Мы и Володя Ульянов
Звездочки между тем самые настоящие. Красные. С маленьким золотым ликом в белом кружке в центре. Что за херувимчик? Сам дедушка Ленин, правда, задолго до того, как он стал Лениным. Таким очаровашкой он выглядел в розовый период своего детства! Еще не вождь Владимир Ильич, а симбирский мальчик Володя из дружной семьи Ульяновых.
«Маленький Ленин» — нетленный образ и пример для подражания всех тех, кто носил эти милые звездочки на лацканах пиджачков и школьных платьицах. Всех, кто учился в младших классах любой советской школы и был принят в самую первую в своей биографии социальную организацию. В октябрята. А в октябрята в отличие от пионеров и тем более комсомольцев в советской школе принимали всех. В счет будущих заслуг.
В том октябрятском возрасте (как, впрочем, и ранее, в дошкольном) Ленин оставался для советской детворы почти что богом. Ну или, по крайней мере, его посланником на земле. Активным «обожествлением» для детей занимались талантливые «апостолы и евангелисты», которые составляли элиту наших творческих союзов. Художник Бродский, скульптор Вучетич, поэт Маяковский, сочинитель Горький, писательница Шагинян, драматурги Погодин и Шатров, режиссеры Юткевич и Ромм. Список отметившихся в этом процессе можно продолжать бесконечно. Славить Ленина не стеснялся никто.
Официальная Лениниана, если не считать портретов и картин, намалеванных где-нибудь в сельской глубинке местными умельцами, была вовсе не бездарна, хотя и вряд ли до конца искренна. Но мы не станем тут рассматривать ее достоинства и недостатки. Достаточно заметить, что на детскую аудиторию все это бесконечное многогранное возвеличивание «самого человечного» действовало безотказно.
Советская детвора относилась к Ленину так, как ее учили. Он всегда и везде оставался непоколебимым авторитетом и высочайшим примечром, на который должны были равняться все истинные «внуки Ленина».
(Если я предположу, что, быть может, в этом единоверии не было ничего плохого, то подвергнусь массовому оплевыванию со стороны взыскательного читателя. А потому промолчу. Что было, то давно прошло. Давно и окончательно.)
Сверстники Октября
Почему октябрята? Тут присутствовал элемент архаики — по старому стилю, упраздненному самими большевиками, красный день 7 Ноября прежде приходился на 25 октября.
Вот как объясняет суть «Малая советская энциклопедия» за 1931 год: «Октябрята — группы детей от 7 до 11 лет, организующиеся при отрядах юных пионеров. Название группы эти получили потому, что при своем возникновении (в 1924 году) они охватывали детей, родившихся в год Октябрьской революции. Дети Октября, или октябрята, были первым поколением, начавшим движение детей этого возраста».
Понятно, что к 1960-70-м годам те ровесники Октября были уже не в тренде. Но структура сохранилась, более того, развивалась и даже переживала свой ренессанс в обществе, которое должно было в самом ближайшем будущем «жить при коммунизме». Немаловажно и то, что, в отличие от следующих по возрасту социальных организаций, в силу своего восприимчивого детского возраста и веры в слова взрослых октябрята относились к жизни с куда большей важностью и искренностью, нежели многие последователи.
Хотя сами по себе о каких-то идеологических основаниях октябрята, конечно же, не думали. В силу возраста. Им была предложена увлекательная и захватывающая игра, и они с азартом в нее включились.
А игра была действительно занимательная. С такими захватывающими элементами участия в строительстве своей маленькой вселенной и иллюзией сопричастности жизни своей огромной страны. Было во всем этом что-то от тайного общества, все секреты которого раскрывались только посвященным.
В основе всего лежала звезда. Сама структура октябрятской организации определялась геометрией нагрудного знака — той самой красной звездочкой с золотым очерком маленького Ленина. Именно так называлась и низовая структура, состоявшая из пяти членов-участников, во главе которых стоял командир. Одним из принципов всего движения и являлась соревновательность этих «звездочек» друг с другом. Во всем: учебе, спорте, играх, добрых делах и т.п.
В руководстве октябрятами традиционно активное участие принимали пионервожатые, представлявшие следующую возрастную ступень социальной иерархии — пионерии. И это бескорыстное наставничество со стороны старших товарищей вносило важный момент в связь поколений. Большие не только опекали и оберегали меньших, но и передавали им свой опыт социальной жизни и общественного поведения, отвечали на вопросы, на которые им не могли ответить дома.
Любят труд и весело живут!
Юные носители красных звездочек рассматривались в обществе в основном как будущие пионеры и даже в чем-то дублировали пионерскую организацию, стараясь во всем подражать старшим — собирали металлолом, вешали скворечники, проводили собрания, помогали отстающим и т.д.
Второй закон октябрят гласил: «Октябрята стремятся стать юными пионерами».
А первый? Первый изначально звучал так: «Октябрята помогают пионерам, комсомольцам, коммунистам, рабочим и крестьянам». В общем, всем (кроме разве что невнятной тогда интеллигенции).
Правда, к тому времени, как первые октябрята разменяли свои шестые десятки, в октябрятских законах произошли некоторые изменения. Второй закон стал на первое место, а первый…
Вот как звучал кодекс октябрят полвека назад (он для пущей важности печатался на задних обложках тетрадок для младших классов):
«Октябрята — будущие пионеры.
Октябрята — прилежные ребята, хорошо учатся, любят школу, уважают старших.
Октябрята — честные и правдивые ребята.
Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут».
Как вам, современные папы-мамы, такие дети? Наверняка не отказались бы?
Большая игра
Но, как известно, даже самые благие намерения редко выстилают дорогу к светлому будущему (в данном случае коммунистическому). Хотя и нужно признать, что отношение самих октябрят к носимым на груди звездочкам до конца оставалось весьма последовательным и искренним — поэтичным и патетичным. Кто-то из ныне живущих может увидеть во всем этом одни только промытые мозги. Посочувствует. Ну да, росли-то тогда, страшно представить, без гаджетов! Где было черпать истину и веру в человечество?
Если же посмотреть с другой стороны, то в октябрятском движении советская детвора получала то, что должны иметь все нормальные дети. Великую иллюзию, большую игру. Да, мозги подраставших тогда поколений были изрядно промыты и приведены в надлежащее состояние. И может быть, это как раз то, чего так фатально не хватает нынешней ребятне.
Во всяком случае советские октябрята еще полвека назад четко представляли, «что такое хорошо и что такое плохо». И были заряжены на хорошо, а если делали плохо, то не удивлялись праведному гневу и осуждению товарищей.
Возможно ли ныне, чтобы глаза всего класса горели и пылали при чтении на классном часе какой-нибудь «Судьбы барабанщика» (ну или какого-нибудь нынешнего героического аналога — «Судьбы рэкетира»)? А азартное соревнование в развешивании сколоченных своими руками скворечников по березам и тополям в окрестностях школы весной? А казаки-разбойники в руинах заброшенной котельной после уроков — «звездочка» на «звездочку»? Возможно такое представить ныне? Как-то не уверен.
Та страна, которая выносила на первые полосы газет и видные места улиц основополагающий лозунг, согласно которому человек человеку — друг, товарищ и брат, ставила перед глазами своих граждан (в том числе и самых маленьких) красивейший идеал человеческих отношений. Разумеется, между идеалом и действительностью расстояние было отнюдь не коротким, существовала масса факторов и казусов, не позволявших долгожданного слияния одного с другим, но…
Согласитесь, перспектива-то маячила завораживающая!
Фотографии 1966 года сохранили лица моих соратников по «октябрятщине» и «звездочке». 1 «Б» класс средней школы № 21 Талгарского района Алма-Атинской области: Лена Жукова и Тома Биттибаева (ныне казахстанские пенсионерки), Серега Возовиков и Вовка Круглов (увы, их уже нет с нами).