МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Казахстан

Ожирение в Казахстане молодеет

Чревоугодие было и остается опасным удовольствием

В Алматы прошла вторая международная конференция «Факторы риска-2017», в ходе которой обсуждались опасности для здоровья человека, современные вызовы и какие нужны здесь инновационные решения. Одним из очень опасных факторов была названа все возрастающая угроза роста смертности от неинфекционных заболеваний (НИЗ) по всему миру.

Болезнь не заразная, но смертельная

Как оказалось, в Казахстане ситуация с такими болезнями далеко не самая лучшая, и традиционно участники взывали к помощи государства в решении данной проблемы.

Как было сказано в ходе мероприятия, по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от неинфекционных заболеваний умирает в мире 38 миллионов человек. Сердечно-сосудистые заболевания — большинство таких случаев смерти — от них умирает 17,5 миллиона человек. За ними следуют онкологические заболевания — 8,2 миллиона, респираторные болезни — 4 миллиона и диабет — 1,5 миллиона человек. Эти цифры должны заставить насторожиться каждого, ведь в зоне риска все — кто делает свой выбор образа жизни осознанно, и те, кто еще не научился выбирать, то есть дети.

Со слов Бахыт Туменовой, президента казахстанского общественного фонда «Аман-саулык», члена общественного совета Министерства здравоохранения страны, за годы независимости Казахстану удалось добиться неплохих результатов в данной области: показатель общей смертности был снижен на шесть процентов. Тем не менее в республике, как и во всем мире, повышается уровень заболеваемости и смертности от неинфекционных заболеваний.

Среди причин возникновения хронических заболеваний в Казахстане в 87,5 процента случаев зафиксированы четыре основных фактора риска: нездоровый режим питания, недостаточный уровень физической активности, употребление табака и чрезмерное потребление алкоголя. Сюда же можно отнести и наркоманию, разгул которой набирает обороты.

Мировой опыт показывает, что эффективно снизить количество таких заболеваний возможно путем профилактики и системного подхода к этим факторам, нужно лишь принимать проверенные и доступные меры. И здесь многие специалисты ставят ударение именно на опыт профилактики и снижения риска, которым у нас практически не уделяется внимание.

Проще запретить или ужесточить что-либо. Но лишь тогда, когда это выгодно. Мы много говорим о том, что нельзя есть чипсы и употреблять колу, но при этом сами балуем детей не только этими «благами» в те моменты, когда очень хочется во что бы то ни стало обрести свободное от детворы время.

Но это, так сказать, ваше личное дело и проблема здоровья ваших детей. Однако и в масштабах государства также наблюдаются серьезные «дисциплинарные» проблемы: на борьбу с курением и алкоголизмом выделяются миллионы тенге бюджетных денег. Это разнообразные сомнительные программы по борьбе с вредными привычками вместо того, чтобы создать условия для здорового образа жизни — сделать бесплатными занятия на спортивных сооружениях, способствовать любительскому спорту т.п.

В то же время табачные и алкогольные изделия дорожают постоянно. Что в результате способствует появлению контрафактной продукции и контрабанде — ярким примером служит минизавод, который не так давно закрыли в Восточно-Казахстанской области и который производил поддельные сигареты миллионами штук. Сколько потребителей пострадало от этой сомнительной продукции, в этом еще разбираются.

Тему спортивного развития молодежи и вовсе можно отнести к философской, ведь бесплатных и современных спортивных платформ в масштабах страны фактически нет. Все эти и ряд других факторов вкупе ведут не только к ухудшению здоровья взрослеющего населения, но и «омоложению» таких болезней, как рак, ожирение, респираторные заболевания, росту артериального давления и т.п. То есть власть предпочитает бороться с недугами и вредными привычками населения запретами и повышением цены табака и алкоголя, не задумываясь об альтернативах, а они есть.

И в каждом из основных факторов риска, присущих именно Казахстану, есть свои особенности, о которых важно сказать. Поэтому мы решили исследовать эту тему в серии материалов, в которых зададимся множеством вопросов, но главное — будем искать ответы, которые для некоторых стран уже очевидны, но почему-то игнорируются у нас.

Химия, которую впитали вместе с молоком

При этом разделить вышеупомянутые темы не получится, ведь все они тесно переплетены между собой и в некоторых случаях являются вытекающими друг из друга. Сегодня же мы поговорим о здоровом питании, то есть о культуре питания, которой у нас практически нет, и о тех сложностях, с которыми приходится сталкиваться людям, пытающимся сделать наше меню хоть немного безопаснее.

В действительности Казахстану удалось добиться снижения общего показателя смертности: шесть процентов — это неплохой результат, но отличным его не назовешь. Ведь, сравнивая с данными, скажем, по соседней России, которые были озвучены еще в прошлом году на первой подобной конференции по факторам риска, этот показатель составил 17 процентов. И это при том, что в Казахстане проблема с алкоголизмом и всеми вытекающими из нее последствиями не стоит так остро, как в России.

Возвращаясь к показателям, заметим, что нет ничего удивительного в том, что казахстанские дети все более склонны к ожирению (о чем говорили специалисты на конференции). Ведь они повсеместно встречают фастфуды, которые продают тяжелую, перенасыщенную солями и жирами продукцию. И если в развитых станах уже наелись этого «добра», и борьба с хот-догами, по крайней мере, информационная идет, то у нас все наоборот.

Многие жители Алматы до сих пор не могут принять появление «Макдональдса» по вполне объективной причине — он был построен на месте снесенного кинотеатра. О какой пропаганде здорового образа жизни можно говорить, если вместо исторического «Алатау», который позволял культурно просвещаться как взрослым, так и детям, был возведен фастфуд, который если и пропагандирует какую-то культуру, то точно не здорового питания и полезного времяпрепровождения.

Конечно, есть можно практически все и без вреда для здоровья, если употреблять даже «особые» группы продуктов небольшими порциями. Но кто соблюдает эти нормы, да и есть ли они вообще?

Ведь даже такой, казалось бы, полезный продукт, как молоко, оказался за бортом детской потребительской корзины. То есть речь идет о настоящем молоке, а не порошковом. Причины лежат в том, что целое поколение было воспитано на продуктах сомнительного происхождения. Яркий пример — питание в детских садах. Как рассказали специалисты, до недавнего времени продукты в них закупались по принципу «самый дешевый», за что можно сказать «спасибо» тендерной системе.

Вследствие этого дети просто привыкли к вкусу пальмового масла, разбавленного сахарным сиропом, а настоящее молоко перестали воспринимать в принципе, ведь оно стало вызывать... отвращение.

Нам с вами не по пути

На самом деле, если сравнить казахстанские правовые нормы в отношении питания с аналогичными в странах СНГ, то они сконструированы отлично. Российские специалисты отметили, что документы в этой области, принятые в Казахстане, являются самыми прогрессивными. Правда, не обошлось без «но», и на практике потребитель все равно остается уязвимым.

— Прежде всего нужно осознать, что факторы риска есть, — отмечает Светлана Романовская, кандидат юридических наук, президент РОО «Национальная лига потребителей». — Для примера возьмем информацию о составе продукции, которая пишется на упаковке — она есть. Но какое нужно иметь зрение, чтобы прочитать этот ультрамелкий шрифт? Мало того, важно понимать, чем сорбит Е-420 отличается от других добавок — наносит он вред здоровью или нет! Этих знаний у потребителей нет.

Также ранее в стенах парламента разрабатывался проект о генно-модифицированной инженерии, но явных подвижек в этом вопросе мы так и не увидели. Очевидно, что влияние генетически модифицированных ингредиентов на человеческий организм вызывает опасение. В свою очередь, еще четыре года назад германские и российские специалисты из области защиты прав потребителей провели опыты на мышах, результаты которых говорят, что этот вопрос нужно взять под особый контроль.

Эксперименты проводились над мышами, одну из которых кормили генно-модифицированной пшеницей, и ее приплод уже во втором поколении потерял способность к репродукции. Но это данные заграничных специалистов. У нас же эти исследования не проводятся, и мы не знаем, что именно мы потребляем. На наш взгляд, государство должно защищать права потребителей на таком уровне, чтобы все то, что продается на территории РК, было не только безопасно, но и понятно потребителю по составу ингредиентов. Это важно, чтобы у человека была возможность делать осознанный выбор, и он понимал, что ему продают.

Правильные законы и нормы есть, но они оказываются бесполезны, поскольку некоторые узкопрофильные организации весьма своеобразно и даже, можно сказать, однобоко трактуют реальную действительность.

Для наглядности Романовская привела пример из личной практики: во время проведения одного из опытов над продуктами питания выяснилось, что печенье горит, как бумага. Тогда специалисты попытались сдать продукт на анализ и вот тут в очередной раз столкнулись с непреодолимой преградой — печенье не приняли. Как оказалось, многие организации в РК, которые занимаются сертификацией, отказываются сотрудничать с организациями по защите прав потребителей.

— Казалось бы, что тут должно быть тесное сотрудничество, но на практике не берут на исследование ничего, — сетует Романовская. — Ответ работников центра сертификации на вопрос «почему?», по меньшей мере, настораживает: «Нам с вами завтра идти с исковым заявлением в суд, а мы судиться не хотим». И эта проблема носит системный характер. Чаще всего это несколько лабораторий: одна принимает госзаказ и контролирует, а другая выдает сертификаты. Спустя год эти функции переходят другим «сертифицированным» участникам «эстафеты», и так далее.

Когда-то этот «спринтерский забег» должен достичь своего финиша, и только после этого, когда бежать будет некуда, а сотрудничество будет налажено, можно будет говорить о том, что дали возможность защитить права этих самых потребителей. На данный момент остается только констатировать факты, а они говорят, что, согласно данным ВОЗ, за последние 35 лет проблема ожирения увеличилась вдвое — этим недугом страдает 39 процентов населения планеты. И, чтобы не вкатиться колобком в эту статистику, хотелось бы понимать, какими продуктами мы богаты, а чему по-настоящему рады.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах