Казахстанцы прониклись звуками австралийского диджериду

На казахстанском телевидении начал вещание новый культурно-просветительский канал Abai-TV. Тема одной из будущих передач — этнические музыкальные инструменты. Об одном из них, открывающим совершенно иной, поразительный мир звуков, хочется рассказать. Это один из самых необычных музыкальных инструментов, и название ему — диджериду.

Казахстанцы прониклись звуками австралийского диджериду

Эвкалиптовые истоки

Этот инструмент «занырнул» из Австралии в Казахстан совсем недавно. Впервые появившись на одной из алматинских музыкальных площадок в 2008 году, он мгновенно покорил публику потрясающим исключительным звучанием и не менее удивляющей формой. По виду это невообразимо большая труба из полого цельного натурального дерева, расписанная вручную и вторящая голосам природы. Невероятным кажется, что ее можно поднять и тем более извлечь из нее необычные музыкальные звуки.

Диджериду считается амбушюрным духовым музыкальным инструментом аборигенов Австралии, одним из старейших в мире. Амбушюр (фр. bouche — рот) — положение губ, языка и лицевых мышц музыканта при игре на духовых музыкальных инструментах: мундштучных или амбушюрных (медных), лабиальных (поперечных и некоторых продольных несвистковых флейтах) и язычковых. Иногда амбушюром называют мундштук медных духовых инструментов.

Звучание диджериду кажется почти мистическим, и в составе его звукоизвлечения всегда есть четыре слога: ди-дже-ри-ду. В оригинале этот инструмент создает сама природа: Австралия — страна эвкалиптов, и в жаркое время года термиты проедают их изнутри, тем самым создавая натуральную пустую и звенящую полость. Аборигены просто простукивают такие деревья, и там, где слышат звук пустого ствола, срубают эвкалипт, очищают его от экскрементов термитов, разрисовывают и затем уже играют на нем.

Звук его, по мнению людей, занимающихся духовными практиками, оказывает благоприятное воздействие и на играющего, и на слушающего его человека. Это происходит в силу особого сочетания частот и приятного тембра. В мире давно практикуют звуковой массаж тела и звуковую терапию с помощью диджериду.

Кстати, не всякому, даже бывалому австралийскому музыканту, удается освоить игру на этой странной древесной трубе. Пока такой инструмент есть только у пяти-шести музыкантов Алматы, и с одним из них мы познакомились во время съемок программы на тему духовых инструментов.

Услышать голос природы

Андрей Пашков, тот самый музыкант, мастер по изготовлению диджериду из Алматы, который решил связать свою жизнь и основную деятельность с созданием и игрой на этом инструменте, говорит: «В мою жизнь этот инструмент пришел интересным образом. Сначала, лет 15 назад, когда в подростковой энциклопедии о музыке я прочитал небольшую заметку, в которой упоминалось об этом инструменте — диджериду. Я узнал лишь то, что это древний инструмент аборигенов Австралии, больше даже не музыкальный, а ритуальный. Прочел, что делают его из полой ветви эвкалипта, а звуки этого инструмента создают громкий гул. И к заметке была прикреплена фотография аборигена, который играет на этом диджериду. Я очень был впечатлен и запомнил информацию. Позднее прочитал в интернете про этот инструмент более подробно, но тоже до конца толком о нем не узнал. А интерес только возрастал. И вдруг я услышал эту свою мечту — диджериду — в звуке, в записи на треке австралийского дуэта Inlakesh. Я был окончательно покорен и очарован его звучанием. Это случилось в 2008 году».

Вживую со сцены Андрей Пашков услышал диджериду также в 2008 году, когда инструмент впервые представили алматинцам и гостям города на открытых музыкальных площадках. Это сразило молодого музыканта, определившегося самостоятельно осваивать сначала пластиковую трубу, поскольку диджериду под рукой еще не было. Затем уже на бамбуковом духовом инструменте он поднял навыки игры на более высокий уровень. Этого для музыканта было недостаточно, и, имея опыт работы с деревом, он собственноручно сделал два своих первых диджериду из местных пород дерева — карагача и липы. А дальше начались выступления.

«В 2011 году совместно с режиссером телепередач Вадимом Шкляром, музыкантом Виталием Кобцом и любителем этнической музыки Дамиром Галиевым мы создали объединение Bass Masta, популяризирующее инструмент диджериду в Алматы. Мы проводили мастер-классы, обучали людей игре на диджериду, рассказывали им об инструменте. А когда в 2012 году мы выступили на этническом фестивале FourЭ перед многотысячной публикой, диджериду стал интересен и узнаваем уже во всей стране», — говорит Пашков.

В 2015 году Андрей по приглашению администрации города Нур-Султана совместно с музыкантами-виртуозами Хасаном Мацаевым (ударные, перкуссия, ханг) и Бауржаном Ихановым (саз, различные флейты, варганы, перкуссия и многое другое) выступали на фестивале в честь дня рождения Первого Президента РК и дня города.

«В наши дни на инструменте играют и в составе групп и сольно, очень часто смешивают с электроникой, — говорит Андрей Пашков. — Также этот инструмент очень хорошо звучит в сочетании с варганом и горловым пением, потому как у них звуки, я бы сказал, родственные друг другу. Да, звукоизвлечение при игре на диджериду не похоже ни на какое другое в мире музыки, разве что немного идентично с горловым пением и звучанием древнего варгана. Принципы построения обертонов при игре на диджериду и на варгане, а также при горловом пении действительно схожи. Но все равно австралийский инструмент звучит мощнее и колоритнее. В нем есть своя особая магия».

Впрочем, при желании каждый сможет услышать диджериду, но сделать его своими руками, поднять и долгое время держать в руках в позе стоящего человека и при этом извлекать из него магические звуки дано только избранным.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру