МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Экспозиция отца и сына

Живописные и графические полотна Александра и Петра Беловых презентовал музей искусств Кастеева в Алматы

В Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева открылась экспозиция творческих работ двух живописцев «Красота в мгновении».

В эти снежные зимние дни в музей Кастеева заглянуло солнечное лето. Более 40 работ, выполненныхпреимущественномаслом на холсте, расцветили во все радужные цвета камерный акварельный зал музея. Природные пейзажи, портреты и особенно натюрморты определили основное настроение выставки, получилась она яркой, сочной и теплой. Оранжевая тыква, полупрозрачный виноград, алматинские ароматные яблоки, персики, груши и сливы заполнили пространство выставочного зала. Не сразу и определишь, где здесь работы старшего, 86-летнего, Александра Белова, а где авторская кисть его 58-летнего сына Петра. Но при всей «родственности» тем и колористики художники весьма различны. Одного отличает верность реализму с вкраплениями фантастики, другого — импрессионизм собственного видения.

Старший Белов получил образование в знаменитом Алма-Атинском художественном училище имени Н.В. Гоголя в 1961 году. Ему повезло пройти школу у таких мэтров живописи, как А. Дячкин, У. Ажиев, М. Кенбаев, И. Квачко, а также известного казахстанского художника и педагога И. Стадничука.

Александр Белов впоследствии стал не только прекрасным художником, но и педагогом, а также одним из методистов разработки проекта республиканской системы художественного воспитания, которая способствовала планомерному развитию сети школ искусств во всех уголках Казахстана.

Куратор экспозиции искусствовед Шолпан Нугуманова, отмечая особенности стиля старшего Белова, говорит, что в основу его живописи заложена «реалистическая концепция отображения действительности, которой он был предан на протяжении всего творческого пути. При многообразии жанров наиболее последовательное развитие у Белова получил натюрморт. Изображая дары природы — плоды и цветы, автор раскрывает ее щедрость и красоту, используя обширную палитру — от ярких открытых сочных тонов до сдержанных, почти монохромных, в зависимости от стоящих перед ним задач».

Свойственно художнику и обращение к портретному жанру, ему удается передать характеры людей и даже эмоциональные состояния.

Сын Александра Белова, воспитывавшийся в творческой атмосфере, пошел по стопам отца и тоже стал сначала рисовать, а затем создал собственный стиль и манеру художественного письма. Петр Белов, как и его отец, окончил художественное училище имени Н.В. Гоголя, затем, в 1994 году, завершил обучение в Казахской академии художеств имени Т. Жургенева на кафедре монументальной живописи.

По мнению искусствоведа ГМИ РК имени А. Кастеева Виолетты Вологодской, есть какой-то мистический посыл или символ во многих работах Петра Белова. И правда, в серии его натюрмортов фрукты оказываются словно подвешенными в воздухе Алматы и его горных пейзажей. Улетая в облака и к снежным вершинам гор, они выглядят как божественные подарки, созданные для человека, стоит только осознать это наяву и выловить дары собственными руками. Ускользающий в небеса панорамный вид гор — тоже презент высших сил для всех, кто проживает в городе Алматы. Об этом рассказывают полотна Петра Белова «Летний завтрак с видом на горы», «Апрель. Последний снег. Первая сирень».

Вопрос к художнику возник только один: выходят ли окна его мастерской в сторону юга, туда, где виднеются горы? Ответ был ожидаемым: да! И автор всегда имеет счастье вдохновляться тем, что видит перед глазами.

Ш. Нугуманова считает, что узнаваемая манера письма Петра Белова наиболее приближена к гиперреализму — он демонстрирует умение фокусировать внимание на деталях и расставлять акценты, мастерски передавать фактуры и свойства предметов, стремясь заглянуть за пределы их внешней формы, раскрывая метафизику вещей и явлений.

Если рассматривать метафизику как способ понять начало и причины всего существующего на земле, объединить физическое с ментальным, то здесь как раз можно найти разгадку того, что сообщает нам автор улетающих в небеса натюрмортов. Впрочем, каждый считывает самостоятельно то, что видит своими глазами, чувствует душой, улавливает своими мыслями и объясняет собственными эмоциями. Если работы дают почву для размышлений, а не только для получения эстетического удовольствия, значит, художник что-то представляет собой, с ним хочется поговорить или помолчать.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах