МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Прощайте, мэтр горных лыж…

В первый день нового 2026 года ушел из жизни профессор Казахской академии спорта и туризма Петр Антонович Дельвер

Известнейший специалист по горнолыжному спорту, прекрасный спортсмен, кандидат педагогических наук, профессор Казахской академии спорта и туризма, заслуженный тренер СССР и КазССР, он был неоднократным победителем всесоюзных соревнований и призером международных соревнований.

Невосполнимая потеря для казахстанского спорта

Вся жизнь Петра Антоновича Дельвера была тесно переплетена с историей горно-спортивной базы «Чимбулак», где до развала СССР работал Центр олимпийской подготовки. Я позволю себе назвать «Шымбулак» «Чимбулаком» — так, как мы называли его раньше. Под словом «мы» подразумеваю не одно поколение горнолыжников, туристов, альпинистов, конькобежцев, лавинщиков — словом, всех, личность которых сформировалась в этом урочище.

Петр Антонович опубликовал более 70 работ, а я сохранила его рассказы о жизни, об истории и развитии горнолыжного спорта, которому Дельвер был предан всю сознательную жизнь.

Семейное хозяйство Дельверов было расположено в холмистой местности, где проходили трассы лыжных соревнований. И cвои маленькие забеги местные ребята устраивали по проложенной лыжне. Петр поступил в Красноярский техникум физической культуры в 51-м. Он рассказывал, что лыжи для взрослых и для фронта изготавливал Кировский деревообрабатывающий комбинат. И о том, что выдающийся горнолыжник Александр Филатов с Воробьевых гор начинал свою карьеру на «бочонках», то есть это были составные части боковых стенок бочки. «Я привык к горным склонам, потому что в школу приходилось бегать по крутому скалистому гребню, а на соревнования горнолыжников впервые попал в 1951 году», — вспоминал Петр Антонович.

В 52-м он выступал на «Чимбулаке» в дисциплине «слалом». В 54-м в Красноярске в состязаниях по лыжным гонкам вошел в шестерку лучших гонщиков. «В 16 лет я добился успехов в городских и краевых соревнованиях во всех лыжных видах: победил в прыжках и лыжном двоеборье, также был лучшим слаломистом».

После окончания техникума Дельвер поступил в Казахский государственный институт физической культуры. В Алма-Ате начал тренироваться в 1954 году под руководством Э.А. Чупрова, преподавателя кафедры лыжного спорта. Однажды на сборах в Горельнике оказался среди лыжников-гонщиков. «Они знали, что в Сибири я занимался еще и гонками. Возник спор: смогу ли я выиграть короткую гонку. Дистанция петляла, а у меня не было проблем с поворотами, я на этом выигрывал и на финише был первым. Горнолыжники жили на турбазе «Горельник», после завтрака брали лыжи на плечо и поднимались на «Чимбулак», а развитие горнолыжного спорта в Казахстане мы связываем именно с этой базой. Семь финских сборно-щитовых домиков, которые были поставлены в 1954 году, имели автономное паровое отопление. Расстояние около 450 метров до нижней станции бугельного подъемника приходилось преодолевать пешком, что доставляло большие неудобства. Электродизельная станция обеспечивала электроэнергией подъемник днем и жилые помещения ночью. С развитием жилого комплекса и блока питания руководство базы обеспечило работу еще одной дизельной установки на хоздворе, а высоковольтная линия пришла на «Чимбулак» только после ввода в эксплуатацию нового гостиничного комплекса», — рассказывал Дельвер.

Освоение наших гор

Альпийские долины к тому времени были освоены по дорогам, проложенным древними римлянами в период завоевания Европы. Развитая Европа поняла, что горы, находящиеся в середине континента, — это чистая среда, где можно отдыхать и поддерживать здоровье. Сейчас в Альпах не существует такой долины, где не было бы горнолыжного курорта.

На «Чимбулаке» в 1954 году был установлен первый в СССР бугельный подъемник для подготовки спортсменов к Олимпийским играм в Кортина-д'Ампеццо, и сюда приехала тренироваться сборная команда СССР. Впервые в истории горнолыжного спорта Казахстана и СССР подготовка к чемпионату 1955 года проходила с использованием немецкого буксировочного подъемника протяженностью 1500 метров. Его доставили из Германии в счет репараций за экономические и производственные потери Советского Союза в годы войны. В те годы не существовало технического обеспечения по установке металлических опор на крутых склонах, и бульдозеры нарезали дорогу к каждой опоре, тем самым распахивая полезные для горнолыжников склоны. В последующие годы разрушения горной поверхности пришлось устранять вручную.

