Эпос XVI века стал современной оперой

В предновогодние дни на сцене Казахского национального академического театра оперы и балета имени Абая состоялась премьера современной версии оперы «Кыз Жибек», авторами которой являются композитор Е. Брусиловский и либреттист Г. Мусрепов. Режиссеромпостановщиком оперы выступил российский режиссер Михаил Панджавидзе.

Эпос XVI века стал современной оперой

Казалось, три с половиной часа будет непростым испытанием для зрительского восприятия. И мало кто ожидал, что настолько легко, воздушно и зрелищно можно представить публике эпос XVI века в оперном материале, причем написанном Евгением Брусиловским в далеком 1934 году. В прошлом году отмечали 115-летие со дня рождения композитора, а за 86 лет существования его опера «Кыз Жибек» имела немало постановок в разных редакциях. Интерпретация «Кыз Жибек» в ушедшем году была основана на постановке 1954 года, когда главные партии исполнили такие звезды оперной сцены, как Куляш Байсеитова (Жибек), Канабек Байсеитов (Толеген), Курманбек Джандарбеков (Бекежан), Манарбек Ержанов (Шеге). Современный вариант оперы взял на себя смелость осуществить приглашенный режиссер Михаил Панджавидзе.

Панджавидзе много лет возглавлял режиссерскую группу в Большом театре Москвы, известен в мире как постановщик оперы «Борис Годунов» на разных сценах, в том числе в Teatro Verdi (Флоренция), капитального возобновления этой постановки Большого театра для Covent Garden (Лондон). Сегодня является главным режиссером Национального большого академического театра оперы и балета Республики Беларусь.

Профессионалу, ставящему спектакли в самых известных театрах мира, опера «Кыз Жибек» виделась в глобальном международной размахе. Сам Панджавидзе так пояснил главную разгадку тайны своей постановки в Алматы:

— Мы отошли от этнографии и причастности к местности и подали оперу как историю любви и романтики, которая может быть понятна каждому на любом континенте. При этом мы сохранили либретто без сокращений, и, ко всеобщему приятному удивлению, опера в четырех действиях получилась очень компактной и емкой.

Это совсем не означает, что материал не дает общей панорамы Казахстана. Напротив, страна представлена во всей красе и величии. Это передает не только музыка Брусиловского, основанная на полсотне народных кюев и песен, среди которых и красивейшая знаменитая ария Кыз Жибек «Гак-ку» — «Клич лебедя». Внезапные появления на сцене лошадей, казахские народные инструменты, танцы, световые эффекты, множество аллегорий, мистика — все создает атмосферу нежной, печальной и красивой легенды о любви, вошедшей в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Нежность — это, пожалуй, главный эпитет к этой опере. Она действительно получилась нежной даже в накале тяжелых страстей.

Режиссеру удалось повести за собой в этом направлении всю творческую команду КазНАТОБ имени Абая — дирижера Каната Омарова, художников по костюмам и сценографии Софью Тасмагамбетову и Павла Драгунова, музыкального руководителя Базаргали Жаманбаева, хореографов Гульжан Туткибаеву и Айгуль Тати, хормейстеров Алию Темирбекову, Богдана Макеева и Алмагуль Тубажанову, художника по свету Сергея Шевченко и видеографа Ербола Бейсенова.

Главные партии исполнили солисты театра Венера Алпысбаева (Жибек) Нуржан Бажекенов (Толеген), Дулат Токанов (Бекежан), Гульнар Сакышова (Карлыгаш), Ляззат Бримгазина (Камка), Надия Наденова (Дурия), Кайрат Омирбеков (Базарбай), Болат Букенов (Шеге), Дина Дютмагамбетова (Батсайы), Балуан Беркенов (Алтыбас), Артур Габдиев (Сансызбай).

В наступившем году оперу «Кыз Жибек» можно увидеть 30 и 31 января, а также ближе к празднованию Наурыза. Материал представлен на казахском языке с переводом на экранах на русский и английский. Но в переводе этот язык музыки и любви не особенно и нуждается.