Хосе Мария Кано родился в 1959-м в Мадриде. Рано начал рисовать и уже с десяти лет стал посещать художественную академию Рафаэля Идальго де Кавьедеса, а после нее — академию Artaquio. Поступил он на архитектурный факультет, где на первом курсе учился мастерству энкаустики у профессора по анализу форм.
В эти годы Кано, также с детства тяготевший к музыке, растет и в этой области, а также находит единомышленников, в том числе Ану Торроха, с которой позже создает поп-группу Mecano.
В 1984-м Кано начал играть на фортепиано и сочинять для таких знаменитостей, как Ана Белен, Амайя Уранга, Хулио Иглесиас, Мигель Босе, Сара Брайтман, Симона. После распада Mecano Хосе Мария написал оперу «Луна», которую поставили в Лондоне с Пласидо Доминго в главной партии. В 2002-м музыкант создал гимн «Реала» в исполнении того же Доминго. В 2012-м дирижировал оркестром на последнем концерте Монсеррат Кабалье в Мадриде.
Профессиональная деятельность Хосе Марии в области изобразительного искусства началась в 2002-м. Спустя два года состоялась его первая персональная выставка в креативном пространстве Крейга Робинса. Пораженный ею, мексиканский галерист Рамис Барке инициировал коммерческую экспозицию творений Кано.
Проект, получивший название «Это просто бизнес», создан под влиянием тяжелого бракоразводного процесса, пережитого художником. В экспонатах нашли отражение письма, отправленные адвокатом его супруги, агрессивные и колкие. Развод совпал с началом военного конфликта в Ираке, так что выставку пополнили и произведения о войне. Через обе серии автор провел темы беспощадной конфронтации, в результате которой страдают невинные. В случае с личной жизнью Хосе Марии жертвой оказался его сын, чьи рисунки также можно увидеть на некоторых холстах.
После в творениях Кано находят отражение очень неравнодушные размышления о медиаправде, ксенофобии, фигурах мира финансов, ставших богами новой реальности, корриде как пережитке прошлого. За последние 20 лет произведения автора успели побывать в Мадриде, Лондоне, Милане, Шанхае, Пекине, Ханое, Киеве, Москве, Праге, Варшаве.
А 15 февраля персональная выставка испанского художника под названием «Лунное сияние» открылась и в Алматы. Двадцать холстов — два квадриптиха и 12 широкомасштабных полотен — разместились на третьем этаже музея имени Кастеева. На 19 из них — наш единственный естественный спутник (одинокой огненной вспышкой в экспозиции обитает еще и Солнце). Луна неиссякаемо вдохновляет Хосе Марию, как и многих творцов до него.
Все произведения, составившие коллекцию «Лунного сияния», выполнены в технике энкаустики. Восходящее к расцвету Древнего Египта, это искусство заключается в живописи разогретыми восковыми красками. В их составе, как правило, пигмент и воск, а также смола и масло. Мастера ушедших времен во второй раз оплавляли краски, чтобы затем «вжечь» их в мрамор, гранит или дерево. Такой способ помогал добиться яркой росписи, не выцветающей спустя столетия.
Искусство энкаустики требует от художника быстрых и точных мазков, так как краска стремительно остывает. Рассматривая фактурные работы Хосе Марии Кано, замечаешь, что он, формируя сюжет, наносит множество слоев воска, на что, очевидно, уходит немало часов кропотливого труда.
Лунная серия автора выполнена в двух цветах — черном и золотом и их оттенках. Вопреки иллюзии минимализма воспетое в легендах светило на его работах предстает полнокровным, ярким, весомым персонажем. Техника энкаустики прекрасно расставляет акценты на полотне, выводя на первый план то шероховатость поверхности спутника, то глубину его кратеров и озер, то его объем, то движение солнечного света, отраженного им.
Будучи героиней поэм, эпосов и сонат, Луна также является неустанной спутницей странников, влюбленных и одиночек. В этом светиле история заключила океан символов, однако до сих пор для каждого, кто поднимает глаза к ночному небу, оно обретает чувственный, очень личный смысл. Его же суждено обнаружить гостям персональной выставки Хосе Марии Кано. Темная и искрящаяся, далекая и вплотную притянутая, поющая и безмолвная, она поведает о том, что осмеливается говорить лишь сердце.
К слову, на открытии организаторы выразили надежду на то, что «Лунное сияние» найдет отклик у казахстанцев, потому как кочевая культура региона крепко завязана на движении светил и поклонении природе, а Луна есть во многих казахских легендах, мифах и поверьях.
Кураторы выставки — Мария Копелиович и Азат Дидар.
Экспозиция «Лунное сияние» работала в Государственном музее искусств имени Кастеева с 15 до 26 февраля. Между тем посетивший открытие Посол Испании в РК Хорхе Урбиола Лопес де Монтенегро сообщил, что после выставка работ Кано, объединенных уже другой тематикой, появится в Национальном музее РК в Астане.