ARS AMANDI. Марина Цветаева. Премьера в изоляции

Впервые после Великой Отечественной войны на сцене алматинского театра состоялась премьера спектакля без участия зрителей

Государственный Академический русский театр для детей и юношества Казахстана имени Н. Сац сдал иммерсивный музыкальный спектакль «ARS AMANDI. ИСКУССТВО ЛЮБВИ» о жизни Марины Цветаевой. Актеры на сцене вживались в свои роли в защитных масках и на расстоянии друг от друга.Пьесу «ARS AMANDI. ИСКУССТВО ЛЮБВИ» планировали представить публике в Международный день театра 27 марта.

Впервые после Великой Отечественной войны на сцене алматинского театра состоялась премьера спектакля без участия зрителей

Но буквально накануне введения ограничений по карантину ее показали только приглашенным журналистам, рассадив немногочисленную публику в пяти метрах друг от друга, в защитных масках и с обработанными санитайзером руками. Странное было ощущение, но зато у нас, представителей нескольких алматинских СМИ, была возможность походить по сцене, пофотографироваться с актерами, увидеть работу костюмерного цеха, в котором сегодня, кстати, шьют защитные медицинские маски, рассмотреть галерейные пространства коридоров и роскошное убранство холла. Но главное — стать почти соучастниками действа, происходящего на сцене, слиться, соединиться с актерами, режиссером, музыкой и отзеркаливающим подиумом, протянутым от середины авансцены в зрительный зал.

Иммерсивным обозначен спектакль не просто так. Его действие дает радикальный пример применения интерактивных практик в театре, которые в какой-то степени нивелируют дистанцию между зрителем и актером, между сценой и партером. Зрители словно попадают в трехмерную виртуальную реальность, где могут, как в компьютерной игре, передвигаться и наблюдать за персонажами. Вот этот блестящий черный подиум в такой сценографии соединяет зрителя и актеров, а еще дает невероятные отражения персонажей, играющих свою теневую роль, и иной отблеск, когда меняется освещение. Всего для создания сценографии спектакля используют три световых решения — белый как символ радости, черный как горе и смерть и красный как любовь и страсть. Таким образом, мы получаем более цепкое эмоциональное восприятие происходящего между сценой и зрительным залом.

Еще одно удачное сценографическое решение — переход подиума в лестницу-клавиши, уходящую вверх, рояль, постоянно находящийся на сцене, и музыка, которой пронизан весь спектакль. Режиссером и сценаристом пьесы о Цветаевой выступила Галина Викторовна Ефимова, известная нам по сериалам «Саранча», «Асель, друзья и подруги», фильму «Город мечты». Она играла в сериале «Перекресток», а на площадке ТЮЗа ставила когда-то «Женитьбу» Гоголя и «Двенадцатую ночь» Шекспира. Это была целиком ее идея рассказать на сцене о жизни Цветаевой.

— И имя Марины Цветаевой, и ее стихи всегда были в моей жизни, — говорит Галина Ефимова. — Не бывает никаких случайностей в жизни. Каждый раз, слыша имя этой поэтессы, я понимала, что хотела бы рассказать о ней и ее творчестве. Бродский называл ее величайшим поэтом, Евтушенко сказал, что это величайшая женщина, и я готова подписаться под этими словами. Все, что говорит исполнительница роли Цветаевой в спектакле, — это все слова Марины, взятые из ее дневников, стихов, прозы и переписок. Другие персонажи наделены моими текстами. Весь спектакль пронизывает боль Марины Цветаевой. Я надеюсь, что зритель это заметит и почувствует. Это не просто стихи и песни. Мне нужно было найти ход, чтобы рассказать о таланте этой поэтессы, о ее жизни, судьбе, любви.

А в мысли и судьбу Марины Цветаевой, довольно драматичной и сложной настолько, что невозможно понять до конца, как она выдержала столько испытаний, погружаешься с первого момента. В городе моем дождь и тишина, пауза во всем, странная игра... Это не из Цветаевой, а из внезапных поэтических настроений, которые в сложившиеся непростые для всего мира дни превращают многих из нас в поэтов. Оказавшись сегодня в вынужденной и отличной от привычного ритма жизни, изоляции, приходит большее понимание судеб любимых нами писателей и поэтов, не потерявших достоинства в условиях тотального голода, войны, преследований, тюремных заключений. А Цветаеву к тому же подвергали публичным осуждениям и продолжают делать это поныне — и свою дочь она, плохая мать, сдала в приют, и жизнь покончила самоубийством... Но разве кто-нибудь захочет побывать в ее «тяжелой шкуре»? Думаешь об этом во время спектакля, хотя он-то больше о любви, которая и может в жизни стать единственным спасением.

Насколько перекликается сюжет постановки с сегодняшними реалиями, также делится Галина Ефимова:

— Цветаева всегда находилась словно в заточении. Ее осуждали, ее не принимали. И за границей она была русской и ненужной, в России ее тоже не ждали. Если проводить параллель с нашими днями, то человеку был дан дар, и она старалась реализовывать его при любых условиях. Были холод, голод, но она творила. Сейчас сама себя ощущаю в непонятной ситуации: мы ходим в масках, сидим дома и тоже творим. Я рада, что сделала спектакль в своем любимом ТЮЗе, в котором уже когда-то работала режиссером, и мне приятно, что новое руководство театра доверилось мне и дало возможность осуществить мечту — сказать о Марине Цветаевой. И с актрисой на ее роль повезло. Когда размышляла, кто может ее сыграть, в мыслях были три кандидатуры, но выбор я остановила на Ольге Коржевой. У этой актрисы, женщины — огромные энергетика и профессионализм.

Ольга Коржева, заслуженный деятель культуры Республики Казахстан, рассказывает о том, как «примеряла» на себя образ великой поэтессы:

— Одно время, учась в Свердловском театральном институте, я увлекалась поэзией Серебряного века. Любимым поэтом был Игорь Северянин. И, конечно, читала стихи Марины Цветаевой, но не могу сказать, что она была моим любимым поэтом. И когда Галочка предложила показать Марину Цветаеву, я сначала растерялась, опешила, подумав, как и многие, что сегодня это, возможно, никому не надо, и даже в нашем театре об этом говорили не раз: «Да кому нужна ваша Цветаева!». Но когда я стала читать о ней, мне, как ни странно, отовсюду стала попадаться самая разная информация, и ситуация складывалась так, что Вселенная что-то подкидывала. Вот элементарно — утром открываю «Фейсбук» что-то почитать, и тут же перед глазами всплывает какой-то новый материал, публикация о Цветаевой. Еду в такси или в машине и слышу о ней. И сейчас она стала для меня любимым человеком, захватила меня в плен настолько, что я вся подчинена ей. И многое в ней перекликается со мной — ее отношение к людям, характер, принципы. Сам спектакль получился очень многослойным. Хотя у меня были прекрасные роли, к которым многие могли только прикоснуться, из них две особенные — в «Докторе Живаго» Преображенского на новой сцене в подвальчике и здесь, на камерной сцене в пьесе «Двое на качелях» режиссера Маргариты Здор.

И в спектакле по Цветаевой я нахожу какие-то параллели, одной мне известные: мы делаем в нем поклон туда — назад, нашему доктору Живаго и двоим на качелях. Это были спектакли очень психологические, энергозатратные для артистов. В этой постановке мы танцуем и поем вживую, и это нормальная практика для актеров. К примеру, в театре Преображенского мы не знали, что такое фонограмма, исполняя песни своим голосом. Мы пели все в оперетте «Сильва»! Что касается параллелей с днем настоящим, так этот спектакль весь о нем, каждая строка Цветаевой про наш день. Мы же, люди, никакие выводы не делаем, какие давно прописаны в Библии и Коране. Надо посмотреть, наконец, вокруг себя, внутри себя разобраться. А то, что наши постоянные зрители в условиях карантина стали скучать, тосковать по театру — это прекрасно. У нас была одна зрительница-поклонница, которая ходила на все наши спектакли. Как-то раз она пригласила нас в гости и сказала тогда нам одну потрясающую фразу, которая запомнилась: «Вот к вам, как в подвальчик спустишься, и снова колбаса по два десять!». Я это говорю к тому, что театр — это счастье, и люди сегодня это понимают.

Любовь народная позволила отпеть Марину Цветаеву спустя годы. Мы помним об этой героической женщине не только по ее стихам. Театральное напоминание о ней состоялось благодаря большому творческому коллективу ТЮЗа имени Н. Сац. Режиссер — Галина Ефимова, хореограф-постановщик — Галина Воржева, композитор, музыкальное оформление — Максим Германцев, педагог по вокалу — Марина Воронова, главный художник театра — Владимир Пономарев, ведущий звукооператор — Мария Якута. Художником по костюмам стала Елена Свавильная, известная по работам в сериалах «Перекресток», «Саранча», в фильме Сергея Соловьева «Чужая белая и рябой». Костюмер, помогающий в переодеваниях артистам, Инна Корелякова. А маленькую Цветаеву играет дочь Виталия Багрянцева и Елены Гудовой София.

Надеемся, что скоро его смогут увидеть все желающие, а пока будем беречь себя, оставаясь дома до окончания карантина. Онлайн-трансляции, заменяющей нам в какой-то мере соприкосновение с искусством, этой пьесы не предусмотрено. Зато остаются доступными сборники стихов Марины Цветаевой у каждого на книжных полках, а вот такое приведенное ниже стихотворение очень точно вписывается в канву нового спектакля. Любите! Любовь у нас никто не отнимет, зато она сохранит в нас все лучшие человеческие качества!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру