Новый уровень
О всемогуществе комплексов «Сергек» говорят с момента их появления на свет. Однако полностью раскрыть их потенциал мешают существующие нормы законодательства. До недавнего времени видеокамеры фиксировали «стандартный набор нарушений»: превышение скорости, заезд за стоп-линию, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение требований дорожной разметки и проезд по выделенной полосе для общественного транспорта. Но с 19 декабря они начали тестировать новые возможности. Теперь штраф водителям грозит за непристегнутый ремень безопасности, а также если они не пропустят пешехода на зебре.
Отметим — несмотря на то, что в Алматы камеры работают в тестовом режиме, штрафы за них предусмотрены вполне реальные. В первом случае предписания выписываются по ч. 2 ст. 593 «Несоблюдение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами». За это грозит штраф в размере 5 МРП. И если в 2023 году это было 17 250 тенге, то в текущем (с учетом увеличения МРП до 3692 тенге) сумма выросла до 18 460 тенге. Штраф придет и в том случае, если водитель будет пристегнут, а пассажир — нет. Оштрафуют при этом не самого нарушителя-пассажира, а владельца транспортного средства.
С пешеходами также есть свои нюансы. Возьмем ст. 600 КоАП РК «Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения». Данное нарушение влечет штраф в размере 10 МРП, или 34 500 тенге (в 2023 году) и 36 920 (в 2024-м).
Такой шаг в развитии технологий, несомненно, радует, ведь как обязанность пристегивать ремни, так и повышенное внимание к участкам, где расположены пешеходные переходы, призваны сократить количество ДТП и снизить тяжесть последствий аварий. Однако в этих новейших для казахстанцев технологиях есть серьезные недостатки.
Вопрос о пассивной безопасности — обязанности пристегивать ремни безопасности. Так исторически сложилось, что был период, когда у нас в стране многие автомобилисты не пристегивались. Да, требование было всегда, но то ли штрафы были не столь велики, то ли полицейские закрывали глаза на это правонарушение. В 2010-х за ремни взялись основательно, и сегодня штраф за такую фривольность весьма ощутим. Но для некоторых водителей и пассажиров ни сумма штрафа, ни очевидные риски не являются поводом для соблюдения этого пункта. Причины можно услышать разные. Кто-то уповает на наличие подушек безопасности, кто-то не верит в эффективность ремней. Есть и те, кому ремни мешают комфортно ездить. Вследствие того, что любителей «свободной» езды осталось достаточно много, рынок отреагировал появлением разного рода автомобильных аксессуаров, способствующих созданию этого псевдокомфорта.
Дело в том, что, если не пристегивать ремень, то автомобиль тебе об этом постоянно напоминает. В более старых моделях авто — индикацией соответствующего значка на приборной доске. Современные машины оборудованы специальными звуковыми сигналами, которые начинают неприятно пищать, если водитель или пассажир не пристегнут. Избавиться от этого источника раздражения можно двумя способами. Первый — пристегнуть ремень, а второй... еще проще, но он таит в себе огромную опасность для жизни как водителей, так и пассажиров!
Автомобильный дресс-код
Так, на полках авторынка появились специальные заглушки для замка ремня безопасности. Стоят они от 800 до 5000 тенге и представлены в большом ассортименте: со стразами, брендированные и даже с приемником для настоящего ремня безопасности. Но стоит признать, что все это от лукавого. Ведь крутизны в том, что ездишь непристегнутым, нет абсолютно никакой. А вот риски есть. Напомним, норма пристегнуть ремень — не странная прихоть законодателей и уж совсем не очередной повод, чтобы выписать штраф. Это требование ПДД, прописанное кровью.
Согласно общемировой статистике, при аварии на скорости 80 километров в час вес пассажира увеличивается в 80 раз. Поэтому возрастает риск получить серьезные травмы. Наверняка многие автолюбители наблюдали на первый взгляд вроде бы не слишком серьезные последствия ДТП, когда на внутренней поверхности лобового стекла возникает паутинка трещин. Это как раз и есть следствие езды в непристегнутом состоянии: человек просто втыкается в стекло головой. Был бы пристегнут ремень, он бы не пострадал.
Ремень безопасности уменьшает последствия аварии. Это факт. Согласно статданным, на переднем сиденье ремень безопасности спасет жизнь пассажира в 50 процентах аварий. При боковом ударе пристегнутые ремни позволяют в 1,8 раза снизить риск гибели и тяжелых травм. При лобовом ударе в два раза снижается риск гибели и тяжелых травм. В Сети есть много материалов на тему того, как именно ремни спасают жизни, как их правильно фиксировать и т.д. В необходимости использования ремней по назначению никаких вопросов нет. Другое дело — как на практике будет работать система фиксации этого правонарушения.
Все та же мировая практика показывает, что камеры не всегда отрабатывают на все 100. Причем в большинстве случаев к ошибке приводит абсолютная нелепость. С появлением в Казнете новости о данной опции «Сергек» пользователи начали шутить, что пора покупать футболки с принтом в виде ремня безопасности. И самое интересное, что как раз шутки в этой идее очень мало. В интернет-магазинах уже полно как футболок, так и кофт с таким изображением. А раз есть предложение, причем в широком ассортименте, то наверняка есть и спрос. Это наталкивает на мысль, что отдельные индивидуумы готовы идти против установленных требований ПДД до последнего! Они продолжают тратить свои деньги лишь бы только не исполнять закон.
Не хотят? В конечном итоге это их выбор, и им за него отвечать. Но ведь у медали есть и обратная сторона. Из-за таких вот нарушителей могут пострадать и законопослушные автолюбители.
Современные системы видеонаблюдения несовершенны и могут допускать ошибки. Например, если водитель или пассажир наденет кофту/футболку в цвет ремня безопасности, то штраф прилетит даже тому водителю, который был пристегнут. В странах, где данная опция камер активирована давно, подобные случаи происходят регулярно, ведь большинство ремней безопасности окрашено в черный или серый цвета, которые являются ключевыми в гардеробе большинства людей.
Как правило, выписанные «автоматикой» штрафы должны поступать в центр обработки данных, где факт нарушения обязан проверить эксперт. Но обладает ли местное подразделение полиции достаточным ресурсом, чтобы проверять такой объем данных? С учетом числа камер в Алматы и предполагаемого объема информации, которая будет поступать в ЦОД, можно допустить, что ошибочные вердикты все-таки могут быть.
К слову, теоретически отстоять свою невиновность можно будет в суде. Однако как автолюбители смогут на практике собрать доказательную базу в пользу своей защиты? По всей видимости, новым трендом в секторе автоаксессуаров станет установка видео-регистраторов, которые записывают не только то, что происходит на дороге, но и то, что происходит в салоне. Решение? Да. Только не приведет ли оно к всплеску грабежей этих самых модных и востребованных гаджетов? Вопрос риторический.
Пешеход не всегда прав
Еще больше споров вызывает второе новшество — относительно пешеходов. Действительно, по данным полиции, за 11 месяцев 2023 года под колесами автомобилей погибли 556 пешеходов, из них 478 расстались с жизнью прямо на зебре! Статистика показательная — пешеходные переходы, как бы парадоксально это ни звучало, всегда были одними из самых опасных участков дорожного движения. Но в одних ли водителях дело? Отнюдь.
Справедливости ради стоит отметить, что алматинские водители относятся к пешеходам с уважением, чего не скажешь о других городах Казахстана, особенно в южных регионах. Там как на перекрестке, так и на зебре водители тебя будто не замечают. Вот где действительно стоило бы запускать проект хоть в пилотном режиме, хоть на полную мощность. Но было принято решение начать именно с южной столицы.
На дороге очень часто можно наблюдать такое явление, когда пешеход спускается с тротуара на проезжую часть, но при этом не переходит дорогу. Связано это с незнанием ПДД (если пешеход встал на дорогу, то он обязан начать движение) или еще с какими-то причинами, не столь важно. В этом случае, если такой «стоячий» пешеход будет «медитировать» на том пешеходном переходе, где нарушения фиксирует камера, то все проезжающие мимо водители будут получать штрафы. Справедливо?
Тема незнания ПДД в рядах пешеходов вообще стоит очень и очень остро. Одни внезапно выбегают на пешеходные переходы и мчатся сломя голову. Другие выскакивают на проезжую часть в неположенном месте, да еще и по... диагонали! При этом они совершенно искренне считают, что правы. Если следовать букве закона, то в данном примере «имелось событие иного административного правонарушения, совершенного иным лицом».
Но доказать это можно только в том случае, если у водителя, получившего несправедливый штраф, будет в наличии видеозапись, подтверждающая то, что пешеход переходил дорогу в неположенном месте. Здесь в соответствии с ч. 1 ст. 615 Кодекса об административных правонарушениях «невыполнение пешеходами и иными участниками дорожного движения требований, установленных правилами обеспечения безопасности дорожного движения», которое влечет штраф. Таким образом, должны привлекать к административной ответственности пешехода, а не водителя, поскольку имеется событие «иного правонарушения». Немного сложнее будет доказать эпизод, в котором пешеход просто стоит на зебре, а не переходит дорогу.
На улицах нередко можно встретить и любителей переходить проезжую часть в неустановленном месте. Между тем данное нарушение ПДД, а также прогулка по проезжей части, когда рядом есть тротуар или пешеходная дорожка, наказывается штрафом в размере двух МРП. И если действительно бороться за снижение на зебрах смертельных случаев и ДТП как таковых, то в первую очередь нужно усилить контроль за соблюдением ПДД пешеходами.
Сейчас же складывается такое впечатление, что в обозримом будущем число гражданских судебных разбирательств может увеличиться в несколько раз. Что же касается автолюбителей, то им действительно ничего не остается, кроме как укомплектовать свои авто видео-регистраторами. Ведь, не имея доказательной базы, доказать свою невиновность они просто не смогут...