Куда селить туристов?
За последние пять лет количество приезжающих в Алматы иностранных туристов увеличилось в два раза. И южная столица страны является пока безусловным туристическим лидером среди казахстанских городов.
Поэтому гостиничный форум проводился именно здесь, что логично, учитывая высокий потенциал развития в городе гостиничного бизнеса и самые благоприятные прогнозы по увеличению числа приезжающих. Форум, который устраивается ежегодно, собрал не только алматинских профессионалов в данном секторе бизнеса, но и топ-менеджеров этой отрасли из Франции, Грузии, Китая и России.
Торжественную речь на церемонии открытия произнес заместитель акима Алматы Мурат Кудышев. А обсуждалась во время дискуссионных сессий гостиничная структура, ее развитие и состояние в разных рыночных ситуациях. Темы актуальные и по-настоящему полезные для специалистов этого профиля. И все же есть темы, которые взволновали не только отельеров (это те, кто работает в отелях), но и представителей всех структур, которые с ними связаны.
Поводом для бурной дискуссии стало выступление Ильи Уразакова, директора Государственного фонда «Дирекция международных спортивных проектов Алматы». На форуме он оказался не случайно, ведь, занимаясь «Универсиадой-2017» и Олимпийскими играми 2022 года, кто, как не он в курсе всех событий спортивного мира.
А гостиничный сектор, как выразился сам Уразаков, это ахиллесова пята Казахстана в плане подготовленности к столь престижным соревнованиям.
Напомним, что 31 июля в столице Малайзии Куала-Лумпуре будет объявлен город-победитель на право проведения Олимпийских зимних игр 2022 года. В ходе последней поездки нашей делегации на сессию МОК заявке Алматы была дана высокая оценка. Однако участники сессии выразили озабоченность, да и вообще поставили под сомнение возможность организации достаточного числа гостиничных номеров для размещения всех гостей и участников Олимпиады.
Алматы, как сегодня заявляют официальные лица, уже на 70 процентов готов к проведению зимних Игр, а к 2017 году эта готовность вырастет до отметки 80 процентов. Но это касается только спортивных объектов. Однако слабым местом этой подготовки являются местные гостиницы, или, как говорят профессионалы в этой области, номерной фонд.
Для проведения Игр необходимо около 42,5 тысячи номеров, и это минимальный объем, требования международного стандарта. Чем же мы обладаем на сегодняшний день? Номерной фонд Алматы не дотягивает до отметки и 7000 номеров, а Алматинская область может похвастать лишь тремя тысячами, также планируют использовать комнаты в студенческих общежитиях при вузах города, что в общую копилку добавляет еще 12 000 комнат.
То есть фактический дефицит на сегодняшний день составляет примерно половину — около 20 000 номеров. Нужно удвоить номерной фонд — такова была основная мысль доклада Ильи Уразакова.
Принимать по-грузински — и все получится
Развитие туристической инфраструктуры и увеличение числа отелей, с одной стороны, момент положительный, ведь как в период строительства, так и после сдачи объекта в эксплуатацию в этом деле заняты сотни людей, есть рабочие места, идет работа. Но, с другой стороны, не будем забывать, что, например, Олимпиада — это разовое мероприятие и после ее проведения много построек может остаться невостребованными.
Прозвучали весьма интересные цифры. Коэффициент загрузки номерного фонда Казахстана составляет 25-26 процентов — цифры удручающие. С другой стороны, эти показатели обоснованы, ведь с относительно низким по мировым критериям уровнем сервиса мы имеем очень высокие цены на услуги как таковые. Это не только сокращает число иностранных туристов, но не позволяет развиваться и нашему внутреннему туризму. Всех, пожалуй, опережает Грузия, отели которой загружены на 85 процентов. Эта цифра впечатлила участников форума. Исправить же ситуацию в Казахстане собирается Национальная палата предпринимателей, которая предлагает создать по опыту Грузии специальные туристские зоны — наподобие экономических, учитывая, что для этого есть все условия. Кроме того, решить проблему с невостребованностью отечественных курортов поможет система корпоративного отдыха.
В чем же причина грузинского успеха? На этот вопрос попытался ответить генеральный менеджер одного из отелей Тбилиси Шалва Алавердашвили:
— Внутри персонала у всех в голове должно быть, что я работаю в самом лучшем месте в мире — вот это привлекает людей, это маленький штрих, может, для кого-то он неважен. Когда 100 человек стараются привлекать людей, то есть не только менеджер по продажам, это является одним из реальных рецептов хорошей продажи.
В то же время Роза Асанбаева, председатель комитета туристической отрасли Национальной палаты предпринимателей РК, называет двойное увеличение номерного фонда слишком оптимистичным и малореализуемым. В Казахстане еще нет такого «туристического ритма», как, допустим, в той же Москве, где город постоянно проводит крупные мероприятия, соревнования, фестивали. Поэтому, по мнению Асанбаевой, нецелесообразно столь обширно расширять номерной фонд Алматы. В качестве альтернативы она предложила обратить свое внимание на такие города, как Капшагай и Талгар. Можно использовать их в качестве резервной базы для приема гостей Олимпиады.
— Само мероприятие нужно нам как воздух, — утверждает Роза Асанбаева. — Но к организации нужно подходить очень аккуратно. Дело в том, что если коэффициент загрузки номерного фонда ниже 40 процентов, то это говорит об инвестиционной непривлекательности региона.
Сопоставив цифры, начинаешь понимать, какова реальная обстановка в отельном бизнесе страны.
Лучше меньше, но дешевле и качественнее
— Во время проведения больших мероприятий мы предостерегаем руководство регионов и городов, что не нужно строить много гостиниц, — говорит Геннадий Ламшин, президент, исполнительный директор Российской гостиничной ассоциации. — У нас есть большой опыт, когда мы терпели неудачи в таких случаях. Например, проведение в Екатеринбурге саммита ШОС-2009. Тогда мы увеличили номерной фонд практически вдвое. В результате после мероприятия загруженность номеров упала с 60 процентов до 30. Выправлять эту ситуацию пришлось очень долго.
Но ситуация не патовая, причем не нужно изобретать велосипед, все уже придумано и рассчитано. Один из наглядных примеров — Олимпийская деревня в Сочи, ее строили под Олимпиаду с таким расчетом, чтобы после ее проведения сооружения можно было отдать под жилье.
Есть и другой привлекательный сценарий — строить не коттеджи, как в Сочи, и не гостиницы, как предложено, а жилые дома. В период проведения Олимпиады они будут выполнять функции гостиниц, а после, практически без реконструкции, их можно отдать под заселение.
Третий выход из ситуации, который уже давно используется во всем мире, но до сих пор не применялся ни в России, ни в Казахстане, — быстровозводимые здания. Сейчас технология позволяет возводить «конструкторы» высотой до пяти этажей, и это очень удобно. После проведения одного мероприятия дом можно разобрать и транспортировать его в то место, где планируется проведение следующего.
К какому бы решению в итоге ни пришел МОК, очевидно одно — к строительству гостиниц нужно подходить крайне взвешенно.
Сейчас, как мы уже сказали, загрузка номерного фонда Алматы такова, что эксперты говорят о «пороге критичности», когда бизнес подходит к пределу рентабельности и может начаться постепенное закрытие некоторых гостиниц. Для сравнения: в Москве показатель загруженности стабильно держится в пределах 70-80 процентов. Если же номерной фонд в южной столице удвоится, то гостиничный бизнес здесь может стать не только малопривлекательным для инвесторов, но и убыточным.
Свою ложку дегтя в гостиничное дело вносит и желание всех новых гостиниц иметь высокую классификацию — 4-5 звезд, что подразумевает дороговизну проживания. Элитные номера, быть может, и престижней, но в стране явный дефицит номеров эконом-класса.
Однако начинают набирать обороты так называемые хостелы, имеющие огромную популярность во всем мире и позволяющие существенно сэкономить на проживании (Hostel — система размещения, представляющая собой, как правило, спальное место без дополнительных удобств в комнате).
В гостиничном деле есть еще много нюансов, которые не позволяют ему развиваться, но чаще они имеют локальный характер. Если же допустить ошибку и принять решение о массовой застройке гостиницами Алматы и близлежащих районов, то весь отельный бизнес Казахстана может получить серьезный и, быть может, непоправимый удар.