Бизнесмены, не желающие терять прибыль, на скорую руку объединились в ассоциацию кальянной индустрии и "накатали" жалобу патрону Бекшина – Салидат Каирбековой. В письме на имя главы Минздрава они назвали действия санврача противоречащими целому ряду законов, потребовали отменить злополучное постановление и "принять меры дисциплинарного воздействия" в отношении Бекшина, "нарушившего права и законные интересы граждан и субъектов предпринимательства".
Ни шиша!
В частности, подписанты сослались на ст.26 п.4 Конституции, в которой говорится о свободе предпринимательской деятельности и свободном использовании своего имущества (включая кальяны) для любой законной предпринимательской деятельности. Указали кальянщики и на закон "О нормативных правовых актах", согласно которому запреты, касающиеся прав и законных интересов граждан, должны регулироваться законом, а не постановлением.
Но, пожалуй, самым весомым аргументом стало заявление о том, что постановление Бекшина разорит сотни предпринимателей по всей стране и оставит без работы более 15 тыс. человек. По их словам, кальянные услуги обеспечивают 20% дохода баров, ресторанов и кафе. Если их не будет, многие бизнесмены не смогут выплачивать кредиты и платить зарплату персоналу.
"В Казахстане около 5 тыс. мест общественного питания, в которых предлагается кальян, – пишут они. – Причем в каждом таком заведении работают от трех и более сотрудников, обеспечивающих услуги курения кальяна, что составляет более 15 тыс. рабочих мест. Кроме того, среди этой категории работников основная масса – студенты вузов, которые благодаря этому нелегкому труду оплачивают учебу и помогают своим семьям".
По данным новоиспеченной ассоциации, ежемесячно в страну ввозится 10 тонн кальянного табака. Акциз на 1 кг ароматного курева стоит 1990 тенге, а значит, госказна регулярно пополняется на 19 млн 900 тыс. тенге (более 132 тыс. долларов). И это только с акциза. А ведь есть еще НДС и брокерские услуги.
Так стоит ли резать курицу, несущую золотые яйца?! – возмутились бизнесмены и созвали пресс-конференцию в Алматы.
Восточные сказки, зачем ты мне строишь глазки?
– Нельзя из-за 12 нерадивых заведений запретить курение кальяна по всей стране, – считает член ассоциации Дидар Утельбаев. – И тем более нельзя пугать народ тем, что курение кальяна смертельно опасно. Мы только "за", чтобы заведения, в которых санврачи нашли какие-то палочки и бациллы, закрылись. Но ведь есть и добросовестные предприниматели, которые занимаются дезинфекцией и соблюдают все санитарные нормы.
По заверениям гендиректора ТОО "Боскурт" Рустама Лазгиева, в его заведении безопасно, как в СЭС. Сначала его сотрудники моют кальяны средством "Фейри", затем замачивают на два часа в специальном растворе, купленном у тех же санврачей, и только после этого ополаскивают и сушат. Какие тут могут быть инфекции? – недоумевает Лазгиев.

– Кальян – это не просто кальян, – философствует бизнесмен. – В культуре Востока он играет немалую роль и имеет большие традиции. Предложение выкурить кальян – это знак уважения и доверия, а отказ является обидой. Процитирую восточную мудрость: "Сигарета горит три минуты и почти не отвлекает от дел, трубка располагает к беседе на полчаса, а за кальяном же можно провести всю жизнь: созерцая, как сгорает табак и оставляет после себя горстку пепла ваших проблем, забот и волнений".
Впрочем, на санврачей философия Лазгиева впечатления не произвела. Даже напротив: подкинула проблем, забот и волнений. После выхода скандального постановления СЭС прошерстила кальянные заведения страны и ужаснулась: какой только заразы там нет!
– А ведь есть еще люди, которые болеют туберкулезом и кожвензаболеваниями, но тоже курят этот кальян, – напомнила санитарный врач по гигиене питания Республиканского научно-практического центра санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга Маржан Апсеметова.

– Вы говорите, – обратилась она к г-ну Лазгиеву, – что обрабатываете. После обработки теряется запах и вкус кальяна, потому что в составе наших дезинфекционных средств находится хлор. Поэтому я не думаю, что вы обрабатываете… Постановление вышло не зря. Не забывайте: главный санитарный врач не запретил курить кальян вообще, он запретил это делать только в общественных местах. А дома, пожалуйста, курите сколько угодно. Лежите сутками на диване и мечтайте. Я не возражаю.
Постановление Жандарбека Бекшина поддержала и коалиция "За Казахстан, свободный от табачного дыма".

– Постановление не упало с потолка, этот вопрос муссируется уже два года, – заверила лидер коалиции Джамиля Садыкова. – В Конституции написано, что государство должно отвечать за охрану здоровья народа. Если бы главный санитарный врач утаил факты того, что в кальяне находятся опаснейшие бактерии, это было бы преступлением против государства… Куря кальян, человек курит бактерии людей, которые были до него. С этим надо кончать! И потом: кальян – это не наша культура. Мы – не арабская страна, а цивилизованная республика, в которой все должно быть по закону. Поэтому рассказывать восточные сказки нам не надо.
Давайте выкурим трубку мира
Хозяева курительных заведений тоже призывают к законному и цивилизованному решению проблемы. Кальянный бизнес существует в стране уже более 10 лет, говорят они, а четких санитарных норм, по которым кальянщики смогли бы работать, до сих пор нет. А на нет, как водится, и суда нет.

– Давайте разработаем единые требования к предоставлению кальянных услуг и усилим контроль, – призывает предприниматель Нуржан Бабаханов. – Потому что запрет ни к чему хорошему не приведет. Появятся подпольные кальянные заведения, а поступления в госбюджет сократятся. Кому это нужно?
Справка МК
Кальян был изобретен в Индии и довольно быстро распространился по всему мусульманскому миру – от Индокитая до Марокко. По заявлению Всемирной организации здравоохранения, кальян не является безвредной альтернативой сигаретам. Вдыхаемый дым содержит токсичные вещества, приводящие к раку легких и заболеваниям сердца. Однако большинство популярных представлений о вреде кальяна – миф. К примеру, за один час курения кальяна человек вдыхает в 100–200 раз больше дыма, чем при выкуривании одной сигареты. Развенчание этого мифа состоит в том, что количество дыма не является показателем токсичности; кальянный дым состоит преимущественно из паров глицерина и воды, по набору компонентов он значительно проще сигаретного, а температура формирования кальянного дыма на сотни градусов ниже, чем сигаретного.
О риске заболевания раком: у людей, в течение десятилетий куривших исключительно кальян и употребивших таким образом очень большие количества кальянного табака, риск заболевания раком был ниже, чем у традиционных курильщиков сигарет.
О возникновении зависимости от кальяна: 90% людей, курящих кальян до трех раз в неделю, и 60% людей, выкуривающих от 3 до 6 кальянов в неделю, не имеют никотиновой зависимости.
Кальян обычно курится в компании, поэтому есть опасность передачи через слюну на мундштуке различных заболеваний, таких как герпес и гепатит. Вероятность передачи слюны существенно снижается при использовании персональных мундштуков.
Крайне не рекомендуется сочетать курение кальяна с употреблением алкоголя. Возможные последствия: сильная головная боль, головокружение и рвота.
Между тем
В общественных местах Астаны, несмотря на запрет, продолжают курить кальян, отмечают в "Жас Отане". "Был запрещен кальян, но, несмотря на это, кальян до сих пор курят. Почти во всех заведениях в Астане есть кальяны", – сообщил исполнительный секретарь "Жас Отана" Нурлан Сыдыков на брифинге в минувший четверг.
"Мы совместно с департаментом внутренних дел буквально на прошлой неделе в более чем 10 точках, где курят кальяны, провели рейды. Мы договорились, что на этой неделе продолжим данные рейды. С нашей стороны это не только карательные меры, но и разъяснительная работа, – отметил он. – Наша задача – беседовать с той молодежью, которая нарушает запрет, курит в общественных местах. Мы не составляем никакие акты, это все составляется представителями полиции".
По его словам, в республике проведено 74 таких рейда, более 200 человек были привлечены к административной ответственности.