У руля КНДР 29-летний Ким Чен Ын встал после смерти своего титулованного отца – великого маршала, судьбы нации, яркой звезды Пэктусана и отца народа Ким Чен Ира. Теперь молодому преемнику ой как надо утвердиться на новом посту и завоевать любовь северокорейского народа. Заявить о себе всему миру молодой и горячий Ким Чен Ын решил громко и провокационно. И у него получилось: имя Кима третьего вот уже несколько недель не сходит с первых полос всех мировых СМИ.
Теория большого бла-бла-бла
– Сам по себе Ким Чен Ын ничего решить не может, потому что все-таки (политику. – Т.К.) определяют его дяди, тети и соратники отца, – прокомментировал на публичной лекции в КазНУ им. Аль-Фараби казахстанский кореевед, профессор, доктор исторических наук и вице-президент Ассоциации корейцев РК Герман Ким. – Если он будет тихо сидеть, его просто забудут. Поэтому ему надо что-то делать, чтобы объединить вокруг себя народ и завоевать авторитет. А что это, если не та воинственная риторика, с которой он выступает?
К слову, "воинственная риторика" молодого Кима напоминает скорее чучхейскую истерику (чучхе – северокорейская идеология, провозглашенная в 1955 году Ким Ир Сеном). Запуска обещанной ракеты мировое сообщество ждало еще в минувшую среду: Южная Корея усилила наблюдение за скандальным соседом, Япония привела в боевую готовность ракетные комплексы "Патриот", Китай спешно закрыл границу с КНДР, а США заявили о готовности перехватить северокорейскую ракету в случае чего. К счастью, большой "бабах" не произошел. Пхеньян промолчал, а весь остальной мир перекрестился.
– Северная Корея уже второй раз предупредила дипломатические представительства: покиньте Пхеньян, – напомнил Герман Ким. – Но никто не двинулся. Почему? Да потому что американские средства слежения говорят о том, что никакой активности не наблюдается. Это просто бла-бла-бла. Но бла-бла-бла, которое все-таки исходит от лидера.
Кажется, Южной Корее изрядно надоел шантаж северного брата. Если раньше южнокорейские власти проводили лояльную политику сдерживания, то на сей раз президент южан Пак Кын Хе заявил: "Если будет какая-либо провокация против Южной Кореи и ее народа, то необходимо дать жесткий ответ и начать военные действия первыми, без учета каких-либо политических аспектов". В частности, Южная Корея и США уже договорились о симметричной контратаке. Впрочем, эта война не нужна никому, считает вице-президент Ассоциации корейцев Казахстана. Для Северной Кореи это обернется потерей суверенитета, для Южной – экономическим коллапсом.
– Массы северокорейцев хлынут в Южную Корею, и она просто-напросто не сможет их всех переварить, – рассуждает Герман Ким. – Даже если бы северокорейцев присоединили мирным путем, как это когда-то произошло с Восточной и Западной Германией, Южная Корея подавилась бы. Давайте посмотрим экономические показатели: в свое время Восточная Германия по валовому национальному доходу отставала от Западной всего в три раза, а здесь речь идет о 200 раз! Уже сегодня более 10 тыс. северных корейцев постоянно проживают в Южной Корее. Это беженцы, которые в конце 1990-х, когда в Северной Корее был ужасный голод, бежали в Китай, а оттуда в Южную Корею.
Хлопушка к дню рождения
Сегодня в Северной Корее проживают 23 млн человек. Одна из самых закрытых стран мира до сих пор живет при социализме и, в отличие от своего южного брата, богата множеством полезных ископаемых, по многим из которых даже стоит на первом месте в мире. Эксперты едины во мнении: если когда-нибудь аскетичные северяне ослабят режим и реформируют экономику, страна станет лакомым куском для международных инвесторов. Пока же социалистическая республика живет своей, отдельной от остального мира жизнью и даже имеет национальный аналог Интернета – внутреннюю сеть Кванмен. Прошлой осенью, чтобы достучаться до северных соседей, активисты из Южной Кореи даже запустили в сторону КНДР воздушные шары с пропагандистскими листовками. Северокорейское руководство по привычке пригрозило открыть огонь по приграничным территориям. На том и разошлись.
– В Северной Корее даже радио невозможно слушать – все волны настроены только на северокорейские частоты, – говорит Ким. – Иметь другой приемник – это значит понести неминуемое наказание. Помните, в СССР за прослушивание ВВС могли посадить? Так вот, сегодня в Северной Корее это вполне реально. Интернета нет, новости только официальные. Откуда людям получать информацию? Вот южане и посылают листовки на север.
– По вашим прогнозам, Ким Чен Ын все-таки перейдет от угроз к действиям?
– Почему северокорейцы говорили, что в период с 10 по 14 апреля не несут ответственности и не гарантируют безопасности? Как известно, 15 апреля у Ким Ир Сена день рождения, а северокорейская практика такова, что это всегда отмечается громкой хлопушкой. Поэтому, скорее всего, до 15 апреля они все-таки запустят ракету: все увидят, услышат, а затем ситуация пойдет на спад, до следующего возможного витка (разговор шел 10 апреля. – Т.К.). Войны не будет. Нынешняя ситуация, в первую очередь, нужна была северокорейскому руководству, чтобы утвердиться, сблизиться с народом и показать всему миру, что Северная Корея – это не Ливан и не Иран. С ней так обходиться нельзя.
С другой стороны, почему все так беспокоятся? Потому что ситуация может вый-ти из-под контроля, и начнется локальный конфликт. В этом случае все мужское военнообязанное население Южной Кореи будет поставлено под ружье. У них с этим очень строго. Вы знаете, что при нынешнем формировании кабинета министров Южной Кореи кандидат в премьер-министры отказался от этого поста. Он сказал: "Я не имею права, потому что два моих сына не служили в армии". То есть там, если человек не служил, он практически предатель и преступник.
Северная Корея имеет право на существование
– Корейский конфликт как-то затронет Казахстан?
– Казалось бы, мы далеко друг от друга, и на нас это никак не отразится. Но нет, отразится даже локальный конфликт, причем самым негативным образом. В ближайшие годы мы ожидаем инвестиции (Южной Кореи в Казахстан. – Ред.), у нас есть два крупнейших проекта.
– Как, на ваш взгляд, реагируют Вашингтон, Пекин, Токио и Москва на обострение ситуации?
– Вы знаете, что США были не очень успешны в ряде регионов. Понятно, что их репутация уже не так хороша, тем не менее они по-прежнему видят себя гегемоном, хотя понятно, что короткий период монополярного мира уже прошел. Всем известно, что США сейчас испытывают серьезные экономические проблемы и решают их разными путями, в том числе и продажей оружия. Говорят, что сейчас Америка активно проталкивает свои новые противоракетные установки. Естественно, приобрести их она предлагает и Южной Корее… Но, по большому счету, эта война никому не нужна. Что касается Японии, то у нее страшная фобия перед атомной энергией. Даже перед мирным атомом, не говоря уже о ядерном оружии. Это единственная страна, которая испытала его на себе и испытывает до сих пор. Мы точно знаем, что северокорейские ракеты среднего радиуса действия спокойно долетают до Японского полуострова, соответственно, Япония должна проводить активную политику сдерживания.
Что касается России: в ельцинский период многие позиции были сданы… Северная Корея тоже была сдана с потрохами, и никакой помощи от России она уже не получала. Путин же решил, что Северную Корею надо поддерживать, потому что это и непосредственный сосед, и историческое прошлое, и трудовые, и минеральные ресурсы. Но повторюсь: эта война никому не нужна. Не нужна она и Китаю. Они уже испытывали проблемы с беженцами из Северной Кореи, а тут речь идет о 23 млн северокорейцев.
– На ваш взгляд, объединение Кореи когда-нибудь произойдет?
– Северная Корея – это уникальное государство, и оно имеет право на существование, плохой там режим или хороший. И как у любого государства, у нее есть функция самосохранения. Другое дело, что в мечтах об отдаленном будущем есть объединение Кореи. Она обязательно объединится, поверьте мне. Нескоро, но объединится. Хотя, опять-таки, на сегодняшний день этого никто не хочет.