МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

На чем прокололись расхитители социалистической собственности

Забавные детали в расследованиях уголовных дел сотрудникам советской милиции вообще и оперуполномоченным в частности попадались нечасто, но все-таки встречались. Об одном таком случае рассказывает капитан милиции в отставке Алексей Иванович Кузнецов.

— Это уголовное дело нам пришлось распутывать в январе 1977 года, — начал он свое повествование. — В те годы я служил в одном из районов Уральской (сейчас — Западно-Казахстанской) области.

Кража какая-то ненормальная...

— Все началось с того, что ранним утром в райотдел явился сторож местного сельпо (сельское потребительское общество — магазин в селе) 70-летний Кенес, — говорит капитан милиции в отставке. — Он заявил, что магазин обокрали. Оперативный дежурный Кожевников спросил сторожа, где он сам в это время находился.

Тот ответил, что его директор отпустил к больной внучке. Однако, когда, по словам сторожа, перед рассветом он вернулся, окно в магазине было разбито.

Оперативный дежурный тут же поднял по тревоге опергруппу во главе со следователем Иваном Железновым.

В ее состав вошел и наш собеседник, тогда еще молодой лейтенант Алексей Кузнецов.

— Когда Железнов приступил к осмотру, на место преступления прибежал запыхавшийся директор магазина Эдуард Амбарцумян, — продолжает он. — Он сразу же накинулся на сторожа с обвинениями. Кричал, что тот во всем виноват. На все возражения Кенеса о том, что директор сам его отпустил, директор принялся кричать, что это неправда.

Тут следователь попросил всех замолчать и запретил отлучаться с места преступления. Он пообещал допросить всех, когда закончит осмотр. Затем Железнов попросил Кенеса, чтобы тот пригласил остальных сотрудников магазина. Расстроенный старик, кивнув, ушел за продавцами.

Прежде чем войти внутрь, Железнов медленно обошел здание, внимательно разглядывая следы на снегу. Я, было, пошел следом. Но он резко обернулся и приказал допросить местных жителей. Может, хоть кто-нибудь что-нибудь заметил?.. Я ответил: «Есть!». Но на прощание попросил Железнова обратить внимание на оконное стекло. Там кто-то «пальчики» свои оставил...

Осмотрев окно магазина, следователь действительно обнаружил там следы пальцев рук. Криминалист тут же аккуратно их снял.

От меня, кстати, не укрылась повышенная нервозность директора Амбарцумяна и его заместителя Павла Григорьева. Они раньше всех пришли к магазину и хотели даже войти, но милиционеры, стоявшие в оцеплении, их не пустили. Оба вели себя очень странно. Суетились, пытались заговорить то с одним, то с другим сотрудником милиции и заискивающе улыбались. Во время осмотра были найдены следы обуви на крыше магазина. Следователь не исключал, что преступники могли проникнуть в здание через чердак. После осмотра тамбура, торгового зала, конторки и складского помещения стало ясно: воры забрались в магазин через чердак, а вышли, разбив окно. Когда следователь громко озвучил этот свой вывод, его поддержал замдиректора магазина Григорьев. Он принялся перечислять возможный путь следования преступников: по ящикам они влезли на крышу, с крыши — на чердак, с чердака — в магазин, а из магазина — на улицу! Выслушав, Железнов усмехнулся и пошутил: «Можно подумать, будто это вы сами все проделали!». После этих слов следователя я бросил взгляд на Григорьева и с удивлением заметил, что он вдруг побледнел.

Войдя в магазин, я не смог сдержать удивления. Там царил полный хаос. Таинственные ночные гости скинули с полок буквально все, что там лежало: одеколон, духи, пуговицы, бюстгальтеры, постельное белье, мыло...

Все валялось на полу вперемежку с детскими горшками и ведрами.

Железнов спросил не напоминает ли мне вся эта картина кадры из фильма Гайдая «Операция Ы». Я ответил: «Так точно, напоминает». И еще добавил, что впервые вижу таких странных воров. Им ведь надо как можно тише влезть, больше взять и быстрее скрыться. Но не успел я договорить, как заметил, что лица Амбарцумяна и его заместителя Григорьева приняли выражение крайней тоски.

Железная улика

В этот момент Амбарцумян попросил следователя проверить лежит ли под прилавком коробка с дневной выручкой. По его словам, там должно быть около одной тысячи рублей. Но тут директора перебил приглашенный на осмотр представитель райпотребсоюза главный бухгалтер Мажитов. Он сильно удивился и даже переспросил: «Тысяча рублей за один день? Откуда?! Что-то ты напутал».

Но Амбарцумян стоял на своем. Коробку, о которой он упоминал, нашли, но она оказалась пустой. И главбух райпотребсоюза возмущенно спросил у директора, почему тот не сдал выручку в Госбанк. Амбарцумян объяснил, что инкассаторы не приехали, а сам он нести деньги в банк побоялся.

— Махнув на него рукой, следователь Железнов полез на чердак. Я последовал за ним. И, подойдя к слуховому окну, даже не поверил своим глазам! — смеется наш собеседник. — Я обнаружил там железную улику.

Все окно чердака словно сеть затягивала густая и толстая паутина! Я указал на нее Железнову. Ему было достаточно бросить туда всего один лишь взгляд, чтобы все понять.

Следователь тут же позвал на чердак Амбарцумяна и его заместителя Григорьева. Когда оба, кряхтя и пыхтя, наконец, туда забрались, Железнов спросил их, каким образом воры ухитрились с крыши пролезть через это оконце внутрь чердака и не порвать при этом паутину. Ответом ему была гробовая тишина.

Тут я не выдержал и спросил Амбарцумяна: «Наверное, вы ее просто в темноте не заметили?». Тот, побледнев, лишь кивнул головой. Затем директор принялся рассказывать, что это Григорьев первым полез на крышу. Однако его прервал поросячий визг заместителя. Тот верещал, что все это неправда, что он никуда не лазил!

Но его слова уже никого не интересовали. На Григорьева и Амбарцумяна надели наручники, а затем доставили на допрос в райотдел.

Отнекивались оба не слишком долго и вскоре уже наперебой давали следователю Железнову признательные показания. И буквально через пару часов картина этой кражи была полностью восстановлена.

Оказалось, что причиной имитации ночного визита таинственных воров была неумолимо приближавшаяся годовая ревизия...

План был хорош, но подвели исполнители

В соответствии с показаниями задержанных — директора магазина и его заместителя — оба они потратили целых два вечера на проведение учета товаров. Отправили продавцов по домам, а сами тщательно изучали приходные и расходные ордеры, кассовую книгу, ведомости. Попутно вспоминали свои махинации: кто, когда, кому и какой товар сплавил. Затем, сопоставив документальные данные с товаром в наличии, пришли к печальному выводу. Не хватало около 2,5 тысячи рублей!

И, кажется, товары из магазина крали небольшими партиями. Из кассы крупных сумм тоже не брали, а вот, погляди ж ты, накапала сумма! Впрочем, такие опытные коммерческие «жучки», как Амбарцумян и Григорьев впадать в панику не собирались. Они просто начали деловито искать пути выхода из сложившейся непростой ситуации.

Директор сказал своему заместителю, что их дело швах! Почти безнадежное. И если ревизия нагрянет в ближайшую пару недель, то оба они могут начинать уже сухари сушить. Но, выдержав трагическую паузу почти по Станиславскому, Амбарцумян заявил, что в его голове уже созрел план по их спасению. Однако для его претворения в жизнь следует найти надежного исполнителя. На вопрос Григорьева зачем этот надежный человек Амбарцумяну понадобился тот выдал целый монолог.

— Человек должен будет залезть ночью в магазин, перевернуть там все, будто что-то искал, а потом мы всю недостачу на неизвестных воров свалим. Естественно, с большим запасом! У нас с тобой 2,5 тысячи рубликов не хватает, а мы спишем все 4 тысячи! Пусть потом милиция бегает, похищенные товары и воров ищет... Внимательно выслушав план своего шефа, его заместитель Григорьев согласился, что все расписано, как по нотам. Но где искать надежного человека, он не знал. К тому же выразил опасения, что исполнитель может их всех сдать или же шантажировать начнет. «Вот и станем мы тогда вдвоем на него работать!» — прошипел Григорьев.

Немного поразмыслив, Амбарцумян с ним согласился и предложил все провернуть самим. Посовещавшись еще немного, ударники советской торговли приняли решение идти на дело завтрашней ночью. Правда, было еще одно «но» — сторожа надо будет куда-нибудь сплавить.

Старый Кенес, естественно, ничего обо всех этих наполеоновских планах своего начальства даже не подозревал. Ко всему еще накануне сосед старшей дочери, которая проживала в соседнем поселке, привез от нее записку, в которой было сказано, что заболела маленькая внучка Кенеса — Рысты. По этой причине сторож хотел утром отпроситься у директора магазина и поехать проведать малышку.

Кто тогда больше обрадовался — Кенес или Амбарцумян — неизвестно. Но едва сторож попросил его отпустить к дочери, директор с радостью согласился. Кстати, свидетелями их разговора стали две продавщицы. Поэтому все попытки директора обвинить во всем сторожа оказались тщетными. К тому же продавщицы заметили, как накануне «кражи» Амбарцумян и Григорьев постоянно ходили друг за другом и о чем-то шептались по углам магазина. В общем, поведение обоих выглядело весьма подозрительным.

Заместитель директора Григорьев пришел к своему шефу примерно в 21.00, и оба они отправились в клуб. В кассе они приобрели билеты на последний киносеанс, но вместо того, чтобы сидеть и наслаждаться сюжетом, пошли к магазину. Там Григорьев по ящикам залез на крышу и, оставив на толстом слое снега цепочку следов, пробрался к слуховому окну. Но внутрь лезть не стал, не хотел испачкать свое новое пальто.

Дверь магазина горе-преступники отперли «родным» ключом. Когда же вошли внутрь, взломали дверь, ведущую из тамбура в торговый зал ломиком, который заранее припас Амбарцумян. Потом сорвали замок с люка, запиравшего чердак. Затем разбили крышку этого самого люка, чтобы картина выглядела так, будто воры залезли с чердака. В магазине они перевернули все вверх дном, сбросили с полок товары, отогнули оконную решетку и, разбив стекло окна, вылезли на улицу. После чего Амбарцумян запер входную дверь магазина на замок и опечатал пломбой...

Все эти свои действия буквально пошагово Амбарцумян и Григорьев подробно описали во время допроса. И, если бы не внимательность молодого оперативника Кузнецова, то эта инсценировка кражи, а главное — крупное хищение вполне могло бы сойти им с рук...

Суд приговорил директора Амбарцумяна к семи годам лишения свободы, а его заместитель Григорьев отправился в колонию на шесть лет.

Имена и фамилии действующих лиц изменены по этическим соображениям.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах