У входа стоит мотоцикл, на котором байкер Д.И. Петрухин колесил по странам и континентам, пропагандируя Всемирные зимние азиатские игры 2017 года в южной столице. Чтобы проследить историю города, двигаться по музею надо против часовой стрелки, переходя от древних артефактов к современности.
— Это головной музей, здесь в хронологическом порядке выстроены композиции начиная с эпохи бронзового века, — говорит экскурсовод Евгения Тамилова. — Первые племена, относящиеся к андроновской культуре, появились на этих территориях в 16 веке до н.э., потом пришли саки. Найденный в Алматинской области Золотой человек сыграл свою роль в создании экспозиции на тему сакского периода.
Читаем в книге «Алматы. Древний, средневековый, колониальный, советский. Этапы урбанизации» (Б. Туякбаева): «Для истории Казахстана наиболее значимым этапом обживания урочища Алматы является период ранних кочевников 7-3 вв. до н.э. — время образования на территории Семиречья этнополитических систем, протогосударств — сакского и затем сакско-усуньского племенных союзов. В этот период местное население переходит от оседлости к полукочевой и кочевой формам скотоводческого хозяйства. Район Алматы превращается в один из важных сакральных центров союза саков».
В книге сказано, что в эпоху средневековья в урочище Алматы образовались тюркские поселения и города-убежища. Их функции — оборонительные, торгово-ремесленные и таможенные, осуществляющие контроль над торговыми путями. В период монгольского завоевания в начале 13 века города северовосточного Семиречья почти не пострадали. Во второй половине 13 века начался подъем торговли, ремесел и городской жизни, связанный с общественно-экономическими реформами в Чагатаидском государстве. Но последовавшие затем распри и междоусобные войны чингизидов за ханский престол и передел улусов привели к разрушению городов и упадку оседло-земледельческой культуры. «Завершил процесс амир Тимур, который организовал семь походов в Могулистан. В описании похода Тимура 1390 года упоминается поселение Алмалык, располагавшееся, судя по маршруту завоевателя, на месте Алматы».
На инфостенде в музее всплывает текст: «Рукопись Бабура Захиреддина Мухаммеда «Бабур-наме». Основатель династии Великих Моголов Бабур Захиреддин Мухаммед был потомком Тимура. В рукописи автор перечисляет несколько городов к северу от Ферганы: «Фергана — область в пятом климате. Она находится на границе возделанных земель, на востоке от нее — Кашгар, на западе — Самарканд, на юге — горы Бадахшанской границы, на севере были города Алмату и Янги. Этот источник сообщает, что Алмату в средневековье был развитым городом».
В книге Б. Туякбаевой сказано, что в начале 16 века на территории Алматы поселений уже не было, и это известно из записей Бабура и Дулати. «Возрождению оседло-земледельческой и градостроительной культуры в Семиречье в 17 - первой половине 18 веков мешали опустошительные набеги джунгар, ставка которых находилась в долине реки Или. После распада Джунгарского ханства в 1756 году, во второй половине 18 - первой половине 19 века в урочище Алматы и его окрестностях расселились аулы казахов Старшего жуза, в частности, дулатов и усуней». «Изнурительная война казахского народа с джунгарами и последовавшие вслед за ней в 18-19 веках захватнические набеги среднеазиатских правителей: Кокандского, Бухарского, Хивинского на юг и Семиречье Казахстана не дали возможности местному населению, вплоть до принятия российского подданства, вернуться к оседлому образу жизни и восстановить разрушенные города. По инициативе ханов и султанов Младшего жуза в 1731 году подданство принял Средний жуз. Последними в 1824 году русское подданство приняли ханы Старшего жуза, и тогда Семиречье вошло в состав России.
В начале 1850-х были построены укрепления Капал, Сергиополь, Лепсинск. В 1854 году отряд майора Перемышльского возвел Заилийское укрепление, которое было переименовано в Верное. Укрепление Верное было заложено в низовьях реки Малой Алматинки при пересечении с торговыми караванными путями для создания опорного пункта на Востоке. Наличие хорошего обзора со всех сторон определяло выгодность размещения укрепления Верное», — пишет Б. Туякбаева. В выборе места сыграло роль прохождение караванного пути, торгового транзита из Китая в Среднюю Азию и Россию.
А в прошлом столетии...
Зал Верного в музее истории Алматы — это рабочий стол Андрея Зенкова и его фотографии. Читаем в «Очерках истории Алматы» (автор Майра Азмуханова): «Отец архитектора, инженера-строителя Андрея Зенкова, Павел Матвеевич Зенков приехал в укрепление Верное в 1867 году, когда город только зарождался. Вольный архитектор П.М. Зенков участвовал в разработке и осуществлении первого генплана застройки Верного. Когда его сын Андрей окончил трехклассное городское училище, отец определил его в Сибирскую военную гимназию (кадетский корпус). А окончив Инженерную академию в Петербурге, Зенков занимался гражданским строительством в Семипалатинске и Усть-Каменогорске, в 1900 году стал и.о. Семиреченского областного инженера начальника строительного отделения». Есть в музее и фотография архитектора Поля Гурде.
Первые годы советской власти в Семиречье. Вводится в эксплуатацию Туркестано-Сибирская железнодорожная магистраль. Перед манекеном стоит машинка, на которой печатались билеты, представлены фонари, с которыми работали обходчики. В годы Великой Отечественной войны АлмаАта стала одним из крупных промышленных центров тыла. Сюда эвакуированы заводы и фабрики, в городе изготавливались пули, мины, торпеды, снаряды.
Звучит песня из кинофильма «Наш милый доктор», демонстрируется отрывок. Лента режиссера Шакена Айманова вышла на экраны в 1957 году, в фильме снимались Ермек Серкебаев, Юрий Померанцев и другие известные артисты.
— У нас два зала, посвященных искусству 60-80 годов, — говорит экскурсовод Евгения Тамилова. — Есть фотографии режиссера Шакена Айманова, народного артиста Ермека Серкебаева, представлены личные вещи и фотографии артиста Юрия Померанцева, режиссера театра оперы и балета Каукена Кенжетаева и других деятелей культуры. В музее также представлены костюмы по моде 60-х годов, продукция алматинской чаеразвесочной и керамической фабрик, алматинского хлопчатобумажного комбината.
О наших вершинах замолвите слово
Музей истории Алматы приятно удивил экспозицией, посвященной казахстанскому альпинизму. В узком и вытянутом помещении разместили черно-белые фотографии альплагеря «Туюксу», который существует с 1939 года, пиков Заилийского Алатау, а под потолком застыла на веревке фигура альпиниста в брезентовых штанах и телогрейке.
Здесь представлены лыжи, коньки и ледоруб Евгения Колокольникова. Говорят, даже старое пианино, установленное в зале Зенкова, принадлежало этой семье. Любопытно, что именно Колокольниковы приняли в своем доме прибывших в 30-х годах европейцев Ивана Грузиса, Антона Вейса и Витольда Раделя. Кандидат педагогических наук Петр Дельвер писал: «Видимо, они хорошо изучили карту и знали, что окажутся в горах, поэтому привезли окантованные горные лыжи с жесткими металлическими креплениями, а пятка ботинка прижималась обхватывающей сзади пружиной».
Читаем в книге «От Алатау до Эвереста»: «В 1935 году в Алма-Ате, впервые в стране, была создана новая общественная организация — клуб альпинистов. Являясь и методическим центром, и местом сбора, и организатором массовых восхождений и сложных экспедиций, альпклуб сыграл важную роль в освоении горного района и развитии спорта в республике. Это во многом благодаря его деятельности Заилийский Алатау стал вторым в стране после Кавказа районом массового альпинизма». В том же году группа динамовцев провела разведку подходов и маршрута на пик Хан-Тенгри. В пути надо было отбиваться от басмачей, вести по ледникам лошадей, которые проваливались в трещины и вязли в снегу, а люди еще не имели высотного опыта.
Но первыми в этот неприступный горный район пришли члены экспедиции украинского врача М.Т. Погребецкого. В книге И. Ветрова «Первый на Хан-Тенгри» читаем: «Белые пятна Тянь-Шаня требовали топографических съемок, его рудные богатства — геологических исследований, а в это время народное хозяйство нашей страны особенно нуждалось в сырье и полезных ископаемых, которые, несомненно, таились в недрах Тянь-Шаньских гор. Определяя задачи экспедиции в Тянь-Шань, Погребецкий выдвигал широкую программу научных работ».
Он был врачом, знал историю, увлекался гляциологией и метеорологией. В первую и вторую экспедиции были изучены подходы к семитысячнику по леднику Южный Иныльчек, особенности рельефа и климата. В 1931 году после тщательной подготовки группа под руководством Погребецкого поднялась на Хан-Тенгри.
В 1936 году на Тянь-Шань отправилась казахская экспедиция под руководством Е. Колокольникова. Он, И. Тютюнников и Л. Кибардин достигли вершины. На спуске сорвался истощенный высотой Кибардин, он сдернул Колокольникова, но Тютюнников сумел закрепиться и остановил падение. Навстречу обессиленным товарищам, с высоты 6000 метров, пробивались по снегу Рахимов, Камолов, Проценко. Колокольников говорил: «Наш альпинизм начинался с порога родного дома, мы надевали на плечи рюкзаки и не снимали их до конца пути». Это было первое высотное восхождение в Казахстане, первый высотный опыт. Выпускник художественного училища Евгений Михайлович Колокольников после войны преподавал рисунок и перспективу, рассказывал студентам училища о горах и многих привел в альпинизм.