Насколько удобоваримо искусство под соусом новых технологий

Новые технологии и форматы встреч переводят нас и искусство в виртуальное пространство. «Съедобны» ли для нашего визуального вкуса почти мистические для восприятия экскурсии по выставочным залам музеев? Об этом развернулась настоящая дискуссия между гостями и журналистами, приглашенными в Государственный музей искусств РК имени А. Кастеева на презентацию социального проекта «Искусство. Есть».

Насколько удобоваримо искусство под соусом новых технологий

Время есть искусство

«Искусство если не хлеб, то вино жизни», — размышлял немецкий писатель Жан Поль. А современные рестораторы предлагают время трапезы сопровождать прикосновением к произведениям искусства. «Искусство. Есть» — совместный современный проект ГМИ РК имени А. Кастеева и популярной сети ресторанов итальянской кухни. Его замысел заключается в том, чтобы «спровоцировать» человека, заказавшего еду или напитки в ресторане или службе доставки из него, к желанию познакомиться с отечественными образцами искусства. В качестве бонусов предлагается коллекция открыток с репродукциями картин известных мастеров и не только.

— К большому сожалению, сегодня мало кто посещает выставочные залы, и мы хотим достучаться до людей, рассказать, как много всего интересного и познавательного можно увидеть в одном только нашем музее Кастеева, — говорит Зарина Алиева, управляющий партнер сети ресторанов итальянской кухни в Алматы, Нур-Султане и Талдыкоргане Del Papa. — Нам хотелось бы инициировать своих клиентов не только к тому, чтобы у них возникало желание познакомиться с какойто известной картиной, но увидеть ее уже затем в реальности в музее.

На этом этапе для визуализации шедевров казахстанских художников разработали специальное приложение Focus On. Любой человек может без труда, за несколько секунд, скачать приложение на свой гаджет, навести камеру телефона на QR-код, затем — на маркеры и виртуально переместиться в магическое пространство творений величайших мастеров живописи и графики. Такая возможность позволит увидеть, увеличить, детально разглядеть художественные полотна, получить информацию о художниках, а также узнать истории созданных ими произведений искусства.

— Мы просто сидели и думали, что можем нового предложить своим клиентам. За год нас посещает до полутора миллиона человек, и хочется не просто предоставлять людям теплую атмосферу и качественную вкусную еду, но и делать что-то большее для них, — поясняет Зарина Алиева. — Одной из идей для ряда наших социальных проектов стало создание виртуальной галереи в наших ресторанах. Цель проекта — сделать искусство и образование более доступными для наших гостей. Таким образом, уже сегодня произведения именитых художников Казахстана стали оцифрованными и доступными для знакомства с ними.

Новый феномен современной культуры демонстрирует воздействие информационных технологий на социально-культурное пространство страны и адресован как индивидуальным ценителям искусства, так и широкому кругу лиц. Виртуальные музеи появились в культурном пространстве как инструмент распространения знаний об искусстве относительно недавно, но уже показали себя как эффективный способ взаимодействия с новым поколением. Технология позволяет «путешествовать» по выставочным залам с гаджетом, в котором есть вся сопутствующая информация о произведении и его авторе.

ШЕДЕВРальная коллекция

ГМИ РК имени А. Кастеева предоставил для этого социального проекта из своего уникального и крупнейшего собрания произведений изобразительного искусства самые знаменитые полотна пяти сильнейших художников Казахстана Салихитдина Айтбаева, Гульфайрус Исмаиловой, Евгения Сидоркина, Айши Галимбаевой, Сергея Калмыкова.

В качестве дополнительной визуальной информации о талантах Казахстана организаторы проекта выпустили дизайнерские футболки и современные сумки-шопперы с выполненными на них принтами графических работ Евгения Сидоркина. Этого художника, чей 90-летний юбилей Казахстан отметил в прошлом 2020 году, судьба навсегда связала с нашей страной любовью к Гульфайрус Исмаиловой. Через образ этой женщины Сидоркин полюбил и изучил весь Казахстан, казахский эпос и литературу, создав множество стилизованных в национальной тематике литографий. И сегодня мы можем видеть, как красивы и благородны изображенные им батыры, нежны и полны тайны девушки. Все утонченные женские образы, созданные Сидоркиным, основаны на вдохновении красотой Гульфайрус. Он сохранил их для нас — с длинными аристократичными носами, глазами с поволокой. На многих его полотнах мы можем видеть женщин изображенными по аналогии с художественными представлениями о библейской Богородице, или Деве Марии. К примеру, это отразилось в работах «Рождение батыра» и «Алматинские яблоки». Теперь репродукции этих произведений мы можем увидеть на футболках официантов. Их можно при желании так же, как сумки-шопперы и магниты с репродукциями картин, приобрести и в музее Кастеева, и в сети ресторанов итальянской кухни.

В чем соль вопроса?

А спор зашел оттого, что мнения представителей СМИ и гостей на презентации проекта разделились почти поровну. Одни говорили, что в кафе и рестораны люди ходят исключительно для того, чтобы набить едой свои желудки. Другие утверждали, что трапеза и есть один из видов искусства, и если уже прикасаться к еде, располагая и достаточным для общения временем, то тема о художественных произведениях казахстанских мастеров стала бы приятной для начала знакомства или беседы. Опять же есть что показать гостям, заодно увлекая их за собой в музейные залы. Не одними обыденными вопросами озадачены мы и не только ими живем. А для тех, кто скачает предлагаемое приложение и, возможно, впервые в своей жизни познакомится через него с бесценными художественными произведениями, отнюдь не станет лишней новая полученная информация. Любое прикосновение к искусству способно облагораживать эмоциональные порывы и настроения человека, пусть не сразу и не каждого.

Резюмируя тему, хочется сказать, что суть ее не столько в том, чтобы высокое искусство вдруг стало массовым, такого точно еще долго не случится, а может, и никогда. Она заключена совсем в ином: всякое даже самое-самое легкое соприкосновение человека с искусством безусловно откладывается в его памяти, наполняет душу теплыми эмоциями, меняет взгляд и даже внешний облик. А искусство есть, то есть потреблять еду в буквальном смысле, как и культура пития, бесспорно, редкое и сейчас почти эндемическое качество жизни людей с эстетическими воспитанием и манерами. И все же это прекрасно, когда за одним удовольствием следует другое и беседы за дегустацией вина или любимого изысканного блюда плавно переходят к теме творчества художника. Разве не будет оставаться всегда актуальным Сергей Калмыков с его космическими фантазиями, и может ли испариться в небытие магия картин Гульфайрус Исмаиловой! Разве перестанут поражать воображение национальный колорит полотен Айши Галимбаевой, виртуозность графики Евгения Сидоркина и зрелищность холстов Салихитдина Айтбаева! Эти пять гениев представлены в архивах и галерейных залах ГМИ имени А. Кастеева, хранятся в музеях и частных галереях разных стран мира. Но не каждый знает о них в нашей стране, в Алматы — родном городе этих художников, и не всякий проложит свой путь до музея, чтобы рассмотреть, впитать в себя написанные мастерами шедевры.

И можно есть, пить, общаться, одновременно погружаясь в пространство высоких мыслей и прекрасных творений. В том числе с помощью и с использованием современных цифровых технологий. А куда без них сегодня? Главное, чтобы они не заслоняли самой сути искусства.