В Казахстане стартует второй онлайн-фестиваль мобильной съемки

Почувствовать себя в роли голливудской звезды или побывать в шкуре Квентина Тарантино теперь может каждый желающий, стоит только захотеть.

В Казахстане стартует второй онлайн-фестиваль мобильной съемки

Афера не пройдет

Наверняка каждый человек хотя бы раз в жизни мечтал попасть на экран голубого телевизора. Но, увы, правда такова, что это удается отнюдь не всем. Действительно, на пути к всемирной славе стоит множество преград, которые по разному роду причин сложны в преодолении. Но означает ли отказ при поступлении в театральный вуз или нехватка денег на оплату операторского факультета, что нужно поставить крест на своей мечте? Конечно, нет! Тем более что у казахстанцев появилась уникальная возможность стать частью мировой киноиндустрии, при этом не вкладывая баснословные средства в создание авторской работы. Для того, чтобы снять свой собственный фильм и представить его общественности, нужны всего две вещи: желание и... смартфон. Теперь обо всем подробнее.

Первый онлайн-фестиваль Mobile Blockbuster film (MBff) прошел с 12 апреля по 17 мая. Второй сезон MBff стартует 15 августа, а работы можно заявить вплоть до 15 октября. Главное условие участия — все видео-работы должны быть сняты только на мобильный телефон, а длиться от трех до 12 минут.

Несмотря на сравнительно короткое время на подготовку первого сезона в фестивале приняло участие около 35 работ, авторы которых прислали свои проекты из городов Нур-Султана, Алматы, Кызылорды, Павлодара, Хромтау, Жанаозена, а также Атырауской, Туркестанской и Жамбылской областей.

В чем секрет успеха уникального стартапа? Почему именно смартфон, а не камера? Как на новое казахстанское веяние отреагировала мировая киноиндустрия? На этот и ряд других вопросов ответили основатели фестиваля.

— Как родилась идея?

— Мало идею родить, ее еще нужно выносить, на что у меня ушло гораздо больше, чем девять и даже 12 месяцев, — начал с юморной нотки автор идеи Дмитрий Байназаров. — Так сложилось, что продолжительное время я работал в большом продакшене, погружаясь в индустрию кино с головой. Желание создать что-то свое подогревало мою фантазию давно, однако всегда останавливало осознание того, что для проекта нужны дорогостоящая аппаратура и много специального оборудования. Иметь такой кейс под силу только крупным студиям. Это, собственно, и подтолкнуло снять короткометражку на ту технику, которая есть под рукой. Ею оказался смартфон.

Свою работу я пробовал отправлять на различные международные фестивали и столкнулся с данностью, что организаций, которые принимали бы мобильный формат, единицы. Подчеркну, мы говорим о мировом масштабе. Классические кинофестивали не в счет, поскольку они даже не рассматривают работы, снятые на телефон. Для меня это показалось дискриминацией, с которой я мириться не стал, и решил пойти дальше. На самом деле благодаря повсеместному развитию таких сервисов как Instagram, YouTube, а также TikTok в широком доступе появилось большое количество видеоконтента, который снимают в основном на мобильный телефон. Поэтому мобильная видеография — это уже целая индустрия. Появление фестиваля мобильных работ у нас в Казахстане было делом времени. И так случилось, что мы стали первыми. Но я уверен, что скоро в нашей стране появится еще не один подобный фестиваль. Ведь в РК людей, которые хотят творить, но не имеют ничего, кроме смартфона, великое множество.

— Количество моделей смартфонов на витринах магазинов потрясает, но и цена при этом варьируется от 30 до 800 тысяч тенге. Какова минимальная планка «входа» именно по «оборудованию», чтобы можно было производить качественный смарт-контент?

— Вопрос непростой. С одной стороны, мы допускаем работы любого качества. Даже скажу больше, на первом MBff в призеры вышла работа («Балалык шак»), снятая, возможно, на самую бюджетную модель смартфона с плохим, по современным меркам, качеством изображения. В сравнение берем только видео со смартфона. Но! В ней был хорошо продуман сюжет, что позволило автору стать победителем в номинации «Лучший сценарий».

С другой стороны, действительно, более качественный «инструмент» дает гораздо больше технических возможностей автору, чтобы раскрыть тот или иной замысел. В целом еще в 2017 году все производители смартфонов сменили фарватер движения: если раньше была гонка за мощностью процессоров, которые могли «потянуть» ту или иную игру, то после рубежа основное ударение было поставлено на оптику, качество матрицы и все, что связано с фото-, видео-съемкой на смартфон.

— Как вы выявляете нечистых на руку участников? Ведь видео можно снять на профессиональную аппаратуру, что дает явное преимущество, потом ужать картинку и попытаться выдать ее за снятую на смартфон...

— У нас очень хорошая команда, в которую входят профессионалы, посвятившие киноиндустрии не один год работы. Подлог мы выявим сразу. Не буду раскрывать техническую сторону вопроса, но скажу, что инструментов для выявления подмены достаточно. Афера не пройдет, — заключил спикер.

Ученье — свет

В некоторой степени стартером рождения первого казахстанского кинофестиваля стала коронавирусная «блокада». Возможно, воплощение идеи о мобильной кинематографии так и таилось бы на полочках идей в мыслях Дмитрия Байназарова, если бы не ситуация, заставившая людей сидеть взаперти. Сидеть нужно было долго, а хозяйственно-бытовые вопросы исчерпали свой лимит уже в первой декаде карантина.

— Мы считаем, это было идеальное время, — говорит продюсер MBff Олеся Колесниченко. — Для участия в проекте, если подходить с технической стороны вопроса, людям даже не нужно было выходить из дома. Вся «аппаратура» для съемок уже была в кармане. В буквальном смысле. Если смотреть с позиции социальной или даже идейной составляющей, то это также очень большой шаг, который позволил объединить людей и показать совершенно новый мир.

Каким из талантов обладаешь ты?

Ведь для многих «онлайн» остается непонятным, а мы показали, что и в этом мире можно создавать интересные проекты и реализовывать себя. В этом и заключается основная идея MBff — дать людям возможность направить собственную энергию, которая в силу сложившейся обстановки оказалась взаперти, в созидательное русло.

— Первый сезон MBff позади, второй на старте. Самое время подвести промежуточный итог и сказать, чего не хватило в первом сезоне и чего ждать в предстоящем...

— Конечно, поскольку мы стали первыми, кто в Казахстане проводит такой фестиваль, пришлось пройти немало подводных камней, а также решить задачи, ответы на которые мы не смогли найти на пространстве рунета. Только благодаря информации экспертов из дальнего зарубежья нам удалось расставить все точки над «i». И все же, несмотря на некоторые шероховатости, первый сезон прошел на «отлично».

Во втором сезоне будет ряд изменений.

Во-первых, мы увеличили время на реализацию, поскольку увидели, что одного месяца для людей, испытывающих себя в новом ремесле, недостаточно. Кто-то хочет и готов выставить не одну, а две или даже три работы, на что, понятно, нужно время.

Во-вторых, мы будем проводить на протяжении двух месяцев образовательные мастер-классы. Причем мы будем учить не только тому, как снимать на смартфон и монтировать полученный материал, но и тому, как продвигать свой контент, как создавать собственные сайты, запланированы также часы актерского и ораторского мастерства и многое другое.

В-третьих, была значительно расширена группа жюри, куда вошли сильнейшие эксперты из Казахстана и ближнего зарубежья. В их числе режиссер Аскар Узабаев, актер Санжар Мади, продюсер и ведущая Гульбахор Хасанова, и.о. руководителя представительства Россотрудничества в РК Екатерина Малинина, директор Chaplin Cinemas Дмитрий Кириенко и московский режиссер Артур Михеев.

— Какова тема второго фестиваля?

— «Машина времени». Мы решили расширить поле фантазии участников и дать им больше места для проявления творческих задумок. Если в первом фестивале была тема «Маски», которая все-таки гораздо уже и в некоторой степени ограничивает, то теперь участникам проще включить креативную составляющую, используя разные жанры кино: это могут быть как неизвестное и совершенно фантастическое космобудущее, так и образы первобытных людей из каменного века. Станут ли обнажаться люди перед камерой, желая усилить эффект первобытности, вопрос, конечно, спорный. Но наверняка многие девушки хотели бы примерить роскошные наряды XVII— XVIII веков. Подождем, увидим.

— Формат новый, и первый этап был собран буквально на коленях. Но, возможно, уже есть какая-то оценка иностранных экспертов?

— Есть! Высшей оценкой нашего труда стало признание на, не побоюсь этого слова, мировой арене: мы вошли в каталоги международных кинофестивалей Festhome, Festagent, Filmfestivals и Mirfest. Эти четыре каталога значительно расширяют географию охвата, и на втором MBff мы ожидаем участников не только из Казахстана, но и из других стран мира, что делает конкурс международным.

Участники первого MBff получили невероятный опыт, а формат фестиваля позволил стереть географические границы и оказаться в самой гуще событий даже тем, кто находится далеко от крупнейших городов Казахстана. Самый яркий тому пример — победителем в главной номинации «Лучший фильм» стала работа под названием «История одной маски». Ее автор — Райбек Сагадатов, житель небольшого города Хромтау в Актюбинской области, численность населения которого немного превышает 20 тысяч человек. Ни отдаленность от мегаполисов, ни другие факторы не помешали автору стать лучшим, ведь у него были главные составляющие: желание, дружная команда и... смартфон.

— Мы нацелились на победу, очень хотели выиграть, — делится в интервью Райбек Сагадатов. — Мы предположили, что многие будут снимать на тему медицинских масок, поэтому выбрали направление социальное, что сложнее показать через действия. Также решили сохранить интригу таким образом, чтобы зритель досмотрел до конца и задался вопросом «что авторы хотят сказать этим»? В нашей команде студенты и рабочая молодежь. Видеосъемка — это наше хобби. Но съемка на смартфон — это наш первый ролик. До этого мы знали, конечно, что можно снимать на смартфон, но целенаправленно этим не занимались. Этот конкурс открыл для нас новые возможности. Мы и дальше планируем снимать и развиваться в этом направлении, тем более что у нас есть идеи и хорошая команда.

Алматинка Вера Останкова, которая также стала призером, попала на MBff отчасти случайно. Увлекаясь фотографией, она уже касалась темы создания коротких роликов, однако принять участие в фестивале не решалась. Но ее знакомая, Лариса Стародубцева, предложила девушке совместный проект. У Ларисы были идеи, но не было навыков работы с техникой и опыта постобработки. В свою очередь у Веры не было идей, зато пригодился ее опыт. Вместе они сделали интересную работу, которая принесла им награду в номинации People’s Choice (видео, набравшее наибольшее количество лайков на YouTube).

— Возможно, если бы не Лариса, я бы никогда не попробовала себя в новом направлении. Но когда работа началась, процесс настолько увлек, что нас было не остановить. Теперь я стала гораздо смелее и обязательно приму участие во втором фестивале. На этот раз, я уверена, у меня будет уже свой авторский проект, где я смогу проявить себя не только как оператор, но и как режиссер, — рассказала вдохновленная участница MBff Останкова.

Любая идея живет только тогда, когда она реализована — это больше, чем крылатая фраза, в чем убедились все: организаторы, которым довелось прочувствовать, что означает быть первым; участники, которым удалось раскрыть в себе скрытые таланты и понять, что для того, чтобы снять кино, вовсе не обязательно ехать в Голливуд.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру