Огни Алатау», куда я пришел работать в самом конце Союза. В те годы это была третья по значимости и тиражам газета Советского Казахстана. Там-то и случился случай, прославивший областную газету на весь СССР.

Вот что вспоминает по этому поводу Михаил Сорокоумов, легендарный фотокор, имевший к истории самое непосредственное отношение. Это он придумал знаменитую «шутку про апорт», случайно попавшую в газету раньше времени. Рассказывает сам Михаил: «Публикации я хранил в начале, когда только начинал публиковаться в газетах, эти публикации не сохранились. Но одна все же есть. В свое время она стала мировой сенсацией. Это было в 1983 году, редактором в «Огнях Алатау» была Надежда Халиловна Гарифуллина. В январе или феврале я придумал шутку про алма-атинский трехкилограммовый апорт.

Она сказала передать ее Борису Мулокандову, он тогда был завотделом информации».

Таким образом, шутку решено было придержать до первоапрельского номера. Но.

«А он, толком не разобравшись, опубликовал ее 25 февраля на четвертой полосе. Ну и началось тут! После того, как «сообщение» распространил КазТАГ, его опубликовали

газеты «Правда», «Известия», передало радио «Маяк» и так далее. Даже японцы обращались к нам, чтобы купить саженцы этих деревьев! И только товарищ Кунаев поставил точку в этом деле 30 июня на пленуме. Вот эту публикацию я и высылаю. Если интересно, то можешь опубликовать».

(Оригинал знаменитой шутки, переданный Михаилом Сорокоумовым, я привожу в качестве иллюстрации.)

Хорошо смеемся?!

Истины ради нужно признать, что подлинного расцвета «смешной жанр» в печатных СМИ достиг в первые постсоветские годы. Тогда условия уже «разрешили все», но журналистика все еще сохраняла приподнятый ушедшей эпохой уровень мастерства и понимающих читателей.

Вот как, к примеру, «по-первоапрельски» шутили и дурачили своего читателя в газете «Ковчег», весьма популярной в Казахстане в ту непростую эпоху.

«После объединения Германии миру открылись многие документы, хранившиеся в партархивах бывшей ГДР. И среди них — письма Фридриха Энгельса к Карлу Марксу (и наоборот).

Как известно, одна из самых известных работ Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» была написана им уже после смерти Маркса. Но работа над книгой велась многие годы, о чем свидетельствует рассекреченная переписка двух классиков.

Так, в одном из писем Фридрих пишет Карлу в Лондон: «Я почему-то уверен, дорогой друг, что в процессе очеловечения обезьяны главную роль сыграл смех. Какое еще, скажите на милость, животное, кроме обезьяны, способно так искренне потешаться над всем окружающим? В этом видится мне явление критического ума. Сходите на досуге в зверинец и понаблюдайте за мартышками. Кстати, передавайте привет супруге и дочерям...»

На что бескомпромиссный Карл отвечает романтичному Фридриху: «Человечество — это пролетариат. А пролетарии: а) не похожи на обезьян; в) потому что им не до смеха; с) мысли пролетариев поглощены одним — как заработать кусок хлеба и стать застрельщиком буржуазии.

Твоя теория оригинальна, но маловероятна. Не смех, а только труд мог сделать человека из обезьяны. Привет твой передал — кланяются тебе взаимно».

Таким образом, из-за ослепленности классиков классовой борьбой одно из самых здравых предположений так и не стало научной теорией. К чему привели человечество тезисы о том, что «труд создал человека», а оружием пролетариата является не смех, а булыжник — сегодня все знают.

А между тем мысль молодого Энгельса не столь уж и абсурдна. Доводилось ли вам, читатель, встречать хохочущую корову или улыбающуюся свинью?

А известно ли вам, что наиболее древний вид человеческого искусства, восходящий корнями к верхнему палеолиту, — наскальная карикатура? Наши далекие предки обладали недюжинным чувством юмора, что и позволило им выжить в нелегких условиях враждебного окружения и несносного климата. Ученые предполагают, что у пещерных жителей любимым развлечением были анекдоты.

Воображение рисует нам прокопченные сколы пещеры и племя, сидящее вокруг жаркого костра. Откуда-то издалека, из темноты, доносится протяжный вой саблезубого тигра. Но никто не обращает внимания. Все слушают мудрого шамана. «А вот послухайте, ще баю. Пошел один неондергалик за мамонтом...» И взрыв хохота долго оглашал окрестные леса, пугая озадаченных хищников. Первобытный смех сменился гомерическим хохотом и архаической улыбкой. Потом наступила мрачная полоса средневековья. На смену ей пришел дикий капитализм. Закончившийся, как известно, наступлением золотого века сатиры и юмора — развитым социализмом.

Партия правила, люди вволю веселились, спецорганы только и успевали записывать новые шутки и устанавливать авторов. Народ стал, в конце концов, таким смешливым, что стал хохотать даже над высунутым (определенным образом) пальцем, американскими комедиями и остротами Петросяна!

Ну разве с таким народом что поделаешь?»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру