МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

В Алматы под прицелом перестройки оказался один из культовых объектов города

Алматы обещали новый автовокзал на месте старого, только теперь он будет совсем не таким

Алматинцы уже привыкли к тому, что их город перерождается с незавидной регулярностью: вчера расширяли улицы до самого предела, сегодня появляются новые пешие маршруты, а на завтра нам обещают, что движение по большинству улиц станет односторонним. Теперь же дошла очередь до знаковых архитектурных сооружений.

Место бойкое и хлебное

Самый большой в Алматы автовокзал «Сайран» точно так же, как и железнодорожные вокзалы, и аэропорт, всегда имел свою романтическую изюминку. Ведь здесь в режиме нон-стоп постоянно встречаются и прощаются тысячи людей. Для одних перед поездкой в другие города и страны это точка отчета новой жизни, для других, если говорить об иностранных туристах, автовокзал — это место первых впечатлений, «причал», с которого начинается знакомство не только с городом Алматы, но и Казахстаном в целом.

В южной столице этим судьбоносным местом в огромной степени всегда был именно «Сайран». Для многих местных жителей он имеет почти сакральное значение, ведь на протяжении десятилетий именно прибытие такси с пассажирами сюда было началом их отпуска, который как правило проходил на лазурных берегах киргизского Иссык-Куля.

В те годы, когда автомобиль был роскошью, а передвигаться на большие расстояния можно было лишь на автобусе, автовокзал был не просто автостанцией, а поворотным пунктом, меняющим судьбы людей. Даже сложно предположить, сколько семей сложилось, сколько людей нашли свои половинки, а некоторые и потеряли из-за объявления, раздавшегося из граммофона: «Автобус, следующий маршрутом …задерживается».

Международный автовокзал «Сайран» построили в 1983 году. Тогда он находился на окраине города Алма-Аты, на западном берегу одноименного водохранилища Сайран, образованного рекой Большая Алматинка. Для своего времени это было грандиозное и массивное сооружение, к которому многие алматицы приезжали даже не для того, чтобы куда-то уехать, а чтобы побродить по автовокзалу, проникнуться духом путешествий. Он был призван изменить тихий район и стать центральным объектом формировавшегося градостроительного узла.

Трехэтажное здание общей площадью более 12 тысяч квадратных метров располагалось со значительным отступом от линии застройки прилегающих улиц Комсомольская (ныне Толе би) и Мате Залки (Утеген батыра). Образовавшееся пространство с южной стороны предназначалось для организации приема и отправки автобусов, а с северной стороны формировало площадь, озелененную ценными породами деревьев и кустарников.

Основной архитектурный образ зданию придает мощный, высотой в девять метров, консольный свес козырька по периметру кровли. В отделке фасадов здания применяли мрамор, ракушечник и майкольский гранит.

Но за последнее десятилетие привокзальную территорию в значительной степени изуродовали тотальной застройкой мелкими бутиками, закусочными и прочими сооружениями, ориентированными в основе своей на предоставление разного рода услуг. Что, собственно говоря, неудивительно, ведь место проходимое, где жизнь кипит круглые сутки, следовательно и заработать тут можно неслабо.

Другое дело, что в свое время некоторые чиновники допустили это безобразие и позволили «облепить» автовокзал несуразными коробками из дешевого пластика и безликого алюкобонда, которые полностью разрушили архитектурный замысел и целостность восприятия всего здания. Ведь кто-то же дал «добро» на застройку? И аренда с этих территорий не один год набивала чьи-то карманы… Наверное.

Когда-то здесь кипела другая жизнь

В этом году «Сайран» отмечает свой 35-летний юбилей, и за этот период его стены видели много перемен, которые терпеливо вынесли. Однако дрожать их заставило другое известие — информация о том, что впереди ждет большая реконструкция. И вот здесь многие затаились: «Что же будет дальше?». Настороженность и волнение тех людей, чьи будни так или иначе связаны с привокзальной жизнью, небезосновательны. Ведь все помнят судьбу другого знаменитого автовокзала «Саяхат», который попросту ликвидировали. А на вопрос «Зачем?» никто не берется ответить и сегодня. Если кто-то забыл важность и незаменимость этого сооружения, мы напомним.

Автовокзал «Саяхат» был первым транспортным хабом в Алма-Ате, который позволил упорядочить автобусные перевозки, причем не только областного направления, но и междугородных, и даже международных рейсов. В 70-х годах его проектная мощность составляла 10 тысяч пассажиров в сутки — солидный показатель даже по сегодняшним меркам. Но и этого оказалось недостаточно. Уже к рубежу 1980 года 550 приписанных к «Саяхату» автобусов не удовлетворяли спрос всех желавших уехать-приехать в Алма-Ату — он вдвое превосходил предложение.

Особенно чувствительными были сбои в часы пик, ведь все больше жителей окрестных сел ездили на работу и учебу в город. Это и побудило к возведению автовокзала «Сайран», который в дальнейшем взял на себя всю основную нагрузку, оставив предшественнику обслуживание лишь областных маршрутов.

Но, несмотря на это, «Саяхат» отлично работал до последнего момента, пусть автопарк старел, рейсы выполняли регулярно и без остановки. Чего стоили башенные часы, возвышающиеся над двумя ключевыми артериями города, — Ташкентского и Красногвардейского трактов (нынче проспекты Райымбека и Суюнбая). По ним сверяли время, часы были местной достопримечательностью и практически памятником архитекторы. Точнее, могли бы стать, но не стали.

В 2000-х культовое сооружение кому-то стало костью в горле. По одной из версий, здание «Саяхата» мешало тогда еще строящейся развязке на пересечении вышеупомянутых проспектов. Что же, понять можно. Город растет, дорожная инфраструктура становится более сложной, и чем-то нужно жертвовать. Каково же было разочарование горожан после открытия долгожданной развязки! Оказалось, что как сам автовокзал, так и его территория никак не пересекаются и немешают транспортному узлу. Так зачем его снесли?

Можно предположить, что изначально запланировали другую, более сложную схему развязки, как ее называют специалисты, «лист клевера» с множеством съездов. Но что-то пошло не так, и планы изменились в пользу более простой конструкции. Возможно, и так. Эта версия имеет право на существование хотя бы потому, что упростили настолько, что перекресток не мог справиться с дорожным трафиком ни тогда, ни сейчас — после реорганизации схемы движения.

Действительно, новая развязка ничуть не улучшила дорожную обстановку на этом перекрестке. И ежедневный коллапс там наблюдали до сих пор.

Как бы то ни было, «Саяхат» снесли, а на его месте организовали стихийный базар, укрытый от взора туристов многометровым забором. Наболевшей мозолью остается и тема большого скопления людей на все том же перекрестке, которые, желая поймать попутку, вылезают на проезжую часть, рискуя при этом своими жизнями. А какие у них есть варианты? Ведь, несмотря на то что автовокзал снесли, жители Талгара и поселков, расположенных вдоль Талгарского тракта, продолжают ездить на работу и обратно. «Точку сбора» стерли с карты города, однако место встречи изменить нельзя — стоят и «голосуют» независимо от времени года и погодных условий.

Что же будет с «Сайраном», неужели и ему уготована такая же судьба — стать сомнительным баранчиком, спрятанным за серым забором?

А он, оказывается, еще и памятник…

Еще в апреле этого года аким города Алматы Бауыржан Байбек поручил отремонтировать и внести автовокзал «Сайран» в список памятников истории. Тогда глава мегаполиса отметил, что он уже давно не соответствует международному уровню, и требуются как реконструкция здания, так и пересмотр модели менеджмента.

— В рамках начатой с прошлого года реконструкции города мы возвращаем исторический облик Алматы. В первую очередь необходимо привести здание к первоначальному виду, с привлечением экспертов полностью пересмотреть логистику пассажирских потоков. То есть мы восстанавливаем историческое здание, но с новыми подходами к организации операционной деятельности всего вокзала, который должен стать транспортным хабом города, — с таким сообщением выступил Байбек.

И уже в начале июня стало известно, что автовокзал «Сайран» включили в список предварительного учета объектов историкокультурного наследия. О чем это говорит? Поясним.

Даже до принятия окончательного решения о статусе объекты подлежат охране наравне с памятниками истории и культуры. А в соответствии с законом пользователь обязан обеспечить сохранность памятника. «Запрещаются изменение внешнего облика здания, его перепланировка, изменение несущих конструкций, пристройки, целевого назначения и нарушение охранной зоны. Любые мероприятия, связанные с ремонтом и реконструкцией здания, производят с согласования уполномоченного органа», — говорится в официальном сообщении городских властей.

Другими словами, автовокзал не снесут, а сделают лишь косметический ремонт.

В течение всего лета на территории автовокзала шла «большая уборка» — снесли все незаконные постройки, бутики и прочие сооружения, которые не предусмотрены генпланом. Прошлись бульдозером и по прилегающей территории. На рядом расположенной АЗС, которую, к слову, решили не трогать, демонтировали комплекс для мойки автомобилей.

Такую же судьбу уготовили и остановочному комплексу — одноэтажному зданию, растянувшемуся вдоль улицы Толе би и перекрывающему вид на «Сайран». Сейчас в нем расположены кафе, ателье, ремонт телефонов и прочие места бизнеса представителей малого предпринимательства. У собственника сооружения осталось три месяца на то, чтобы принять предложенную городом компенсацию в размере 23,5 миллиона тенге, либо обжаловать решение в суде.

Что касается самой территории автовокзала, то ее обещают сделать более просторной. По проекту пересмотрят транспортную логистику, расширят привокзальную площадь и пешеходную зону. Также должны появиться фонтаны, парковки, зеленые зоны и детские площадки.

А общая площадь автовокзала «Сайран» составит около 60 тысяч квадратных метров, из них подвергнутся реконструкции семь тысяч. Что радует, так это площадь озеленения — 9,2 тысячи квадратных метров. Это, конечно, не лес, но дополнительные «бронхи» для города лишними не будут. Брусчатка, которой сейчас активно застилают пешеходные аллеи в центральной части города, появится и на «Сайране»: при обновлении территории планируют использовать асфальтовое покрытие в 23 тысячи квадратных метров и брусчатку — 20 тысяч квадратных метров.

Срок окончания реконструкции «последнего из могикан» пока не озвучили, однако, как нам кажется, уже в обозримом будущем мы сможем увидеть новый-старый «Сайран» совершенно другим, более цивилизованным. Еще бы обновили и автобусный парк. Тогда, наверняка, можно было бы сказать о европейском уровне автобусных перевозок.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах