МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Борьбе с коррупцией посвящается

Ударим по взяточничеству... фильмом ужасов

Несмотря на то, что борьба со взяточничеством началась в Казахстане едва ли не сразу же после обретения независимости, приходится печально констатировать: победа над сим злом не одержана до сих пор.

Невзирая на многочисленные грозные филиппики, звучащие с самых высоких трибун, огромные билборды на обочинах, призывающие не давать и не брать взятки, и даже ужесточение уголовной ответственности, коррупция жива и помирать, судя по всему, пока не собирается.

Впрочем, негативную ситуацию, возможно, сможет исправить специальная Служба по противодействию коррупции КНБ РК? Напомним, она была создана Указом главы нашей республики от 14 июля 2025 года.

Пока же остается с горечью констатировать тот факт, что показатели борьбы с коррупцией в казахстанских ведомствах и учреждениях весьма далеки от идеала.

Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с официальными статистическими данными Генеральной прокуратуры РК за 2024 год.

Всего в прошлом году подозреваемыми в коррупционных преступлениях стали 907 госслужащих, среди которых засветились и семь акимов. Кстати, в этом скорбном списке лидируют именно акиматы различных областей с результатом 248 уголовных дел. Следом за ними поспешает МВД — 131 уголовное дело. Плюс входящий в структуру МВД Комитет Уголовно-исправительной системы — 31 уголовное дело.

А как обстояли дела 18 лет назад? Тогда, в конце 2007 года, автор материала беседовал с начальником департамента собственной безопасности МВД генерал-майором милиции (это звание он получил, когда служил в милиции) Османом-Рустанбеком Бижигитовым, а также с подполковником полиции Азаматом Жолдыбаевым, который в те годы являлся заместителем начальника Управления собственной безопасности ДВД города Алматы.

Официальная статистика

— Сколько сотрудников было уволено в 2007 году?

— Уволены 6005 сотрудников, 3632 из них ушли по собственному желанию, — пояснил генерал-майор Бижигитов. — Активизирована работа дисциплинарных комиссий и офицерских собраний. В 2007 году их решениями привлечено к дисциплинарной ответственности более полутора тысяч сотрудников, 49 из них понижены в звании. А вот 575 сотрудников были уволены по так называемым «отрицательным мотивам».

Что же означает эта таинственная формулировка «по отрицательным мотивам»? А все очень просто: так в силовых структурах и воинских частях обозначаются подозреваемые в совершении каких-либо преступлений.

Но это вовсе не значит, что все 575 уволившихся стражей порядка дружно отправились за решетку. Примерно половина из них отделалась легким испугом.

Что касается тех 3632 «добровольно уволившихся», то не все из них белые и пушистые.

Можно предположить, что руководство, узнав об их деяниях, успело избавиться от них задним числом. Этот трюк начальники полицейских подразделений и управления кадровой работы изучили еще с советских времен и прибегают к нему, чтобы не портить отчетность.

В результате проштрафившиеся полисмены проходят по уголовным делам как гражданские лица. И если доходит до суда и приговора, то честь полицейского мундира остается незапятнанно девственной.

Что касается департамента собственной безопасности МВД, то на его долю приходится лишь около половины преступлений, совершенных полисменами. А так как начальники управлений собственной безопасности областных и городских ДВД находятся в подчинении у начальника ДВД, то итог большинства выявленных преступлений предрешен. Ведь главный принцип «Не навреди своему шефу!» никто не отменял.

По этой причине на скамью подсудимых попадают не все. Большинству удается достичь джентльменского соглашения и уйти на «гражданку» с чистой совестью.

Кто где берет и сколько?

По свидетельству тогдашнего начальника ДСБ МВД генералмайора милиции Бижигитова, по взяточничеству и коррупционным преступлениям среди сотрудников

в 2007 году традиционно лидировали инспекторы дорожной полиции, участковые и патрульные (в то время дорожные и патрульные полисмены еще не были объединены). Замыкают же цепочку вымогателей сотрудники оперативно-следственных подразделений.

— Какие регионы лидируют и каков размер взятки?

— Первое место делят между собой Южно-Казахстанская (Туркестанская) и Жамбылская области.

По нашей информации, средняя ставка дорожных полисменов там составляет 2-3 тысячи тенге. За то, чтобы не доставлять нетрезвого гражданина в отделение полиции, патрульные просят от 500 до 2000 тенге.

Участковые за непринятие мер административного воздействия к нарушителям (например, торговля в неположенном месте или отсутствие сейфа для хранения огнестрельного оружия) требуют от двух до пяти тысяч тенге.

В том случае, когда пахнет возбуждением уголовного дела, допустим, за причинение вреда здоровью, участковый за 10-15 тысяч тенге соглашается исполнить роль посредника. Он уговаривает потерпевшего примириться с обидчиком. Меньше всего в этих областях за взятки попадаются следователи, зато берут в несколько раз больше своих коллег.

Такса следователей составляет от 60 до 200 тысяч тенге, а кормятся они за счет переквалификации более тяжкой части статьи на менее тяжкую. Например, с третьей на вторую или со второй на первую. Механизм очень прост, но крайне эффективен. Допустим, двое граждан избили третьего и сломали ему челюсть. Материально заинтересованный следователь уговаривает одного из подозреваемых взять все на себя (ведь роковой удар нанес один из них, а не оба!), а затем убеждает в этом потерпевшего. В результате на скамью подсудимых отправляется только один обвиняемый. Тогда и ответственность меньше, и срок. Однако поймать следователя на взятке и главное — доказать его вину очень непросто. Он ведь профессионал и прекрасно знаком с методами работы своих коллег из УСБ и КНБ.

Меньше всего полицейских попадается на взятках в Западно-Казахстанской и Актюбинской областях. Но, может, они там просто хитрее?

Сегодня во всех ДВД созданы инспекции по личному составу, задача которых не пропустить в ряды полицейских потенциальных «оборотней в погонах». В региональных подразделениях собственной безопасности в 2007 году были установлены «телефоны доверия», и по ним поступило 347 сообщений граждан, 80 из которых подтвердились.

В Алматы картина иная

Какая? Об этом автору рассказывал подполковник полиции Азамат Жолдыбаев, который в 2007 году занимал должность заместителя начальника Управления собственной безопасности ДВД города Алматы.

— Сколько сотрудников полиции в 2007 году было привлечено к уголовной ответственности?

— Сорок сотрудников, в отношении них было возбуждено 35 уголовных дел.

— Из них по коррупционным видам преступлений?..

— Около половины. На взятках попались 19 полицейских.

— За что привлекли остальных?

— За мошенничество — 12, злоупотребление служебным положением — семь, за превышение должностных полномочий — четырех, за халатность — двух и одного — за хранение и сбыт наркотических веществ.

Пожелав узнать, кто же из подчиненных чаще других нарушает закон, руководство ДВД приказало проанализировать эти данные и получило совершенно неожиданный результат. Как выяснилось, в Алматы подавляющее большинство коррупционных преступлений (43 процента) совершили не дорожные полицейские или участковые, а... оперативники!

С участковыми все понятно. Они терроризируют старушек, торгующих в неположенных местах семечками и другой мелочью, а также собирают дань с семейных дебоширов.

— На чем делают деньги оперативники, всегда считавшиеся среди других служб обделенными?

— Оперативники вымогали деньги за укрытие преступлений. Чаще всего они уговаривают потерпевшего не писать заявления, а иногда могут скрыть от следствия важную информацию или улики. Стоимость подобных услуг — от 500 долларов США.

Примерно столько же требовал у алматинца за прекращение уголовного преследования задержанный дознаватель Турксибского отдела полиции. Иногда в УСБ попадают не сотрудники полиции, а граждане, выдающие себя за них. Недавно были задержаны два мошенника, у которых изъяты поддельные служебные удостоверения МВД и Генеральной прокуратуры. Но самый смешной случай произошел, когда оперативный дежурный залез в чужой огород. Вообразив себя следователем, он пообещал подозреваемому прекратить уголовное преследование и попросил за это 100 долларов США.

— У кого из сотрудников самый хороший аппетит?

— Наиболее крупные взятки обычно вымогают следователи — от 500 до 2-3 тысяч долларов США. Оперативники просят тысячу, но соглашаются на 500 долларов США. Ценовой коридор участковых, патрульных и дорожных инспекторов от 500 тенге до 5 тысяч. Они берут меньше, но чаще.

Отмечу, что благодаря мерам, принятым руководством ДВД города Алматы и УСБ, число коррупционных преступлений среди сотрудников снизилось в два раза.

Фильм ужасов о посаженном полицейском напугал личный состав

Здесь нельзя не упомянуть о некоем «ноу-хау» в борьбе с преступностью, к которому прибегло МВД. Кто-то из руководства казахстанской полиции, чье имя так и осталось неизвестным широкой публике, после разгромной критики главы государства вдруг обнаружил у себя талант Стивена Кинга. Взял, да и выплеснул его наружу! Так на свет появился, не побоюсь этого слова, кошмарный видеоролик. Посвященный офицеру полиции, который не смог устоять перед соблазном, взял «на лапу» и оказался за решеткой. Автор материала имел удовольствие лично насладиться этой немой (как в начале XX века) антикоррупционной короткометражкой. Создатели видеоролика, судя по всему, в своем творческом экстазе решили обратиться к ассоциативному мышлению сотрудников полиции. Вот краткое содержание фильма.

В тесной камере под тоскливый звон капель из дырявого рукомойника бывший полисмен-взяточник вспоминает... свою первую любовь, семью, удачную карьеру, позорное задержание с мечеными купюрами и мучается запоздалым раскаянием. Но при этом непонятно, в каком именно из полицейских подразделений служил этот преступник. Кто он — следователь, инспектор дорожной полиции или дознаватель? На наш вопрос в пресс-службе МВД пояснили, что это не важно, а в фильме показан собирательный образ коррупционера. Сотрудников полиции водили на просмотры сего творения под строгим контролем. Получается, что руководство МВД послало своим подчиненным тонкий намек. И что самое удивительное — сотрудники полиции его поняли! И тут же принялись дружно строчить рапорты об увольнении!

В результате органы покинули сразу около 600 полисменов и продолжали уходить! И, видимо, вследствие сего исхода количество коррупционных преступлений в рядах МВД упало сразу же на 62,5 процента! В начале 2008 года полисмены побежали даже из тех подразделений, в какие еще недавно очень желали попасть. Например, из Управления по борьбе с наркобизнесом ДВД города Алматы, где образовался некомплект в 15 штатных единиц, а в Управлении дорожной полиции — больше 40.

Справедливости ради отмечу, что взятки брали и берут не только полисмены, но и акимы, представители других силовых структур, прокуроры и судьи. Однако именно у сотрудников МВД самая тяжелая служба и самая низкая зарплата. Так, офицер полиции с выслугой до трех лет получал в 2007 году всего 36 тысяч тенге. Начальники отделов управлений областных и городских ДВД республики с выслугой от 15 до 20 лет получали в те годы от 46 до 55 тысяч тенге, начальники же региональных ДВД — 120 тысяч.

Конечно, коррупцию ни в коем случае нельзя оправдывать маленькой зарплатой, но учитывать этот фактор, по-моему, необходимо.

Что же касается дальнейших мер по противодействию коррупции, то, возможно, Службе по противодействию коррупции КНБ РК тоже надо будет снять подобный кошмарный ролик о попавшем «на зону» акиме-взяточнике?

А вдруг поможет?

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах