Человечество - это одна большая генетическая семья

Интерпретации поддается все, что угодно, но только не установленное наукой происхождение племен и народов

В своих предыдущих экскурсах в проблемы демографии и выживаемости разных народов мы не говорили о такой любопытной научной дисциплине, как демографическая генетика, которая изучает генетические процессы в человеческих популяциях. Между тем эта наука вполне может помочь решить многие современные задачи отдельных народов, которые и являются крупными человеческими популяциями.

Родственников не выбирают

В отличие от других разделов генетики человека, прежде всего медицинской, в центре внимания которой стоят болезни, полностью или частично наследственно обусловленные, но не представляющие массового явления и не отражающие состояние нормы, демографическая генетика (популяционная) сосредоточена на изучении нормальных генетических явлений и процессов в народонаселении.

Просим прощения за обилие научной терминологии, но в нашем пояснении без нее обойтись здесь не представляется возможным.

Так вот, центральным явлением для этого раздела генетики рассматривается так называемый наследственный полиморфизм популяций человека и народонаселения в целом. То есть именно то, что многообразно отражается в индивидуальных свойствах человека и в своеобразии популяций. Будучи явлением регулярным, наследственный полиморфизм находится под наибольшим воздействием демографических, процессов.

Несмотря на то, что ДНК всех людей и народов различны и в природе нет ни одного тождественного другому человека. С генетической точки зрения мы все очень похожи. Все различия в наших генах, которые дали нам разный цвет кожи и разрез глаз, по словам украинского генетика Льва Житовского, составляют всего 0,1 процента от нашего ДНК. На остальные 99,9 процента мы генетически одинаковы.

Как ни парадоксально, но если сопоставить различных представителей человеческих рас и ближайших наших родственников шимпанзе, то окажется, что все люди отличаются гораздо меньше, чем шимпанзе в одном стаде. Так что в какой-то степени мы все — это одна большая генетическая семья.

И, тем не менее, согласно последним генетическим исследованиям ДНК людей со всего европейского континента, можно прийти к выводу, что европейцы — одна большая европейская семья, они тесно связаны друг с другом на протяжении последних нескольких тысяч лет. Эти исследования Грэма Купа, профессора эволюции и экологии Университета Калифорнии (Graham Coop, a professor of evolutionan decologyat the UniversityofCalifornia) опубликовали в биологическом журнале PLoS (Public Library of Science).

То есть современный человек, живущий в Германии или в России, имеет общих предков с людьми по всей Европе. «Генетические карты» показывают, где живут ближние и дальние генетические «родственники» современных людей в этих двух странах. И, чем дальше во времени, тем больше среднее количество общих генетических предков.

На генеалогическом уровне все люди в Европе тесно связаны друг с другом, их генетическое родство восходит к тем же наборам генов предков, живших в родственных связях тысячи лет назад. Причерноморье и Приазовье — колыбель Европы. Сегодня исследователи считают прародиной праиндоевропейского языка Причерноморские степи, находящиеся к северу от Черного и Каспийского морей, где около 4000 года до нашей эры жили народы, возводившие курганы.

«Эта теория появилась более 10 лет назад, а теперь у нас есть конкретные доказательства на основе данных исследования ДНК», — сказал об этом профессор Грэм Куп.

Чем дальше, тем ближе?

Не вдаваясь в дальнейшем в тонкости и дебри научной терминологии, скажем лишь о том, что это может принести чисто практически.

Используя данные генетических исследований, можно многое, слишком многое предположить, но вот доказать эти предположения почти невозможно. Иными словами, исследования передвижений определенных галлогрупп отдельных народов или этносов — это еще далеко не безапелляционное доказательство того, что тот или иной этнос имел такую историю, а не иную. Потому что интерпретации поддается все, что угодно, а уж особенности наследственности или трактовки прошлого этносов и народов — тем более.

Является ли «чистота» крови или, точнее, генетическая однородность того или иного народа залогом его успешного развития и сохранения его уникальной идентификации? Да нет же, есть масса примеров того, как, напротив, смешение генотипов различных этносов приводит к тому, что формируется совершенно новый генотип и, как правило, новая этническая общность, у которой и новая идентичность.

Возьмем, к примеру, народы славянские и германские. Они, казалось бы, совершенно разные по своему поведению, традициям, не говоря уже о языках, обычаях и культуре. Но, как известно, самый многочисленный и самый, казалось бы, ярко выраженный в своей именно германской субэтнической чистоте народ — немцы — является наиболее смешанным из всех германских народов. В нем до 12 процентов представителей, то есть немцев, которые произошли от местных славянских этносов, некогда населявших территорию современной Германии.

А вот самый многочисленный славянский народ в Европе — русские, как оказалось, из всех славян наиболее близок именно к германцам. Да, есть у русских и потомки угрофиннов, но вот именно «германские галлогруппы» присутствуют в крови русских в наиболее выраженном объеме. Особенно у населяющих северо-восточные области России.

Причем ассимиляция славян у германцев и ассимиляция германцев у славян происходит, по утверждению исследователей, за пару поколений. Иными словами, деды и их внуки уже могут быть представителями совершенно разных народов. Разных по языку и культуре, но не по своему генетическому родству.

Казалось бы, раз известен генофонд, легко понять, откуда берется народный менталитет. На самом деле, нет.

По словам Олега Балановского, сотрудника лаборатории популяционной генетики российской Академии медицинских наук, между национальным характером и генофондом нет никакой связи. Это уже «исторически сложившиеся обстоятельства» и культурное влияние. Грубо говоря, если новорожденного младенца из русского села со славянским генофондом увезти сразу в Китай и воспитать в китайских обычаях, в культурном плане он будет типичным китайцем. Но, что касается внешности, иммунитета к местным заболеваниям, все останется славянским.

Раз генотип,
два генотип — может, что-то и получится

Мы взяли в качестве примера генетическую историю двух этих народов по одной простой причине: демографическая генетика их исследована настолько и столько данных в последнее время опубликовано, что все это дает основание с огромной степенью вероятности делать довольно интересные выводы.

Речь, конечно же, не идет о том, что оба народа вполне себе, что называется, произошли от одного корня. Таких выводов никто не делает. Но то, что генетические процессы в обеих этих популяциях благотворно влияют на них, это определенно. То есть можно говорить о некой «генетической совместимости».

А на практике, особенно, если взять во внимание особенности протекания этих самых демографических процессов, имеющих место в современной истории обоих народов (о чем мы подробно писали в наших предыдущих исследованиях), подобную совместимость вполне можно было бы использовать, например, чтобы провести грандиозный исторический эксперимент, в ходе которого как бы поддержать друг друга.

Правда, все это сегодня звучит сугубо гипотетически, но история много раз удивляла самыми невероятными поворотами и изменениями, поэтому и предугадывать дальнейшее ее поведение — это пытаться предсказать направление ветра, когда надвигается шторм...

Когда мы смотрим сегодня на «этническое» противоборство между украинцами и русскими, сербами и хорватами, мы видим, что между этими народами нет абсолютно никакой биологической и генетической разницы.

Между этими народами, едиными по кровному родству, есть лишь определенные культурные различия географических и политических границ, исторических, военных, культурных, религиозных и лингвистических (языковых) особенностей, которые передаются в семье, в определенной местности по наследству, по традиции, которая не имеет ничего общего с их генетическим формированием и происхождением.

И еще мы видим, что, к сожалению, генетической взаимодополняемости и популяционного единства у этих народов не произошло, несмотря на ближайшее родство. Так что не все даже близкие гены играют благотворную роль в развитии и увеличении популяций. Эти генетические «комбинации» вообще вещь во многом мистическая. И разобраться в этой мистике можно лишь сопоставляя уже имеющийся реальный исторический опыт.

Нет никакого «голоса крови»

Итак, в Европе преобладают мужчи-ны представители гаплогруппы R, а точнее — двух ее подтипов, возникших несколько позднее: R1а (Восточная Европа, условно славянская группа) и R1b (Западная Европа, условно кельтская). На севере — N1c (условно финская) и I1 (древнейшая европейская, условно скандинавская).

Почему условно? Да потому что все эти гаплогруппы указывают не на этнос, а на потомков конкретных людей, которые по разным причинам стали преобладать в тех или иных этнических группах. Преобладать, но никак не представлять собой этнос. Хотя бы потому, что, во-первых, этот «индоевропеец» R1а, потомок человека R, жил примерно 10-15 тысяч лет назад, а во-вторых, представителей этой гаплогруппы много в Иране и Индии, а также среди казанских татар (около 30 процентов). В «кельтской» R1b (81 процент ирландцев) преобладает 95 процентов (!) мужчин Камеруна...

Это всего лишь потомки одного человека с мутацией в Y-ДНК, широко расселившихся по свету, смешавшихся с самыми разными людьми любых рас и языков. Как носило по планете представителей этих родов, и где они в большинстве своем возникли и осели, это остается лишь в области предположений.

То есть среди людей, которые идентифицируют себя как русские, обнаруживается 47 процентов потомков основателя рода R1a, 20 процентов потомков основателя рода N, 17 процентов потомков древнейшего европейского рода I2, а вот если посмотреть на украинцев: R1а — 54 процента, I — 16.

Если же обобщить, то перемешались между собой мужчины и женщины от разных прародителей в самых причудливых генетических комбинациях, не знающих никаких этнических границ, потому что этнос — понятие не генетическое, а культурно-историческое. Не существует никаких генетических русских или белорусов — есть огромные семьи-роды, игнорирующие расы и языки, представители которых вошли в разные нации.

И нет никакого «голоса крови», потому что если бы он был, то русскому с R1а намного ближе был бы индиец из высшей касты в Западной Бенгалии с точно таким же гаплотипом, чем русский сосед с лестничной площадки, у которого N1.

Гаплогруппы и генетические особенности народов — это эхо древних времен, относящееся к тысячелетиям назад, а не к современности.