По словам Дельвера, привлекательность «Чимбулака» оказалась приоритетной по сравнению с другими центрами страны — здесь был полноценный скоростной спуск, отвечающий международным требованиям. Выступления казахстанской команды в те годы были успешными благодаря хорошо организованной подготовке. Петр Антонович вспоминал: «Мое спортивное продвижение было признано наиболее успешным, потому что я, не достигнув совершеннолетия, вышел на уровень мастера спорта. В последующие годы мое совершенствование продолжалось: в 1956 году стал чемпионом ЦС ДСО «Искра», был членом сборной СССР и проходил подготовку к VII зимним Олимпийским играм в Кортина-д'Ампеццо».

Для подготовки к чемпионату мира 1958 года группа горнолыжников СССР выехала на международные соревнования в Австрию на альпийские курорты «Китцбюэль» и «Бад Гаштайн», где блистал ставший легендой Тони Зайлер.

Дельвер получил травму правого голеностопного сустава и перелом верхней трети малоберцовой кости. После снятия гипса несколько месяцев ушло на восстановление работоспособности ноги, но даже после этого Дельверу удалось выиграть все горнолыжные виды на чемпионате республики.

«Команда горнолыжников КазГИФК в 59-м продемонстрировала отличную подготовку, заняв первое место на Всесоюзных студенческих соревнованиях в горнолыжном центре Бакуриани. Все первые места в мужской программе достались мне как спортсмену и играющему тренеру. Зима 60-го запомнилась матчем девяти республик, и мне удалось выиграть все три вида горнолыжного троеборья. Эти соревнования явились прообразом для начала всесоюзных спартакиад. Мне удалось выиграть скоростной спуск на «Чимбулаке» в первенстве сильнейших горнолыжников Советского Союза. Для усиления женского состава команды горнолыжниц спортивное руководство пригласило мою сестру Антонину Дельвер в Алма-Ату. Так в Казахстане появилась квалифицированная спортсменка, которая принесла славу Спортивному клубу армии на правах вольнонаемной. Позднее она занимала должность старшего преподавателя КазГИФК, где проработала до ухода на пенсию», — делился Дельвер.

Будучи преподавателем в институте, Петр Антонович параллельно вел тренерскую работу. В 60-х горнолыжники страны уже знали, где находятся лучшие трассы и условия для зимних тренировок, поэтому в институт поступали подготовленные спортсмены из Сибири, Алтая, Урала и Поволжья. «Они попадали ко мне в тренировочную группу, где получали новые знания, умения и спортивно-техническую подготовку. Наиболее способные студенты быстро вырастали до уровня мастеров спорта, до призеров и чемпионов Советского Союза. Я был в том возрасте, когда еще мог сам показывать сложные технические элементы на высоком уровне, а спортсмены за мной повторяли».

В 60-70 годы на «Чимбулаке» стали проводить соревнования в рамках международной федерации лыжного спорта (FIS). Как тренер студенческой команды Дельвер сотрудничал с тренерским руководством ЦС ДСО «Буревестник» и периодически подключался к работе по подготовке студенческой сборной команды СССР. Он вел наблюдения и анализировал тренировочный процесс, что вылилось в кандидатскую работу. Петр Антонович занял должность зав. кафедрой лыжного спорта института физкультуры. Преподаватели собирали материал для защиты кандидатских диссертаций. Все работы строились на исследованиях, проводимых в среднегорье, в условиях пониженного барометрического давления. «В результате кафедра лыжного спорта нашего вуза отличилась высоким показателем научно-педагогического роста среди родственных кафедр Советского Союза», — рассказывал Дельвер.

Петр Антонович вложил в «Чимбулак» немало сил

Прежде чем «Чимбулак» обрел современный облик и стал называться горным курортом, база претерпела множество изменений. В 60-х думали, как закрыть нижний участок склона подъемниками, устанавливали волочильные ВЛ-200. И только бугельный ВЛ-1000 вытянулся до «пересечения» — это середина трассы скоростного спуска, который удовлетворял интересам спортсменов. Управление спортсооружениями Спорткомитета КазССР и дирекция «Чимбулака» приняли решение установить кресельный подъемник на Талгарский перевал от конечной точки основного бугельного подъемника — 20-й опоры. Для установки металлических опор на крутом склоне были нужны трактористы. Подобралась группа горнолыжников во главе с мастером спорта Леонидом Лычагиным, они прошли обучение на курсах трактористов и приступили к работе на склоне. С большим трудом и риском опоры развезли по точкам, монтаж выполнили в 69-70 годах, окончательные работы по навеске троса и кресел произвела группа специалистов.

Через два года после открытия верхнего подъемника встал на капитальную реконструкцию основной, а в 80-х реализовали проект оснащения трасс «Чимбулака» новыми подъемниками. Первый начинался у пансионата и заканчивался на «пересечении», второй с этой точки забрасывал лыжников к 20-й опоре, где начинался кресельный подъемник на Талгарский перевал. Это было существенное продвижение по оснащению горнолыжных трасс. К тому времени купили два многофункциональных снежных ратрака.

«Когда выстроили пансионат и установили подъемник, вынуждены были поднять финиш выше, тем самым укоротив трассу скоростного спуска, — отмечал Дельвер. — Образовались неудобства для финишной зоны, так как останавливаться приходится на большой скорости, а ноги в конце дистанции ослаблены утомлением. А в те времена, когда не существовало селезащитной плотины и асфальтовой дороги, можно было катиться на лыжах с Талгарского перевала по всему Малому Алматинскому ущелью и финишировать в городе у Головного арыка. В 50-60 годы мы практиковали такие спуски после больших снегопадов».

В 2007 году на очередной сессии Олимпийского совета Азии в Кувейте была удовлетворена просьба Казахстана о принятии VII зимних Азиатских игр 2011 года. Начался подготовительный период. Протянули гондольную канатную дорогу «Медеу» — «Шымбулак», спортивно-туристские трассы обеспечили современными гондольно-кресельными подъемниками, за Талгарским перевалом установили парно-кресельный подъемник.

Петр Антонович Дельвер рассказывал и о встречах со снежными лавинами. Всем, кто ходит в горы или катается на горных лыжах, знакомо это явление. Лавины подстерегают если не на каждом шагу, то на определенном рельефе и при определенной снежной обстановке. Однажды Дельвер поднимался на «Чимбулак» нижней дорогой, что пролегала вдоль реки. Шел сильный снег, быстро темнело, и топтать тропу становилось все тяжелее. Он уже прошел с километр выше катка, когда за его спиной ухнула лавина, буквально лизнув ему пятки. Теперь прямо за ним возвышалась гора снега, так что ночевать пришлось на базе «Горельник», чтобы не дразнить провидение.

Позже, когда появилась верхняя дорога, ГАЗ-66 из воинской части поднимал на гору команду московского ЦСКА. За Петром заехал Анатолий Кураев, они вместе отправились наверх, а навстречу спускался ГАЗ-59, который возил директора «Чимбулака». Водитель предупредил, что небольшие лавинки уже кое-где пересыпают дорогу и можно попасть в неприятную ситуацию. ГАЗ-66 пошел от катка «Медео» вверх по правой ветке дороги, передние колеса вязли в снегу, грузовик буксовал. В кузове лежали лопаты, ребята стали расчищать снег под колесами, и тут послышался нарастающий свист. Парни кинулись за грузовик, а Петр метнулся вверх по дороге. Машину накрыло, она пошла юзом. По счастью, не укатилась на большое расстояние, за ее задний борт снежная масса не долетела, поэтому люди не пострадали.

Перед соревнованиями группа спасателей, лавинщиков и специалистов-взрывников проходила по гребню к верхнему краю «конуса», в толщу снега закладывали заряды и с помощью детонатора спускали лавины. Вот почему сотрудники снеголавинной станции «Чимбулак» уверенно стоят на горных лыжах.

Каждый, кто «вырос» на «Чимбулаке», стал членом горного сообщества и внес свой вклад в развитие спорта. Когда-то конькобежцы поднимались наверх болеть за горнолыжников, а те спускались на «Медео» болеть за скороходов. Много воды утекло с тех пор по речке Малой Алматинке, но это было, и поколение Дельвера заложило основу горного братства.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах