Межконтинентальная дуэль
Далеко не все люди, попавшие за решетку, видят свое будущее исключительно в криминальной среде. Многие действительно стараются встать на путь исправления и ищут себя в самых различных профессиях и областях. Что радует, в современной тюрьме для самореализации гораздо больше возможностей, чем это было раньше. Относительно недавно у казахстанских заключенных появилась уникальная возможность проявить себя и побороться за звание лучшего на планете. Конечно, состязались не в жаргоне, а в умении просчитывать ходы противника на доске с клетчатой разметкой.
Понятно, что тюрьма - место особо охраняемое и из ее стен выходит минимальный объем информации, но как-то несправедливо тихо прошел Championship for Prisoners 2022 — II Межконтинентальный чемпионат по шахматам среди заключенных «Шахматы за свободу». А напрасно, ведь здесь есть чем гордиться — шахматисты из исправительных учреждений Казахстана попали в пятерку сильнейших команд.
В этом году серию игр открыли президент FIDE Аркадий Дворкович, шериф округа Кук (штат Иллинойс) Томас Дж. Дарт и заместитель председателя правления FIDE Дана Рейзниеце-Озола. По понятным причинам все действо проходило в онлайн-режиме. В Казахстане чемпионат организовали при содействии Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК и Казахстанской федерации шахмат.
«Прежде чем отобрать две сильнейшие команды от исправительных учреждений, еще 5 октября провели предварительный этап — онлайн-отбор среди 56 участников, выявили восьмерых лучших шахматистов, которые и вошли в состав команд для участия в чемпионате, который проводится под эгидой Международной федерации шахмат FIDE. Нам как федерации очень важна и социальная составляющая, которая дает возможность участия в таких масштабных мероприятиях всем независимо от жизненных обстоятельств. Для нас это большая социальная ответственность — быть своего рода проводником для дальнейшей адаптации заключенных в общество. Все участники были очень благодарны возможности приобщиться к такому событию с мировой значимостью», — отмечает Ануар Исмагамбетов, исполнительный директор Казахстанской федерации шахмат.
Как подчеркнули сотрудники надзорных органов, в рядах заключенных есть много талантливых людей, которые способны показывать отличный результат не только на уровне страны, но и создавать должную конкуренцию на мировом уровне. Участники из Казахстана в командном зачете заняли 4-е и 5-е места, пропустив вперед команды шахматистов из Монголии (1-е место) и Индии (2-е, 3-е места — две команды). После РК следуют команды из Филиппин, Австралии, восьмерку замыкает команда из Киргизии. Всего же в Championship for Prisoners 2022 приняли участие более 85 команд из 46 стран со всех континентов.
«Сами осужденные проявляют огромный интерес к этому виду спорта. Шахматный турнир в онлайн-режиме Комитет УИС проводит не впервые. В начале этого года осужденные учреждений УИС Республики Казахстан приняли участие в Международном турнире под эгидой Совета пенитенциарных служб государств-участников СНГ», — отмечает заместитель председателя Комитета УИС МВД РК, генерал-майор юстиции Мейрам Аюбаев.
Торопиться некуда
Как говорили выше, в числе первых лиц шериф Томас Дж. Дарт, и это неспроста. Дело в том, что именно он является автором и идейным вдохновителем шахматного турнира, первый из которых он организовал лично более 10 лет назад. Да, тогда соревнования носили местный характер, а первые игры не выходили за стены одной колонии. Однако по прошествии лет игра стала по-настоящему большой и разрослась до уровня Межконтинентального чемпионата.
Томас Дж. Дарт выделяет шахматы в отдельный вид порта, который дает возможность развивать критическое мышление, при этом воспитывая в человеке такую важную черту характера, как терпение. Ведь именно оно в будущем позволяет добиваться больших высот в самых различных отраслях. А ведь это и есть главная цель любого исправительного учреждения.
Важно отметить, что увеличивается не только число стран, но и структура самого соревнования. Если прежде все участники выступали в единой категории, то на прошедшем чемпионате впервые организовали отдельные турниры для женских и молодежных команд. То есть каждая страна могла выставить на мероприятие до трех команд: основная команда; команда, представляющая женское исправительное учреждение, и команда, представляющая исправительное учреждение для осужденных в возрасте до 20 лет.
Организация турнира такого уровня — это очень непростая задача, особенно на этапе первого круга отбора, когда в матчах принимает участие максимальное число команд. Чего стоит одна только синхронизация по времени. Ведь если в Казахстане часы показывают 13.00, то, скажем, в Канаде это будет 03.00. Это если ориентироваться исключительно на столицы. При этом в самой Стране кленового листа идет деление еще на шесть часовых поясов. Сам же чемпионат проходил в формате кругового командного турнира. Это такая схема, при которой все команды турнира играют друг с другом в ходе тура. Что также усложняло задачу. Но цель достигнута, а разница во времени между странами в каждой группе составляла не более восьми часов.
В целом выбор круговой схемы более чем оправдан, ведь в отличие от турнирной сетки «на вылет» такой подход считается наиболее справедливым, поскольку каждая команда набирает очки абсолютно в идентичных условиях.
К недостаткам можно отнести затраты по времени, ведь при этом требуется гораздо большее число игр для распределения мест по сравнению с другими турнирными системами. Однако в случае с Championship for Prisoners это скорее даже преимущество, ведь, согласитесь, главным участникам торопиться особо некуда. Чем дольше продлится турнир, тем больше времени заключенный будет находиться в среде, отличающейся от классической тюремной обстановки.
Конечно, ввиду особого статуса игроков этот турнир в корне отличатся от классических игр, которые собирают много зрителей и прессу. Здесь все в точности до наоборот. Заключенные на протяжении всего турнира остаются в стенах тюрем. Да, для них особым образом оборудуют камеры, хотя в этом случае их правильнее было бы назвать игровыми комнатами, в которых устанавливают по пять компьютеров: четыре из них предназначены для игроков-заключенных, пятый — для надзирателя.
С технической стороны также никаких сложностей здесь нет, поскольку стороннее программное обеспечение не нужно. Это важный аспект с точки зрения безопасности. Не следует забывать о том, что тюрьма — это все-таки режимный объект.
Ход на опережение
Важно отметить, что помимо самого турнира трансляция включает профессиональные комментарии и интервью со специальными гостями — официальными лицами FIDE, государственными служащими, которые делятся с заключенными передовым опытом.
В ходе чемпионата заместитель председателя правления FIDE Дана Рейзниеце-Озола (Dana Reizniece-Ozola) отметила результативность таких инициатив.
«Тюремные чиновники видят, что в местах, где реализуется шахматная программа, поведение заключенных меняется, уровень депрессии и стресса снижается, они лучше ресоциализируются, когда покидают тюрьмы. Речь идет не только о навыках и другом способе проведения свободного времени, но и о чувстве принадлежности к сообществу к шахматной семье. Мы много работали, чтобы продвигать саму программу, но я думаю, что пример других стран работает даже лучше, чем наши приглашения», — считает Рейзниеце-Озола.
Действительно, шахматные программы в тюрьмах сейчас реализуются во многих странах мира, и уже есть положительные примеры того, как они меняют сознание людей. FIDE ставит в пример бывшего заключенного из Молвени (Южная Африка) Симосакхе Нгване (Simosakhe Ngwane). Прежде он даже не знал о существовании такой игры, как шахматы, и познакомился с высокоинтеллектуальной игрой, только попав в тюрьму.
«После того, как я познакомился с шахматами, понял, что жизнь состоит из четких шагов, которые нужно знать, понимать и уважать. Я усвоил много жизненных принципов, которые не смог бы усвоить, не познакомившись с шахматами. Это придало мне терпения. Если бы все дети научились играть в шахматы в школе, возможно, большинство из них знали бы, как жить без преступлений, не обижая других людей. Даже такое простое правило, как «прикосновение — это движение» — дает дисциплину. А дисциплинированное мышление порождает дисциплинированное поведение», — сказал он в своем интервью.
Симосакхе Нгване уже отсидел положенный срок и сейчас, выйдя на свободу, организовал шахматный кружок для детей из группы риска. Он убежден, что шахматы способны нанести преступности упреждающий удар. Конечно, Championship for Prisoners 2022 не может подарить путевку на свободу или сократить срок пребывания, но он способен дать гораздо больше — поменять сознание людей, которые оступились, но хотят жить по-новому.