Фестиваль авторской песни «Астана-2019» прошел в Нур-Султане

Отгремели аккорды, затихли гитарные струны — в столице Казахстана завершился 21-й по счету Международный фестиваль авторской песни, который состоял не только из стихов и мелодий, но и из речного бриза (мероприятие проходило на живописном берегу Ишима), из дымка, что тянулся от походных котелков, и, конечно, радостных встреч у ночного костра. Для того, чтобы окунуться в ту атмосферу, полнее прочувствовать ее, мы предлагаем несколько коротких эксклюзивных интервью прямо с места события.

Фестиваль авторской песни «Астана-2019» прошел в Нур-Султане

Один из организаторов фестиваля, его бессменный директор Максат Сарсенбеков.

— Максат, что служит стимулом для всех собравшихся и для вас в частности, чтобы встречаться каждый год на таком мероприятии?

— Я полагаю, что это вполне объяснимая потребность, желание петь самому, самовыражаясь, таким образом, в искусстве. Причем это желание есть буквально у всех, и потребность в таком проявлении, по моему мнению, огромна. Ведь только те, кто через свои комплексы перешагивает, достигает известных степеней.

Что касается меня, то я художник, музыкант, который очень не любит технику. Таких людей, может, немного, но, например, если сравнить, то из числа тех, кто покупает не электронные книги. Все-таки есть и такие, кто покупает стихи. Их тоже немного — процента два, от силы три. Так же, как и тех, кто пишет, сочиняет музыку. И мы не бегаем за зрителем, он находится всегда сам. А еще мы проводим вот такие встречифестивали, и не только локального характера. Например, два года назад мы приглашали гостей из 11 стран, потому что такие мероприятия, не единичны — фестивали авторской песни проводятся в 20 странах мира. И, таким образом, в 2017 году столица Казахстана стала рейтинговым местом всего жанра, во время которого оценили и российских, и немецких, и других победителей локальных фестивалей авторской песни. Надеюсь, что мы сможем такой городской зальный фестиваль возродить снова и проводить его в дальнейшем независимо от существования нашего сегодняшнего, так называемого, «полевого» фестиваля. Как конкурс имени Чайковского, например. Я считаю, что у всего этого есть большое будущее, потому что, как бы ни было необычно соревноваться в написании песен или стихов, такое явление все равно есть и будет. Что касается участников, гостей и членов жюри, то я хотел бы отдельно упомянуть об Ольге Качановой и Вадиме Козлове — это лучшее, что сегодня есть в жанре авторской песни Казахстана. Ольга — очень интересный поэт, а Вадим, по моему убеждению, лучший гитарист и аранжировщик в нашей стране. И то, что делают эти двое — уровень очень высокого мастерства. В бардовском мире, который мы собирали из 20 стран, я такого еще не встречал. Говорить можно много и долго, но это непременно надо услышать — песни в исполнении этого талантливого дуэта.

Автор песен, поэт и писатель Ольга Качанова

— Ольга Ивановна, вы делаете упор на лирических героинь, утверждая, что это очень важная тема для песенных авторов. А что вы под этим подразумеваете? Чем она важна и в чем проявляется? Всегда ли она была — может быть, она исходит из творчества менестрелей Средневековья?

— Мне кажется, что это и тема вечная, и герои вечные, только вот наши лирические герои, наверное, более связаны с архетипами. Ведь живому человеку надо жить, приспосабливаться к реалиям, даже порой их менять. Поэтому я лирическому герою очень верю, и своей героине особенно — она мудрее меня, дальновиднее, лучше понимает суть предметов. И вообще, по лирическому герою можно понять время, посмотрев через эту линзу на мир.

И знаете, мое мнение основано на интуитивных ощущениях. Не могу сказать, что бываю прямо на всех фестивалях и всех слушаю. Я погружена в культуру больше в целом понимании этого слова — в музыку, поэзию, и авторская песня — только часть моих интересов, хотя, может быть, и самая главная. Мне кажется, что человек по-прежнему одинок, по-прежнему не верит в то, что кто-то придет свыше и защитит его, по-прежнему ищет смысл жизни. Но то, что сейчас проецируется на песню, я думаю, выражается в том, что люди хотят слышать истории и рассказывать их. И мне кажется, что современный мир все больше наполняется историями, а те, кто сможет донести свои истории с помощью музыки, песни, слова, будут больше нужны миру, больше востребованы. Потому что человеческий опыт — это, наверное, самое ценное. В какие-то периоды развития культуры от него отказывались. Например, в эпоху постмодернизма, когда насмехались над какими-то чувствами, большими идеями, высокими словами, все передергивалось — этого требовала постмодернистская эстетика. А сейчас, мне кажется, пришло время больших историй с большими чувствами, крупными характерами, что, как я думаю, будет востребовано во всех жанрах, а в авторской песне — особенно. Собственно, и моя лирическая героиня рассказывает о своей судьбе, о своих переживаниях, пытается найти в этом мире какие-то точки опоры в людях, ситуациях.

В основном в последние годы я пишу автобиографические рассказы, стараясь найти в жизни что-то яркое, вдохновляющее, смешное. То, что могло бы и других людей как-то вдохновить, раззадорить — это немного иной взгляд на жизнь, которым можно поделиться. Другими словами, легче переживать гнет быта. Не думаю, что мы живем в обществе счастливых, раскрепощенных людей, которые могут позволить, например, себе полететь в Рим только для того, чтобы послушать оперу. Поэтому надо искать радости в чем-то локальном, земном. Это и есть направление моих автобиографических рассказов последних лет.

А вот чтобы я начала воплощать либо свою песню, свой рассказ, сказку, раньше должно было произойти не то, что сейчас. Я как-то спросила своего коллегу Виктора Луферова, когда вела передачи по авторской песне, что он об этом думает. Он мне ответил: «Даже не знаю, но вот — чай травяной. Иногда трава так запахнет, что у меня все в душе зашевелится». И я была бы с ним согласна. Но сегодня у меня немного другие принципы, я давно сформулировала для себя, что живу с переизбытком любви. И, если я его не выражаю никак, то он направляется вовнутрь, и меня начинает разрушать. Так что это просто моя физиологическая потребность — сочинять и выступать.

Композитор, аранжировщик, поэт Вадим Козлов

— Вадим, что для вас значит музыка?

— Это язык, который позволяет человеку выстраивать невербальные взаимоотношения с этим миром. Мне кажется, что иногда он значительно тоньше и богаче того языка, которым мы пользуемся в обыденной жизни. Тогда как музыка — это очень емкий язык, как познания этого мира, так и его правил, и законов. Вот мне, например, никогда не давались точные науки. Но прошло много лет, прежде чем я осознал, что это было ошибкой с моей стороны — то есть тогда, когда я стал заниматься музыкой. Я понял, что мне это мешает довольно сильно — мое невосприятие точных предметов, потому как музыка — это отчасти математика, только в лучшей ее ипостаси. Кроме того, музыка связана с тем, что нас окружает, причем во всех смыслах и видах. Все вокруг, по моему мнению, тоже есть музыка. Что касается меня, то могу сказать, что я уникальный представитель авторской песни, потому как пишу песни на стихи только одного поэта. Это Ольга Качанова. И наш тандем устремлен на реализацию моей музыки через ее поэзию. В этом смысле мне сложнее, чем другим. Потому что человек, который не ограничивает себя в творческом выборе, имеет больше свободы, тогда как я делаю это сознательно. Так что порой мне приходится ждать. С другой стороны — это легко, потому что ты имеешь только одного соавтора, и песня начинает иногда создаваться еще до того, как стихотворение бывает дописанным. Но на самом процессе это никак не отражается, потому что когда ты занимаешься музыкой не как чем-то прикладным, когда происходит глубокое в нее проникновение, все остальное отодвигается на задний план. Хотя, если рассматривать борьбу в самом творческом процессе, то, возможно, что-то и напоминает о себе. Но в последнее время я делаю по-другому — если что-то не получается, отпускаю это. Проходит время, и все складывается само собой. Скажем так — я научился ценить то, что дается легко. И сегодня я думаю, даже уверен в этом — то, что дается человеку легко, и есть правда. Но песенная история немного отличается от композиторства в чистом виде, потому что человек, который работает со словом, должен отдавать себе в этом отчет. Так появляется поэзия, которая проигрывает, когда ее начинают петь, либо наоборот — есть стихи, которые выигрывают только когда они положены на музыку и их начинают исполнять. Но и тут я убежден только в одном — песня должна быть легкой, как народная, и к этому надо стремиться. Однако сказать, что мы достигли этого идеала, пока не могу…

Вот такие три разных человека, три разные мелодии, три мнения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру