Ушел из жизни автор популярных хитов группы «Ласковый май»

В 80-х «Ласковый май» просто занял свободное музыкальное пространство — соединив дворовую, подростковую эстетику с городским романсом.

О кончине композитора, музыкального руководителя группы «Ласковый май» Владимира Бойко сообщил на своей странице в соцсети продюсер коллектива Андрей Разин. Эта новость тут же обошла социальные сети и СМИ. Стало известно, что автор хитов умер после затяжной болезни в результате инсульта. По словам Разина, своевременной госпитализации композитора помешала ситуация в больницах, связанная с эпидемией коронавируса. Он принес слова соболезнования от всего коллектива «Ласковый май».

В 80-х «Ласковый май» просто занял свободное музыкальное пространство — соединив дворовую, подростковую эстетику с городским романсом.

Однако нынешний директор Юрия Шатунова Аркадий Кудряшов неожиданно сообщил, что с Владимиром Бойко они никогда не работали и к самым известным хитам он не имеет никакого отношения. Так кому же мы обязаны запавшими в душу шлягерам 80-х?

Как сказано выше, продюсер группы «Ласковый май» Андрей Разин в своем Instagram сообщил о смерти композитора Владимира Бойко, который в сотрудничестве с коллективом написал около 25 песен.

«Хочу сообщить нашим поклонникам страшную весть. В возрасте 60 лет 3 мая после продолжительной болезни в результате инсульта ушел из жизни музыкант группы «Ласковый май», с 1989 года музыкальный руководитель, вместо Сергея Кузнецова, композитор нашей группы Владимир Бойко», — написал Разин.

В комментарии для «Пятого канала» он раскрыл подробности смерти Бойко. «Ему было 60 лет. Накануне он мне звонил, сказал, что у него болит рука, опухоль. Из-за коронавируса он не мог долго попасть в больницу, потом попал, у него была жидкость... Давление у него было под 200, он постоянно страдал от этого, и видно, все эти болячки дали то, что произошел инсульт, кровоизлияние в мозг, и он скончался», — рассказал продюсер. Также он подчеркнул, что поддерживал хорошие отношения с Бойко и планировал еще поработать вместе.

«С Володей у нас всегда были хорошие отношения, творческие. Я хотел его пригласить на второй фильм группы «Ласковый май», он должен был написать музыку к нему, но, к сожалению, не успел, — заявил продюсер и поделился подробностями их знакомства с Бойко, сыгравшего большую роль в жизни «Ласкового мая». — В 1989 году ко мне в студию Record, где я являлся художественным руководителем, приехал молодой парень, который устроился к нам работать звукорежиссером. Поработав с ним, я понял, что он очень талантливый».

Композицией, с которой началось сотрудничество группы с Бойко, стала песня «Гадкий утенок», за которой последовал полноценный цикл.

«Эти песни исполняли солисты группы «Ласковый май». Потом, до 1993 года, он был музыкальным руководителем группы», — добавил Разин.

Бойко проработал с «Ласковым маем» с 1989 по 1993 год, его песня «Зимний вечер» принесла победу супруге Разина Наталье Грозовской на «Песне года» в 1991-м, где стал лауреатом и сам композитор. Чуть позже из участников студии для одаренных подростков Андрея Разина, в которую в ту пору входило около 60 детдомовцев, он отобрал участников в свой проект «Белые розы», который по своей подаче и стилю отчетливо напоминал все тот же «Ласковый май». Если говорить о песнях, которые он написал для проекта Разина, то в их число входили такие композиции, как «Ласковый май», «Круиз» и многие другие.

Разин назвал смерть Бойко большой утратой для группы и выразил свои соболезнования его родным и близким.

«Кого хоронит Разин?»

Как сообщает «Комсомольская правда» России, они решили связаться с солистом «Ласкового мая» Юрием Шатуновым, который уже длительное время живет и работает в Германии, ожидая услышать слова скорби и от него, но удалось лишь взять интервью у его директора Аркадия Кудряшова. Так вот, во время беседы он неожиданно сообщил, что с Владимиром Бойко они никогда не работали и вообще не знают, кого Андрей Разин «постоянно хоронит».

— Мы не знаем Владимира Бойко. Я видел его один раз мельком. Юрий Шатунов с ним никогда не работал, — признался Аркадий Кудряшов. — Для Шатунова он ни одной песни не написал. Кого Разин постоянно хоронит, мы не знаем. Он уже человек сто похоронил, которые, по его версии, были в «Ласковом мае». Но «Ласковый май» — это только двое: Юрий Шатунов и Сергей Кузнецов. Слава Богу, оба живы. Все остальные люди — это тусовка. Так что про покойного спрашивайте у Разина, с которым, кстати, мы судимся. Вот когда суды закончатся, тогда мы посмотрим, какое он будет иметь отношение к группе «Ласковый май».

Стоит признаться, такой ответ Кудряшова, да еще по такому печальному поводу, удивил. Тогда корреспонденты «Комсомольской правды» связались с автором главных хитов группы Сергеем Кузнецовым, которые как раз исполнял Юрий Шатунов. Появилась надежда, что Кузнецов, который покинул группу в 1989 году, все-таки знает, какую роль в жизни «Ласкового мая» сыграл Владимир Бойко.

— Мы вместе с ним работали, — сообщил Кузнецов. — Владимир был звукорежиссером у меня. Когда мы работали на студии Record, он помогал мне записывать песни. Это было уже после того, как я ушел из «Ласкового мая». Он автор песни «Гадкий утенок» и многих других. Но какое он имеет отношение к «Ласковому маю», я не знаю. Скорее, написал несколько песен для Андрея Разина...

Вероятно, вклад покойного композитора в оглушительный успех легендарной группы не столь велик, как сообщил в своем посте Андрей Александрович, но все же он был ярким элементом той уже далекой эпохи, которая взрастила новый стиль и перевернула все до этого известные музыкальные представления.

Вопреки законам советской эстрады

Современные музыкальные критики сходятся во мнении, что песни «Ласкового мая» появились в очень удачную эпоху. В сентябре 1984 года популярность завоевывает мегахит того времени You’re My Heart, You’re My Soul западно-германской группы Modern Talking. С этого времени вся прежняя танцевальная музыка становится неактуальной. В мире начинает царствовать стиль евродиско.

Как признался в одном из своих интервью знаменитый советский композитор Юрий Чернавский, в течение полугода со сцены «сдуло» буквально всех авторов союза композиторов: «Залы опустели. Весь народ ринулся на дискотеки. Миллионы дискотек «расплодились» по всей стране: во всех красных уголках, гаражах, на улицах, в квартирах».

Именно Юрий Чернавский одним из первых тогда понял: советским подросткам отчаянно нужна современная русскоязычная музыка диско. По странному совпадению в месяц создания «Ласкового мая» в декабре 86 года на своей студии Record он записывает дебютный альбом первого диско-коллектива СССР — группы «Мираж». Ее успех был умопомрачительным. Казалось бы, группу, которая могла бы составить им конкуренцию, найти сложно. Но она нашлась и составила конкуренцию вообще всей советской эстраде.

Официальной датой создания группы считается 6 декабря 1986 года. Руководитель музыкального кружка в школе-интернате No 2 города Оренбурга Сергей Кузнецов загорелся идеей организовать вокально-инструментальный коллектив. Во многом идея строилась на голом энтузиазме и на мальчишеском обаянии Юры Шатунова, которому Кузнецов прочил роль солиста. На тот момент Шатунову было всего 13 лет, и первой песней, которую написал для него Кузнецов, была мегапопулярная «Белые розы». Юный Юра начал давать местные концерты. Но в скором времени об этом пришлось забыть: Кузнецова уволили из детского дома, а мальчик сбежал к своей тете в Казахстан. Пока будущий лидер группы находился в бегах, предприимчивый юноша Андрей Разин, находясь в поисках свежих идей, случайно услышал самую первую кассетную запись Шатунова во время поездки в поезде. Попутчик включил ему кассету и сказал, что на концерте этого исполнителя он накануне побывал в Оренбурге. Наивно-жалостливая манера исполнения понравилась Разину, и на первой же станции он вышел из поезда и поехал в противоположном направлении. После того как поиски увенчались успехом, Андрей, взявший на себя обязанности продюсера группы, проделал умный маркетинговый ход: заполнил целый вагон кассетами с записями «Ласкового мая» и раздал их проводникам поездов дальнего следования. От Москвы до Владивостока, по всей Транссибирской железной дороге, почти в каждом вагоне звучали их песни. После этого популярность ребят росла бешеными темпами. Постепенно о коллективе заговорила пресса, умилительно-хвалебные репортажи о «самородках» из сиротского приюта добавляли слушателям благосклонности. Предложения о концертах и записях посыпались на юные дарования как из рога изобилия.

Новая модель шоу-бизнеса

Считается, что именно Андрей Разин первым воплотил в жизнь схему, при которой артист получает не по фиксированной ставке за выступление, а пропорционально сборам. «Ласковый май» собирал стадионы, Алла Пугачева — тоже, только в конце 80-х Примадонна получала 67 рублей с концерта, а Разин — 1500-2000. Из-за этого юные музыканты часто подвергались травле со стороны народных артистов и прессы.

Такого в Советском Союзе еще не было. При этом сам Шатунов любит повторять: «Я знаю, что я кумир нескольких поколений, но, убей меня Бог, не знаю, почему».

В 80-х «Ласковый май» просто занял свободное музыкальное пространство — соединив дворовую, подростковую эстетику с городским романсом. И пoлучилось новое направление в поп-культуре — cимбиоз сиротской песни с элементами голливудской мечты, cовковой мелодрамы и блатной романтики. Объяснить любовь к этой музыке всех слоев постсоветского населения несложно — обыкновенные пацаны, безотцовщина, вышли из подворотни и запели о своих страданиях в ярком свете софитов. Все, как в жизни, но только на сцене. Несмотря на то, что главной аудиторией коллектива считались девочки-подростки. А на самом деле их слушали практически все. По сути, это был самый настоящий бойз-бэнд — музыкальный коллектив, состоящий из мальчишек. Превзойти «Ласковый май» по взрывной популярности и так убедительно спеть о том, как в душе подростка умирают белые розы и дышит розовый вечер, еще не удалось никому.

Почему феномен «Ласкового мая» не повторен до сих пор? За почти два десятилетия такие «бойз-бэнды» плодились пачками. «Ласковый май» легко угадывался практически в каждой третьей композиции других групп, отчаянно пытавшихся перехватить часть зрительского «пирога» симпатий. Но ниша, которую занимал Юра Шатунов, до сих пор пуста. Даже те, кто сразу пошел следом — «На-на» и «Иванушки», обладающие дорогими клипами и сценическими костюмами, записями хорошего качества и большими вложениями, не достигли той планки и народной любви, которая досталась «Ласковому маю».

— Но ведь никакого профессионализма там не было вообще, — говорят музыкальные критики, — участники не только не знали нот, но даже не интонировали — «три притопа, два прихлопа». В чем секрет? Ответы в духе «ребята из детдома вызывали жалость публики» не годятся, потому что на этом и сейчас можно было бы сыграть, однако организовать подобное уже не выходит. Шоу-бизнес переполнен мальчиками-девочками разных возрастов. Да и народ уже ничем не удивить. Времена СССР прошли, «железный занавес» пал.

Возможно, своей популярностью «Ласковый май» все-таки обязан тому времени, в котором он появился, но его также не было бы без людей, которые трудились внутри этого коллектива. Эта группа стала первой, вышедшей на сцену в обход советской цензуре. Во многом, конечно, это случилось благодаря таланту Андрея Разина, которого смело можно назвать Остапом Бендером нашего времени. Он хорошо знал не только психологию чиновников, но и психологию толпы. Успех группы также сработал благодаря таланту Сергея Кузнецова: если бы не его музыкальное чутье, возможно, мы бы никогда не услышали этот характерный голос Юрия Шатунова. Конечно, участников группы можно долго ругать за «непрофессионализм», однако и он в положительном ключе сыграл свою роль. Стране было интересно наблюдать за жизнью и взрослением юных участников коллектива. И хотя в этих песнях не было типичного для советской эстрады пафоса и лоска, зато они были понятны обычным людям. Наблюдение за охватившими группу скандалами, которые сопровождали самородков на протяжении всей карьеры, было подобно современным реалити-шоу, которых тогда еще не было.

Одним словом, можно долго рассуждать о бизнес-модели, потребностях аудитории, заслугах исполнителей и современности звучания группы. А можно просто включить «Белые розы» и, проклиная все, пытаться потом несколько часов подряд выкинуть из головы эту мелодию.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру