МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Записки хронолога

Чингисхан: и никто не узнает, где могила твоя. Рыба азатмахи: каспийская щука пророка Сулеймана. Народная стройка: с помощью лома и какой-то матери. Экология Алма-Аты: когда-то в городе существовало 10 трамвайных и 19 троллейбусных маршрутов

История 1: Великий Чингисхан умер в августе 1227 года, находясь в апофеозе славы

Сразу же после смерти он как бы раздвоился для истории. В то время, как охладевшее тело реального почившего иерарха бездыханно лежало в ханской юрте, его ментальный двойник, легендарный герой, обреченный на бессмертие, продолжал руководить успешным штурмом тангутской столицы Эцзин-ай (Идзин-ай).

«Чингиз-хану в этом году шел 73-й год, от года же его рождения было полных 72 года. Он умер в пределах страны Тангут от приключившейся с ним болезни. Еще прежде, во время завещания сыновьями отправки их назад, он заповедал (им), что когда с ним случится это событие (т.е. смерть), они скрыли бы его, не рыдали и не плакали, дабы его кончина не обнаружилась, и чтобы эмиры и войска там выждали, пока государь и жители Тангута не выйдут из стен города в назначенный срок, (тогда) всех перебили бы и не допустили, чтобы слух о его смерти быстро дошел до областей, пока улус не соберется вместе... Согласно сему завещанию его смерть скрыли. Когда население Тангута вышло, (монголы) всех до одного предали мечу, (затем) взяв его (Чингизов) гроб, направились в путь».

Эта цитата из «Джамиат-таварих» — замечательного труда Рашид-ат-Дина, знаменитого персидского историка, жившего в том же веке, что и Чигнисхан.

Место, где оборвалась не очень долгая, по меркам нынешних властителей, жизнь Чингисхана, известно доподлинно. Развалины Хара-хото, обнаруженные именитым путешественником Петром Козловым во время его Монголо-Тибетской экспедиции 1907-1909 годов, — остатки именно того тангутского Эцзин-ая, под стенами которого и скончался Чингисхан. Ныне это китайская провинция Внутренняя Монголия.

Последний путь великого монгола, хотя и был начат с некоторым опозданием, знаменателен сам по себе, оставляя позади кровавый шлейф в прямом и переносном смысле.

Вот что писал (вернее диктовал сокамернику) прославленный Марко Поло. Сам он с Чингисханом не встречался, но был очевидцем куда более приближенным и к его эпохе, и к его наследникам, чем нынешние искатели могил: «И вот еще какая диковина: когда тела великих ханов несут (...), всякого, кого повстречают, дней за сорок, побольше или поменьше, убивают мечем провожатые при теле да приговаривают: «Иди на тот свет служить нашему государю!». Они воистину верят, что убитый пойдет на тот свет служить их государю. Когда государь умирает, всех его лучших лошадей они убивают, на тот конец, чтобы были они у него на том свете. Когда умер Монгу-хан (Мункэ), так знайте, более двадцати тысяч человек, встреченных по дороге, где несли его тело хоронить, было побито».

«Они убивали каждое живое существо, которое видели, чтобы весть о его смерти не разнеслась по окрестным местам», — уточняет Рашид-ат-Дин, несколько смещая акценты в более практичную плоскость.

В любом случае, если верить классикам, число свидетелей, присутствовавших на церемонии прощания, было невелико. Свидетелей, которые знали что-то доподлинно и могли что-нибудь поведать наверняка. Потому что при таком положении дел вряд ли было много желающих засветиться на траурном мероприятии.

А как, собственно, монголы хоронили своих усопших в те времена, когда еще не восприняли тибетский буддизм с его погребальной простотой? Вот что отмечает в своей «Истории монголов» еще один важный «наблюдатель» — францисканский монах Плано Карпини, отправленный папой Иннокентием IV с буллой к монгольскому хану в 1245 году: «Возле погребения усопшего они оставляют всегда один его дом, если он из знатных лиц, то есть из рода Чингиса, который был их первым отцом и государем. Погребение того, кто умирает, остается неизвестным, и всегда около тех мест, где они погребают своих знатных лиц, имеется гостиница для охраняющих погребения».

Конкретно в случае прощания с Чингисханом не происходило чего-то экстраординарного. Рашид-ат-Дин сообщает: «В месяц шун упомянутого года свиньи, соответствующего по началу четырнадцатому рамазану 624 г. х. (28 августа 1227 г. н.э.), гроб с его (Чингиз-хана) телом доставили в его орды и открыто объявили о его кончине. В четырех его главных ордах совершили оплакивание, и его похоронили в местности, которую он перед тем однажды соизволил назначить в качестве великого заповедника (курук-и бузург) — «Всякая вещь погибает, кроме его естества, у него повеление и к нему вы вернетесь!».

История 2: каспийские «рыбные» легенды про кольцо Сулеймана и отличие человека от козла

Казахи-мусульмане настороженно относились к рыбе. Однако на Каспии она издревле почиталась как богоугодный продукт. Особенно рыба азатмахи. О ней рассказывали следующую легенду, связанную с Сулейманом, который на Востоке был замечен не только в связи с джинами, но часто выступал и как покровитель всех морей-океанов.

«Однажды Сулейман уронил в море свое волшебное кольцо. В поисках кольца он попал к рыбакам, у которых был в тот день неудачный лов. Сулейман сам взял и забросил невод, который возвратился полный рыбы.

Среди рыб была и азатмахи, державшая во рту волшебное кольцо. Взяв кольцо, Сулейман решил отблагодарить эту рыбу и со словами: «Ты — азат (свободна)!» бросил ее обратно в море.

Поэтому эта рыба и получила «согап».

Если рыбак ее поймает в море, он должен раздать ее семи соседям или встречным людям».

В некоторых вариантах пойманная рыба азатмахи сама взмолилась человеческим голосом. Чудесная легенда! Не легенда, а волна — девятый вал, исходящий откуда-то из пучин протопамяти и несущий на гребне шипящую пену знакомых образов.

А вот еще одно местное сказание, записанное этнографами у соседей-адаевцев, прикаспийских туркмен-абдалов (от которых во время многовекового совместного бытия на каспийских берегах казахи не только много терпели, но и достаточно переняли). Согласно ему рыба — вместе с козлом и человеком — была в числе первых креатур Аллаха.

«Когда самыми первыми были созданы человек, рыба и кейик, то Аллах дал кейику способность быстро бегать по суше, рыбе — быстро плавать в воде... Кейик спрашивает рыбу, когда они встретились: «Что досталось человеку?». «Хитрость», — ответила рыба. «Ну, значит, нам живыми не быть ни на суше, ни в воде».

Как в воду глядел!

История 3: о главной движущей силе сталинских пятилеток

На представленной фотографии начала 1950-х — строительство большого канала имени Кирова в голодной степи. Главным методом строительства таких масштабных объектов была «народная стройка». Это когда «по зову партии» все трудоспособное население целых районов отправлялось на бесплатные работы.

В СССР это было принято называть «единым трудовым порывом» и рассматривать как достижение социалистического строя. Теоретически дело было сугубо добровольным, но на деле каждый знал, что, если сегодня он не поддержит своим участием призыв к очередной «народной стройке», завтра может оказаться там, где будет бесплатно делать то, что прикажут.

Особенно доставалось сельским жителям среднеазиатских республик и Казахстана. Видимо, практики Советского Союза хорошо усвоили постулаты классиков коммунизма о главной движущей силе восточных деспотий — бесплатном труде бесправных масс. Потому и главными инструментами «народных строек» были те же, какими пользовались еще в эпоху Древнего мира. Если в европейской части СССР массовые трудовые свершения воплощались в жизнь с помощью «лома, лопаты и какой-то матери», то в Средней Азии и на юге Казахстана — посредством «кетменя, носилок и…».

Про заветную, всем помогавшую мать после индустриализации, коллективизации и войны знали все жители Советского Союза!

История 4: про нашествие экологичного транспорта на Алма-Ату

Разговоры про экологию не смолкают у подножия Заилийского Алатау с тех пор, как в Алма-Ате началось высотное строительство и на улицах города закоптили первые автомобили. Но если своего апогея озабоченность проблемой достигла в последние годы, то апофеозом практического решения можно считать вторую половину 80-х годов прошлого столетия.

Никогда количество экологически чистого общественного электротранспорта в городе не достигало такого объема, как в то время. Линии троллейбусов и трамваев перерезали вдоль и поперек весь город, достигая самых отдаленных окраин. Посудите сами, в Алма-Ате к 1987 году было 10 трамвайных и 19 троллейбусных маршрутов!

Интересно, что электротранспорт считался не только самым чистым, но и самым дешевым видом транспорта. Потому, наверное, он никогда не ходил полупустым. Стоимость проезда, впрочем, на всех видах городского общественного транспорта (исключая маршрутки) была одинаковой — одни и те же 5 копеек. Что составляло одну четвертую стоимости буханки хлеба.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах