Произведение было создано на основе пьесы и либретто, написанных известным казахстанским писателем Мухтаром Ауэзовом. Именно этот спектакль был выбран неслучайно, так как театр оперы и балета первым открывал свои двери в Казахстане и было важно представить страну одним из впечатляющих национальных произведений литературы ХХ века и лучшими именами отечественных авторов и исполнителей.
Появлению такого театра в Казахстане предшествовало решение коллегии Народного комиссариата просвещения СССР «организовать в Алма-Ате музыкальную студию — основу казахского музыкального театра оперы и балета в будущем в составе 50 человек актеров-студийцев, 20 человек симфонического оркестра и 12 человек национального оркестра». Именно в этом составе была создана и представлена музыкальная комедия «Айман — Шолпан».
Первым композитором театра начала 3040-х стал Евгений Брусиловский, являющийся основоположником национального оперного искусства в Казахстане. Самыми известными и популярными можно назвать его лиричные и полные драматизма оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр», «Ер Таргын». Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны в театре работало много известных артистов, режиссеров-постановщиков, декораторов из Москвы и Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург). Здесь организовала свою постановку оперы Пуччини «Чио-Чио-сан» основательница первых театров для детей, в том числе в Алматы, Наталия Сац. Выступала в балетной труппе театра Галина Уланова. Уже после войны здесь работал советский прославленный балетмейстер Михаил Моисеев. В 50-е годы сюда пришел другой звездный хореограф Заурбек Райбаев, который стал символом казахстанского балетного искусства. Шара Жиенкулова, Куляш Байсеитова, Жумат Шанин — всех ярких имен, выступавших на сцене КазНТОЮ имени Абая, не перечислить.
Хочется упомянуть и об архитекторах театра. Здание театра строилось по проекту московского архитектора Николая Круглова. Его работа была признана лучшей на Всесоюзном конкурсе на создание театра оперы и балета в Казахстане. Проект был завершен только в 1941 году архитекторами Николаем Простаковым и Толеу Басеновым. На момент открытия здание театра стало самым крупным и красивым сооружением в Алма-Ате и в Казахстане. В те годы впервые в современную архитектуру страны был введен национальный колорит в виде орнаментов на фасаде, оформления сцены, фойе, всех лестничных проемов и других пространств здания. Для зрителей в основном зале есть 793 комфортных места. Витражи и зеркала в казахской стилистике и по сей день украшают это прекрасное строение, находящееся в самом сердце культурной столицы.
В полностью отделанное здание театра зрители вошли только 7 ноября 1941 военного года. В том же году театр оперы и балета получил статус академического. И только в 1945-м было присвоено имя великого казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева.
Слово и дух Абая
В год 90-летия КазНТОБ имени Абая вновь представил на сцене ставшую знаменитой оперу «Абай». Зрители впервые ее увидели в 1944 году, и она сразу вошла в постоянный и основной репертуар.
Опера была написана композиторами Ахметом Жубановым совместно с Латифом Хамиди на основе бесценного труда писателя Мухтара Ауэзова, детально и фундаментально изучившего не только наследие Абая, но также его жизнь и судьбу. Оперное произведение стало визитной карточкой театра, города Алматы и всего Казахстана.
Сегодня спектакль выходит полностью обновленным. Постановка усилена модернистскими дизайнерскими решениями в оформлении декораций, световым шоу, оснащена новыми богатыми костюмами. В ней потрясающая хореография, расставлены мощные хоровые акценты. Оркестр и главные исполнители партий еще внимательнее отнеслись к основному контексту произведения, прониклись каждым словом и мыслью Абая. Для алматинцев и гостей культурной столицы опера «Абай» — это настоящее национальное достояние, искусство, а также огромный праздник.
Ключевые партии в ней исполняют Талгат Кузембаев (Абай), Венера Алпысбаева (Ажар), Тахауи Рахметов (Айдар, акын, ученик Абая), Александр Сметанин (Жиренше би), Болат Букенов (Азим, родственник и ученик Абая), Дина Хамзина (родственница Абая), Айдос Жабагин (Кокбай, поэт, молодой друг Абая), Ильяс Артагалиев (Сырттан, верховный би), Болат Канагатов (Нарымбет, родственник Жиренше), Ринат Нурмахан (Мес, джигит из свиты Нарымбета).
Современное дыхание театра
Сегодня КазНТОБ имени Абая является ведущим театром страны, дающим главные базовые ориентиры и вдохновение другим институтам культуры и творческим личностям. За всю историю в нем было поставлено более 300 произведений — национальных опер, классических и современных шедевров русского и западноевропейского оперного и балетного искусства.
Стоит также отметить, что после реставрации в Казахском Национальном театре оперы и балета имени Абая в 2016 году был открыт музей. Посетить его может в свободном доступе каждый зритель балета или оперы. Здесь можно ознакомиться с фактическими документами, демонстрирующими историю развития театра: фотографиями, эскизами театральных костюмов и настоящими костюмами, в которых на сцене КазНТОБ выступали знаменитые звезды оперы в известных мировых постановках. В музее также можно увидеть афиши спектаклей и эскизы декораций разных лет, созданные самыми сильными художниками, в том числе и ярким представителем искусства Казахстана Сергеем Калмыковым.
Подарки января
По случаю своего 90-летия КазНТОБ имени Абая представил роскошный репертуар на январь 2024 года, назвав общую программу «Чудесный сказочный мир и вершина классической музыки».
До конца месяца поклонников оперы и балета ожидают лучшие произведения мировой и национальной классики. И, конечно же, новогодний на своему замыслу и настроению балет Петра Чайковского «Щелкунчик» будет радовать как юных, так и зрелых зрителей, заблаговременно настроившихся на сказку, обративших внимание на праздничное оформление, созданное акиматом Алматы перед фасадом театра и на пешеходной улице Панфилова, которую венчает здание.
Показ оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй», впечатляющей современной сценографией, костюмами, оригинальной интерпретацией известного материала, состоялся 11 января. Обновленный спектакль вернулся на сцену театра лишь в 2022 году.
Опера Чайковского «Евгений Онегин», имеющая мировой успех, пройдет 18 января. Главные партии в ней исполнят Надия Наденова (Татьяна), Оксана Давыденко (Ольга), Толеген Рахимбаев и Андрей Трегубенко (Онегин), Нуржан Бажекенов (Ленский).
Ритм-оперу «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского зрители посмотрят 19 января. Эта постановка основана на реальных событиях романтической истории любви и расстояний, случившейся с русским дипломатом, путешественником, основателем Российско-Американской компании Николаем Резановым и юной испанской девушкой из Сан-Франциско Марией Кончитой. Оперу Джузеппе Верди «Травиата», написанную по мотивам романа Александра Дюма «Дама с камелиями», театр покажет на сцене 20 января. Эта постановка существует с момента основания театра, но сегодня представлена в обновленном варианте. Основные партии в ней исполняют Зарина Алтынбаева, Елена Никонова, Дамир Садуакасов, Дулат Токанов, Аружан Толепберген, Ислам Хамзаев, Кайрат Омирбеков.
«Щелкунчик» завершит праздничный «променад» оперы и балета, но до этого, 25 января, на сцене театра состоится вечер симфонической и вокальной музыки. В программе прозвучат такие произведения, как симфоническая сюита «Франческа и Римини» Чайковского, «Вакханалия» из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила», «Кармина Бурана» Орфа. Дирижером вечера выступит заслуженный деятель РК Нуржан Байбусинов.
Остается отметить, что новый год начался с красивых и грандиозных событий в сфере культуры, а все мероприятия в честь 90-летия КазНТОБ имени Абая проходят при поддержке Министерства культуры и информации Республики Казахстан.