Театральную жизнь Алматы охватили скандалы

Скандалы прошедшей недели в Алматы обострили накал страстей среди горожан, неравнодушных к искусству

У нас в стране, оказывается, можно уволить директора Национального театра извещением по электронной почте, без объяснений, закрыв глаза на все заслуги профессионала и мнение заслуженных деятелей культуры и общественности. Во всяком случае так произошло с Аей Калиевой, внезапно, без каких-либо объяснений снятой с должности директора КазНАТОБ имени Абая приказом Министерства культуры и спорта, причем за подписью его вице-министра.

Скандалы прошедшей недели в Алматы обострили накал страстей среди горожан, неравнодушных к искусству

Заслуженный деятель РК, кандидат педагогических наук, магистр делового администрирования (MBA), композитор, музыковед, общественный деятель Ая Калиева возглавила театр в декабре 2018 года, и, следуя пункту 2 трудового договора, если не было его расторжения до 19 февраля 2020 года, действие должно было продлеваться на неопределенный срок.

Театр успешно функционировал все это сложное время, получив в конце 2020 года статус национального, и ничего не предвещало резких перемен. Случившееся застало врасплох и директора театра, и его коллектив. В растерянности оказались и ценители оперы и балета, и общественные деятели города. Но не только эта странная ситуация тревожит неравнодушных жителей Алматы.

Подрезая корни

Город Алматы быстротечно исчезает с карты Казахстана как его культурная и зеленая столица. За прошедший год в квадрате улиц Гагарина, Розыбакиева, Байсенова, Аль-Фараби (и не только на этом пространстве) сплошной стеной выросли очередные многоэтажные монолитные строения, перекрывающие прохождение воздуха и ветров. В Центральном парке культуры и отдыха (парк Горького) планируют строительство многоэтажного студенческого общежития, что нарушает его целостность и спокойствие. По Кульджинской трассе вырубили деревья, в Горном Гиганте — яблоневые сады, неизвестная судьба ожидает улицу Куляш Байсеитовой и фонтан «Неделька». В учебные классы детей из-за высоток, построенных вплотную к школам, не попадает солнечный свет, не проникает он и в окна многочисленных домов, рядом с которыми выросли новые капитальные строения. В пяти метрах от горных склонов роют котлованы под коттеджи...

Наблюдая за всем этим, возникает ассоциация с фильмом современного французского сценариста и режиссера Сильвена Шоме «Мой Атилла Марсель». В нем есть эпизод, в котором срубают любимое дерево героини ленты, и вся ее жизнь теряет корневую систему и смысл. Вспомнился и известный алматинский художник Рустам Хальфин, которому «помогли» уйти из жизни, разрушив созданную им галерею — его детище, убежище, смысл существования и творчества. Также исчез, не получив поддержки, голодающий гений Сергей Калмыков, бедствовали Шамши Калдаяков и многие другие талантливые личности. Но вот чтобы так выбить из колеи целый большой профессиональный коллектив, и без того получивший достаточно стрессов в период почти годового карантинного запрета на деятельность, такого никто не ожидал. И реально ничего не предвещало такого поворота событий.

Хочется напомнить, что всего за два года, из которых один выпал на карантин, под руководством Аи Калиевой в театре произошли масштабные и успешные изменения — международные проекты, гастроли во Францию, Великобританию, Индию, вступление театра в ведущие театральные лиги и ассоциации мира, громкие премьеры, юбилейные проекты, фестивали и конкурсы. В театр привлечены меценаты и закуплено новое оборудование для сцены, модернизированы освещение, вся техническая база, приведена в порядок бухгалтерия. В период жесткого карантина КазНАТОБ имени Абая занял лидирующие позиции в мире, его признали третьим лучшим театром в странах СНГ после Большого в Москве и Минске. Онлайн-эфиры нашего оперного за 2020 год посмотрело более 3,5 миллиона зрителей со всего мира, реализовано 400 новых проектов, из которых пять международных, три полномасштабных премьерных спектакля, более 20 документальных и имиджевых фильмов создано о деятельности творческих коллективов и выдающихся артистов театра. Это далеко не все. Наш театр оперы и балета стал узнаваемым и уважаемым в мире.

«То доверие, которое нам сегодня оказали самые престижные международные ассоциации — это прежде всего доверие к первому руководителю, представляющему культуру Казахстана. Наконец в театр пришел руководитель с профессиональным образованием, знанием особенностей музыкального мира изнутри и богатым опытом современного руководителя, способного представлять наш театр в международном театральном сообществе».

«Наше обращение — это попытка сохранить и защитить сложившуюся за два года атмосферу творческого подъема, сплочения наших сил и возможностей в реализации огромного потенциала творческих коллективов театра. Сегодня ГАТОБ — не только хранитель традиций, но и инициатор новаторских проектов, которые расширяют географические границы...»

«Только за последний год благодаря спонсорской поддержке в театре появились новые мастеровые музыкальные инструменты — контрабасы, рояли, световой пульт, телевизоры и мониторы нового поколения».

«Наша зрительская аудитория помолодела, а спектакли стали не только востребованы, но и активно обсуждаются в социальных сетях, СМИ, за пределами страны...»

«Мы надеемся, что вы услышите нас: мы просим не разрушать только-только сложившийся хрупкий мир внутри творческого коллектива и оставить в качестве руководителя Аю Калиеву, благодаря которой мы, наконец, почувствовали себя единым творческим коллективом и настроились на продуктивную деятельность и сотрудничество с театрами мира».

Это выдержки из письма-обращения сотрудников КазНАТОБ имени Абая — народных и заслуженных деятелей культуры РК Президенту Республики Казахстан КасымЖомарту Токаеву и председателю Мажилиса Парламента Республики Казахстан Нурлану Нигматулину с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и оставить Аю Калиеву на должности директора театра.

Впервые в истории театра коллектив встревожен решением Министерства культуры и спорта. В социальных сетях идет непрекращающееся обсуждение проблемы, люди — простые зрители и заслуженные деятели культуры разных городов и стран — высказываются в защиту Аи Калиевой.

Выход на поклон

И впервые после показа спектакля Г. Доницетти «Любовный напиток» артисты КазНАТОБ имени Абая сопроводили свой выход на поклон к зрителям акцией в поддержку Аи Калиевой.

«Повышайте Аю Жакеновну в должности, назначайте в министерства, но только не выводите из сферы культуры, где ей по силам вести глобальную созидательную деятельность. Это профессиональный менеджер международного уровня». «Мы никогда не были так защищены». «Перед нами впервые за всю историю театра отчитывались о финансах, обсуждали все планы». «К нам прислушивались». Это далеко не все реплики со сцены. Это был поклон своему лидеру, способному вести за собой. И таких руководителей ждет яркий и сильный коллектив, но только единицы имеют для этого талант, способности и характер.

Театр оперы и балета за два года стал неузнаваемо возвышенным по своей атмосфере, впрочем, как и подобает храму искусства. Ценители искусства приходили сюда как на праздник, чувствуя себя в нем как в лучшем европейском театре.

Жанат Эрнст, собственный корреспондент «Хабар-24» в Брюсселе: «Мы снимали выступления артистов балета ГАТОБ в Европе, я целиком и полностью поддерживаю Вас в защите профессионального руководителя Аи Жакеновны Калиевой!»

Максат Нурмагамбетов: «Алматинский филиал РОО «Обьединение казахстанских дипломатов» — за Аю Калиеву! Ветераны дипломатической службы в Алматы выражают ей свою поддержку как руководителю, сделавшему наш оперный театр узнаваемым в мире! Это мнение представителей дипломатического корпуса в Алматы и многочисленных зарубежных гостей. Наблюдатели от международных организаций на парламентских выборах в Казахстане 10 января 2021 года, посетившие оперу «Золушка», были поражены и удивлены высоким уровнем этой постановки!»

Жания Аубакирова, знаменитая пианистка, экс-ректор Казахской консерватории, под руководством которой вузу присвоили статус национального: «Я, к сожалению, только услышала о сложившейся ситуации. Время меняется, а отсталые и устаревшие методы управления сохраняются; когда еще более аморально поступили со мной, я приняла решение не сопротивляться и запретила коллективу выступать в свою поддержку; мой творческий статус диктовал мне такое решение, несмотря на боль от организованной чудовищной травли в сетях от совершенно чужих и незнакомых мне людей... Ая Жакеновна — большая МОЛОДЕЦ! Борец, профессионал, всей душой болеющий за театр, артистов, весь коллектив. Грамотная, юридически подкованная (редкость в нашей среде), активная, неравнодушная, просветитель... Таких руководителей надо на руках носить, а она сама носит свой коллектив на своих хрупких и могучих плечах. И во всех коллективах, которые она возглавляла, отношение к ней такое же объективное и благодарное...»

В этом конкретном случае это не только защита профессионала, который был на своем месте, но и боль души за судьбу страны и каждого из лучших ее представителей. Да, сегодня назначен новый руководитель КазНАТОБ имени Абая, и, скорее всего, он с таким же рвением и профессионализмом станет продолжать все начатые и задуманные проекты. И ему сейчас будет непросто в такой обстановке как никому из служителей театра. Очень хочется, чтобы в Алматы, южной столице Казахстана, пока еще представляющей собой высокий интеллектуальный цвет нации, стало спокойнее, чтобы творить и работать, мыслить и вдохновляться.