МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Наш мир — иллюзия или реальность?

Мы существуем в объективном мире или же принимаем за него некую искусственно созданную матрицу

Одни из психологов утверждают, что якобы обладают набором каких-то специальных методик, позволяющих выявлять нечеловека в человеческом обличье. Другие же подвергают их утверждение сомнению. Кто же прав?

Органы чувств иногда нас обманывают

Известно, что еще в начале 80-х американский философ Хилари Патнэм провел мысленный эксперимент «мозг в колбе», который показал иллюзорность нашего восприятия. Вот что об этом написано в сети: «Некий ученый, предполагает Патнэм, мог бы извлечь мозг человека из тела, поместить его в колбу с питательным раствором и подключить нейроны к компьютеру. Электрические импульсы, поступающие в мозг, идентичны тем, что он получает, находясь в теле. Таким образом, компьютер мог бы симулировать виртуальную реальность, и человек, точнее его мозг, продолжал бы осознавать себя существующим, а окружающий мир, создаваемый компьютером, реальным. Согласно Патнэму, человек не может достоверно утверждать, что воспринимаемая им реальность является «объективной», потому что это всего лишь его вера в это утверждение».

Одного из моих знакомых, назову его Сайбек, с детства интересовала военная тема. Интерес был неподдельный, и мальчик прислушивался к разговорам взрослых, когда к его отцу приезжали фронтовые друзья. Он не любил день своего рождения, а одна гадалка как-то сказала: «Ты погиб на войне 3 июля 1942 года и вновь родился ровно через 12 лет, 3 июля 1954-го». Он вспоминает, как отец, в мирное время носивший погоны, ездил с друзьями на так называемую царскую охоту, то есть в компании с генералами. Старшего сына брал с собой, а младшему, шестилетнему, сказал: «Ты не умеешь ощипывать перья птиц. Ты не умеешь поставить палатку. Ты не можешь принести ведро воды из реки. Даю тебе год на обучение, а потом буду брать с собой».

Отец привез с войны трофеи — масхалат и спальные мешки, все это пригождалось на охоте. И неважно, в каких чинах и званиях был охотник, он брал лопату и копал яму под мусор и туалет, обкапывал палатки на случай дождя, а когда через две недели уезжали, тщательно собирали после себя все, вплоть до использованных спичек. Снимали дерн, чтобы сделать кострище, аккуратно откладывали пласт земли с травой в сторону, и каждый дежурный (дежурили в лагере по очереди) поливал его водой, чтобы не засохли корни. Младший сын, которого отец, как и обещал, с семи лет стал брать на охоту, спрашивал зачем, ведь места дикие и никто сюда не придет, но старшие говорили, что все должно быть точно так, как было до их приезда на это место. Была заложена надежная основа, и Сайбек, позднее тоже носивший погоны, посвятил годы оперативной работе, после чего занимался многими экологическими проектами и защитил докторскую, выбрав тему по экологии. Другой важной темой в его жизни стала эзотерика.

В семь лет мальчик прочитал полное собрание сочинений Мопассана. А на четвертом десятке в каком-то из многочисленных аэропортов Советского Союза купил одну из книг этого автора. Увлекся чтением и поймал себя на мысли: то, что читал в детстве, не забылось, и за прожитые годы подсознание выстроило четкое понимание описываемых событий.

Колодец или портал?

Он еще раз проверил свою теорию, когда сломал руку ниже плеча и его прооперировали, скрепив кости металлическим штырем. В один из выходных дней семья Сайбека отправилась на дачу, расположенную недалеко от Алматы. В предгорьях зацвели целебные травы, и глава семьи, встав до рассвета, отправился их собирать. Растительность на прилавках Заилийского Алатау вымахала высокая, утреннее солнце слепило глаза, и он не заметил, как шагнул в яму. Просто под ногами вдруг пропала опора, и Сайбек провалился в сухой колодец, едва успев откинуть в сторону секатор.

Когда вернулось сознание, понял, что застрял в узости в позе эмбриона, а под ним куда-то вниз все сыпались и сыпались мелкие камни. Из-под гипса торчал штырь, боль была невообразимая.

Он видел свет, но не прямо над собой, а чуть в стороне. Потом, когда все было позади, обитатели соседних дач рассказывали, что измерили колодец веревкой длиной больше 20 метров и не достали до дна. Он застрял в изгибе колодца. Стал щипать себя за ноги — чувствительность не потеряна, а значит, ноги целы. Но вот рука... Кричать и звать на помощь в такой ситуации бесполезно, и он выбирался из западни до вечера, а на дачу вернулся затемно. Потом врачи говорили, что штырь разрушил кость и погнулся, Сайбеку сделали шесть операций под общим наркозом и несколько месяцев кололи морфий.

После наркозов состояние больного было тяжелое, сильнейшие боли не давали спать, подводило зрение. Делать он ничего не мог, оставалось только вспоминать и думать. Сайбек вспомнил номера телефонов своих друзей и знакомых, вспомнил всех своих одноклассников, с которыми учился в Уральске, Новосибирске, Москве, Актобе и Караганде, где когда-то служил его отец. Оказывается, из памяти ничего не исчезает, и то, что мы хоть раз видели или слышали, остается там как запись. Он погружался в особое состояние, давал себе задания окунуться в тот или иной момент своей жизни и вспоминал, что происходило в тот день.

Через пару месяцев он научился легко «нырять» в любой отрезок времени, это было интересно и даже страшновато. Например, выбрал 9 декабря 1960 года и тут же почувствовал запах керосина, ведь в те годы готовили на керогазе. «Сидишь в кухне и накачиваешь его, — вспоминает Сайбек. — Вижу холодильник «Москва», у которого была сломана ручка, открываю дверцу, внутри стоит красная пластмассовая масленка. Отец кормит меня завтраком. Он служит в органах и спешит в управление, а дома без умолку говорит радио. Это повелось с войны, вещание начиналось в 6.00 гимном Советского Союза и в полночь им же заканчивалось. Радио не выключали никогда и не уменьшали громкость». И вот отец что-то втолковывает сыну, а тот слышит, как фоном звучит радио. Теперь Сайбека интересовало, сможет ли он вспомнить, о чем говорил диктор.

Сайбек начал записывать эти воспоминания и убедился, что услышанное нами даже как фон не исчезает, а остается в матрице. А в какие-то пиковые моменты операционная система выдает определенные сигналы, готовые картинки, записи звука. Но почему все пережитое за долгие годы не перемешалось в голове?

Встречи с ушедшими за порог вечности

Однажды Сайбек встретил в магазине знакомого и кивнул ему: «Привет!». «О, Саня, привет! Как дела?». И мужчины пошли в разные стороны, но через мгновение Сайбек застыл на месте... Тот, с кем он только что говорил, умер четыре года назад! Оглянувшись, Сайбек не увидел приятеля. Но тогда он был один, а вот когда вместе со своим начальником встретил одного полковника...

«Я жил в то время на пересечении улиц Панфилова и Ташкентской, — рассказывает Сайбек. — Работал в УВД города Алма-Аты, ездил на автобусе до кинотеатра «Целинный» или пешком шел до улицы Калинина, где ждал 9-й троллейбус. Часто встречались с начальником нашего отдела и вместе ехали на службу. И вот как-то раз на одной из остановок входит полковник, хорошо знакомый нам обоим. Когда я ходил в курсантах, он был у нас руководителем практики, а моего шефа полковник постоянно прикалывал, говоря: «Ты первый, но далеко не последний интеллигент в советской милиции». Тогда стали хорошо платить за звания, действительно наблюдался приток интеллигентных людей в органы. Полковник в шутку называл нашего начальника «великий советский интеллигент» и говорил ему про меня: «Готовь к работе Саньку — свою смену». Мы оба поздоровались с полковником, одетым в гражданское платье, и продолжали разговаривать о своем. Проехали остановку. Вокруг люди, все едут на работу. Вдруг я осекся на полуслове и посмотрел в глаза своего собеседника. Тот тоже понимающе замолк... Мы, два здоровых и совершенно трезвых офицера, вспомнили, что полковник умер полтора года назад. Осознание случившегося нас ошарашило, мы начали анализировать. Интонации его голоса, одежда и даже брошенное им выражение про советского интеллигента — все, что мы только что видели и слышали, совпало в восприятии. Ладно, если бы я был один, но вдвоем галлюцинировать на одну тему мы не могли...»

Работая в уголовном розыске, Сайбек задумывался над таким понятием, как «виктимность». Многие сами упорно идут к своей смерти, становясь жертвами преступлений. «Представим, что уличному хулигану врезали в первый раз, его побили во второй раз, а на третий раз закопали. Был такой случай: напротив завода Кирова стоял десятиклассник с девушкой, к ним подошел местный блатной, который уже проходил по малолетке, и начал унижать парня при девочке. Щуплый невысокий парнишка сконцентрировался и дал хулигану так, что тот упал, ударился головой о бордюр и умер. Почему люди сами ищут свою смерть? Или все уже заложено в матрице?».

В сети пишут: «Пифагор считал, что видимые людьми вещи не являются подлинной реальностью. Древнегреческий философ, математик и мистик Пифагор основал школу, которая изучала базовую философскую концепцию своего создателя об иллюзии всего существующего — реальными были исключительно числа и их бесконечные комбинации, которые формируют все феномены бытия, подвластные познанию их человеком. Представление о том, что реальность — это не что иное, как иллюзия, выдвигал вслед за Пифагором еще один древнегреческий философ Платон. Он считал, что материальны только идеи, а остальные объекты лишь тени». Шведский философ-трансгуманист Ник Бостром в 2003 году издал научный труд «А не живем ли мы в компьютерной симуляции?». Возможно, мы существуем в моделируемом мире. «Даже если мы сейчас не считаем, что живем в компьютерной симуляции, у нас нет оснований полагать, что наши потомки через 1000 лет не смогут запустить историческую компьютерную симуляцию».

Илон Маск тоже не является противником гипотезы симуляции и полагает, что рано или поздно подобные технологии станут доступны. Он заявил, что «...человечество находится на пути создания компьютерных игр, неотличимых от реальности. Поэтому «вероятность того, что мы находимся в базовой реальности, составляет один к миллиарду». Маск считает, что существует два варианта развития событий: «Или мы создадим неотличимые от реальности симуляторы, или цивилизация прекратит свое существование».

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах