Социальный playback-театр «Родные люди» учит зрителя рассказывать свою историю

«Родные люди» — именно так называется неклассический социальный playback-театр, появившийся около четырех лет назад в Алматы. Труппа не зарабатывает денег, не имеет репертуара, но востребована зрителем. Руководит необычным театром Евгений Романцов, психолог по образованию, бизнесмен по образу действия, большой энтузиаст в творческом процессе. Приехавший восемь лет назад в Алматы из Симферополя, он решил закрепиться здесь, обрел семью и, собственно, создал театр «Родные люди».

Социальный playback-театр «Родные люди» учит зрителя рассказывать свою историю

«Есть много людей, которых всегда не слушают. Еще больше тех, чьи истории кажутся другим слишком ужасными по тем или иным причинам, и они не хотят их слышать. Если можно определить угнетенных людей как тех, кому негде рассказать свою историю, то наша миссия — предоставить пространство всем и каждому, чтобы все могли быть услышаны. Произнесенная истина может потрясти нас до самых основ. Три мощные силы — личностная, социальная и политическая — побуждают нас скрывать реальные истории. Нам нужно встретиться с истиной прошлого для того, чтобы представить себе позитивное будущее», — сказал Джонатан Фокс, основатель playback-театра.

Такой вариант построения театра можно назвать театром воспроизведения. И поскольку такая его версия еще нова для алматинского зрителя, есть несколько вопросов к Евгению Романцову.

— В чем суть, смысл playback-театра?

— Сам жанр playback зародился в США в 80-х годах прошлого века, распространившись сегодня в разных странах, в том числе в России и на Украине. Не знаю, есть ли он в других городах Казахстана, но в Алматы мы работаем уже четвертый год. Да, действительно, у playback-театра как такового нет здания, репертуара, реквизита, декораций и даже режиссера. Playback — это форма необычной встречи реальной жизни и какой-то важной части ее повторного проигрывания. В нашем театре, пока зрители не поведают своих историй, действия не происходит. И результат всегда будет делиться 50 на 50 между зрителем и актерами. Само название направления playback происходит от сокращения фразы We are playing your stories back to you — «Мы играем ваши истории, возвращая их вам».

— То есть смысл действия состоит в отражении чувств, эмоций, переживаний зрителя, и все происходит только однажды в самом театре?

— Совершенно верно. Все совершается здесь и сейчас, без повторения, в онлайн-режиме. Такой театр, можно сказать, выполняет социальную и психологическую миссии, выстраивая диалоги и взаимодействие между людьми. Для одних проигранная история — шанс увидеть ее с другой стороны, для других — избавление от того, что мешало двигаться дальше, а для кого-то это просто развлечение и эмоции. Важнее всего, что в таком театре люди встречаются как добрые соседи, становясь родными, в том числе и с актерами.

— Как появилась идея создания такого необычного театра в Алматы?

— Когда-то с этой формой театра я впервые познакомился в городе Днепропетровске через психолога Романа Кандибура, с которым мы пересеклись на одном семинаре. Он ввел меня в среду playback-театра. А затем, приехав в Алматы, я попал в интересную творческую атмосферу театра «Not балет» под руководством Евгении Абкеевой. Корни playback вышли как раз из него — сначала через театр И.Л.И., где мы своим небольшим составом отработали главные принципы и навыки playback, затем я решил открыть свой playback-театр «Родные люди».

— Название «Родные люди» уже само складывается из общей философии playback?

— Как и любой playback-театр, наш также имеет свою философию — история должна быть рассказана и услышана. Ведется откровенный разговор или диалог, как между очень близкими людьми. Мы учились прежде всего слушать, чтобы отразить каждый поведанный нарратив. Сегодня в составе театра коллектив со сформированными ценностями, умением слышать и воспроизводить услышанное. Это совершенно великолепный Евгений Деминев, неугасающий огонь Евгения Русанова-Форманюк, яркие Ирина Кабирова, Светлана Бреусова, Влада Егорова, Арсений Лозбень, и сейчас к нам пришли креативные ребята. Для всей труппы и каждого в ней отдельно важно нести атмосферу сближения между зрителями и актерами, чтобы каждый себя чувствовал родным. И мы готовы принимать новых людей, разговаривать, выстраивать отношения в первую очередь со зрителем. В целом в playback три составляющие: сама рассказанная история, ее театральная импровизация и психодрама как некое переживание со зрителями в зале, повествователем и актерами, которые пропускают нарратив через себя. То есть playback — значит играть, возвращать. Другими словами, ты вновь переживаешь случившееся с тобой когда-то.

— Получается, что ты прорабатываешь уже случившееся с тобой и расстаешься с ним?

— Возможно, но у нас нет ни цели, ни желания кого-то учить и лечить. Мы просто пропускаем через себя истории и показываем, отпуская их обратно в зал. Это интересное и захватывающее зрелище, так как иногда случаются магические проявления. И в них важны сам момент появления действия и его неповторимость.

— Это действие с вашей стороны, а со стороны зрителя что-то тоже происходит?

— Думаю, что это больше похоже на то, что сначала ты слышишь театральную пьесу, а потом смотришь спектакль. Но и психологическая драма есть. Это не цель, в первую очередь предлагаем развлечение и в то же время несем философию — мы все состоим из пережитых, но, возможно, невысказанных историй. Когда они рассказаны, мы становимся ближе друг к другу. Я узнаю вас лучше через ваше откровение, чем если бы мне рассказали о вас ваше имя или род деятельности. Только узнав ваше мироощущение, мы чувствуем, как человек пережил свою историю, и тогда он становится ближе, роднее, а мы — ему. Мы часто в городе встречаемся со своими зрителями, не всегда помним их имена, но помним, что, к примеру, кто-то из них рассказал веселую историю про лошадь. Начинаем смеяться, обниматься и понимаем, что мы уже родные.

— Как часто выходите в «эфир» и где?

— Выступаем раз или два в месяц. Да, действительно, у playback нет ни программ, ни пьес, ни репертуара, разве что иногда задаем темы как толчок к воспоминанию. К примеру, о празднике или путешествии. Нет и собственного здания, и нас гостеприимно принимают друзья в театрах Арт-убежище Bunker, «Трансформа», LaBoheme.

— Денег, выходит, «Родные люди» не приносят?

— Те деньги, что собираем за вход, отдаем театру, который нас принял, приютил. Но у каждого есть или свой бизнес, или занятие. Театр, конечно, мог бы воспользоваться помощью спонсора, но пока не предлагают, и здесь бы встал сразу вопрос о свободе самовыражения. Есть еще форма корпоративных выездов типа тимбилдингов, что очень неплохо практикуется в Европе, Штатах, России и на Украине. Но это связано с интеллектуальным уровнем компании, а у нас пока, к сожалению, любят отдыхать и развиваться примитивными способами. Впрочем, все социальные театры обречены быть некоммерческими.

— Вы уже восемь лет в Алматы, считаете себя алматинцем?

— Да, я это понял и почувствовал, когда года три назад приехал навестить родных в своем Симферополе и поймал себя там на мысли, что ищу в городе верх и низ. Не могу начать дело, не выпив чая, не поговорив с кем-то по душам. А когда мама назвала меня казахом, я расплылся в улыбке.

— О чем бы хотели сказать людям от себя лично?

— Никогда не закрывайтесь и не зарывайтесь. Ищите что-то новое, изучайте. И не говорите, что у вас нет времени, потому что оно никогда не появится при таком образе мышления.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру