Странные находки и танцующий Достоевский — интрига прошедшей недели

В Алматы состоялась премьера документального фильма «Ваш весь Федор Достоевский». Режиссеры, киноведы, актеры и журналисты смогли первыми увидеть и оценить работу, проделанную казахстанскими кинематографистами, российскими музыкантами и артистами из Москвы, исполнившими главные роли.

Странные находки и танцующий Достоевский — интрига прошедшей недели

Весь 2021-й объявлен в Российской Федерации Годом Федора Михайловича Достоевского. К 200-летнему юбилею писателя приурочены многие события не только на его родине, но и во всем мире, почитающем и читающем этого автора.

Популярность в мире

Классик мировой литературы, способствовавший возникновению в мире психологической прозы, считается, по версии ЮНЕСКО, одним из самых читаемых писателей на планете. Творчество Достоевского оказало воздействие на Пастернака, Солженицына, Бродского и, пожалуй, не только на всю русскую, но и мировую литературу. Под его влиянием оказались такие авторы, как Томас Манн, Герман Гессе, Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй, Альбер Камю, философы Фридрих Ницше и Жан-Поль Сартр. Есть мнение, что Достоевский опередил Фрейда, обозначив роль подсознания, предвещающего определенное поведение или поступок человека. Кафка писал, что ощущал духовное родство с Достоевским, а Пруст считал Федора Михайловича великим художником, творческий метод которого сравнивал с с художественной манерой Рембрандта. Удивляясь силе воображения Достоевского, внесшего в мир новую красоту, философ убежден, что русскому писателю удалось создать более фантастических героев, чем Рембрандт в «Ночном дозоре».

Изучением писательского наследия Достоевского занимаются в разных точках планеты, а в 1971 году западные исследователи создали Международное общество Достоевского. Также хочется отметить, что роман «Братья Карамазовы» входит в число 100 величайших романов всех времен и его переводят на другие языки и сейчас. А когда в 2007 году в Японии вышел восьмой для этой страны перевод «Братьев Карамазовых», сделанный ректором Токийского института иностранных языков Икуо Камэяме, роман стал бестселлером и вызвал бум чтения книг Достоевского. Икуо Камэяме считает, что «Достоевский смог предсказать состояние современного человека, его духовную жизнь в нынешнюю эпоху глобализации».

На родине самого Достоевского и у нас в Казахстане бума на популярность чтения «Преступления и наказания», «Идиота» и «Братьев Карамазовых» как-то не случается, но, возможно, юбилейная дата и связанные с ней события привлекут новых почитателей таланта писателя. И создание киноленты о Достоевском имеет такую цель.

Владимир Беляйкин, Андрей Сакулинский и Константин Харалампидис.

По каторжному пути писателя

По дневникам и письмам Федора Михайловича авторы фильма создали версию его истории жизни в Казахстане, где, как известно, он провел пять из своих 56 лет. С документальной точностью музей Достоевского в Семее сообщает следующее: «Ровно через четыре года Достоевский вышел из Омского острога, а 2 марта 1854 года был зачислен рядовым в 1-ю роту Сибирского 7-го линейного батальона в Семипалатинске. Начался следующий период жизни писателя — ссылка и солдатская служба». «Выйдя из моей грустной каторги, я со счастьем и надеждой приехал сюда. Я походил на больного, который начинает выздоравливать после долгой болезни и, быв у смерти, еще сильнее чувствует наслаждение жить в первые дни выздоровления. Надежды было у меня много. Я хотел жить...» Однажды чувство «воскресенья из мертвых» Достоевский уже испытал, когда вместе с друзьями стоял на Семеновском плацу и готовился к смертной казни, которую по указанию Николая I внезапно заменили каторгой и пожизненной ссылкой. «Жизнь — дар, жизнь — счастье», — писал 27-летний писатель, отправляясь в Сибирь. А после каторги из Семипалатинска Достоевский писал: «Мне кажется, что счастье — в светлом взгляде на жизнь и в безупречности сердца, а не во внешнем».

Достоевский жил в Семипалатинске в четырех домах, а в 1857 году после женитьбы на Марии Исаевой снял квартиру в доме почтальона Ляпухина. Именно в этом деревянном особнячке в 1971 году был открыт Музей Достоевского. У входа в дом установлена бронзовая скульптура «Ф. Достоевский и Ч. Валиханов».

Казахстанская съемочная группа проследовала по пути писателя, который он совершил с 1854 по 1959 год, поставив особый акцент на жизни Достоевского в казахстанском Семипалатинске. В этом городе Федор Михайлович написал «Дядюшкин Сон», «Село Степанчиково и его обитатели» и начал «Записки из мертвого дома». Сблизился здесь Достоевский с географом Семеновым-Тянь-Шанским, бароном Врангелем, прибывшим из Санкт-Петербурга в Семипалатинск в качестве окружного прокурора. И здесь же, в Семипалатинске, Федор Михайлович смог вернуться к писательству и продолжить свое теплое общение с Шоканом Валихановым, с которым он подружился в Омске. Он всегда называл его своим братом. Степанчиково и его обитатели» и начал «Записки из мертвого дома». Сблизился здесь Достоевский с географом Семеновым-Тянь-Шанским, бароном Врангелем, прибывшим из Санкт-Петербурга в Семипалатинск в качестве окружного прокурора. И здесь же, в Семипалатинске, Федор Михайлович смог вернуться к писательству и продолжить свое теплое общение с Шоканом Валихановым, с которым он подружился в Омске. Он всегда называл его своим братом.

Шокан Уалиханов и Федор Достоевский

Валиханов и Достоевский

— В Семипалатинске происходило взаимообогащение Достоевского и Валиханова, которое сложно переоценить. Два выдающихся человека — русский писатель, мыслитель и философ Достоевский и казахский ученый, путешественник и просветитель Валиханов как будто оживают и обращаются к нам сквозь время. Темы, о которых рассуждали Достоевский и Валиханов, волнуют и наше поколение, — говорит исполнитель роли Шокана Валиханова, руководитель Карагандинского русского драматического театра имени Станиславского Дунай Еспаев.

Роль Достоевского исполнил российский специалист по движению и степу Владимир Беляйкин. Правда, в отличие от Валиханова, который имеет свой голос в кадре, Беляйкин не говорит, иногда исполняет степ, что вызывает некий когнитивный диссонанс с образом любимого писателя. Читает закадровый текст режиссер фильма Константин Харалампидис. (Также он сам снялся в роли родного брата Федора Михайловича.) Он же считает, что такая расстановка акцентов намеренная — зритель таким образом может самостоятельно оценивать мысли Достоевского, а зрительный образ этому помогает. Также он считает, что жизненный отрезок Достоевского, проведенный именно в Казахстане, усилил в нем дар писателя-философа. Сам писатель в это же время ярко выделил образ казахского интеллигента, аристократа, ученого и дипломата Шокана Валиханова.

— Мы хотели понять, на чем основывалась дружба Валиханова и Достоевского. Все письма, записи в дневниках могут рождать у читателей разные ассоциации и понимание. Отступления от фактов нет, но способ подачи, рассказа истории — авторский. Картина призвана оживить, воссоздать события тех лет, чтобы еще глубже погрузить нас в космический мир Достоевского. Фильм называется «Ваш весь Федор Достоевский», ведь Федор Михайлович подписывал свои письма именно этими словами, — пояснил Константин Харалампидис.

Секреты и находки

Интересно, что режиссер в самом начале фильма сообщает о том, что в Семее, в подвале Музея Достоевского, обнаружили коробку, на которой было написано «Ваш весь Федор Достоевский». Внутри нее находилась старая кинопленка с фрагментами фильма, ранее никогда не известного. По сюжету своей ленты Харалампидис говорит нам, что найденную в Семее картину неизвестный режиссер завершить не смог, так как погиб в Первой мировой войне. С момента реставрации находки и начинается история, представленная в документалке. Но вот что остается странным: есть имя режиссера — Александр, известно, что он погиб на войне, но фамилию его мы, видимо, не узнаем.

И вот что любопытное произошло, когда необходимо было собрать дополнительные материалы для подготовки этой публикации. На FB на личной странице Анатолия Пухальского, известного алматинского интеллигента, режиссера, проживающего сейчас в Москве, выскочил день в день с выходом фильма «Ваш весь Федор Достоевский» пост о том, что у него есть свой сценарий для полнометражного фильма о писателе. И этот сценарий он подарил Музею Достоевского в Семее, когда отчаялся искать продюсера для съемок. По сюжету этого сценария в нем тоже описывается тот отрезок жизни Достоевского и Шокана Валиханова, который есть в фильме Харалампидиса. Такое совпадение моментов. Возможно, не случайное. С разрешения Анатолия Пухальского захотелось поделиться одной частью его сценария, в которой применен реальный некролог по случаю смерти Достоевского, взятый из исторического журнала «Нива» за 1881 год. Этот журнал, как выяснилось, чудом оказался у Пухальского и по сей день хранится у него.

Итак. «Из-под газеты выглядывал свежий, седьмой, номер журнала «Нива», приходивший в Семипалатинск с опозданием. Взгляд Галия привлекла часть заголовка, и он взволнованно отодвинул заслонявшую его газету. «Памяти Федора Михайловича Достоевского, — прочитал он. — Человек только что опущен в могилу. Смерть застигла его почти внезапно, застигла в периоде полного развития умственных и нравственных сил, среди кипучей и плодотворной деятельности». Галий читал и вспоминал, как месяц назад полыхала казарма, припомнил и испуганное лицо денщика Василия. «Всем, кто лично знал его, кто потерял в нем не только одного из самых видных и влиятельных литературных и общественных деятелей, но и близкого человека, теперь с тоскою думается уж не о вдохновенном писателе, а о Федоре Михайловиче, которого никогда больше не увидишь, которому больше никогда не пожмешь руку».

Что подумалось в связи с еще одной находкой? Если есть готовый сценарий для полнометражки, то вдруг и этот проект может быть осуществлен? О Федоре Михайловиче как очень любопытной и гениальной личности хочется узнавать больше, и, если не в моменты чтения, так как народ читать у нас разучился, то, возможно, при просмотре кинокартин, которые, в свою очередь, могут придать импульс изучению творчества классика русской и мировой литературы.

А о представленной ленте говорить можно много, но лучше увидеть своими глазами. Добавим, что съемки прошли в Семее, Омске, Санкт-Петербурге, Москве. В работе над лентой приняли участие артистка РФ Ирина Купченко, музыканты-виолончелисты Владимир Словачевский и Сергей Словачевский, пианист Олег Вайнштейн и скрипачка Рената Бакхрах, а также хор Афонского подворья Санкт-Петербурга под руководством Алексея Жукова. Производством ленты занимались компания «Мир путешествий» и продюсер Андрей Сакулинский. Автор сценария — Евгений Попов, режиссер-постановщик — Константин Харалампидис, оператор-постановщик — Александр Капков.

Фильм снят по заказу общественного фонда «ЭМО» при поддержке Митрополичьего округа Православной церкви Казахстана. Лента получила благословение главы Православной церкви Казахстана митрополита Астанайского и Казахстанского Александра.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру